Лекционно-семинарская система при обучении географии
Пикулик Светлана Викторовна
учитель географии школы №797, ВАО, Москва
pikuliksv@yandex.ru
Научить учащегося в школе всему, что понадобится в жизни, невозможно, но можно и нужно научить его самостоятельно добывать знания, научить уметь их применять на практике.
Первое, что необходимо сделать для поднятия эффективности и результативности урока, увеличить удельный вес самостоятельной работы учащихся.
Успех обучения во многом определяется отношением школьников к учению, их стремлением к познанию, способностью осознанно и самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, активностью.
Сегодня появились новые технологии обучения, однако не следует забывать и о тех технологиях, которые использовались ранее и их эффективность доказана самой жизнью. Одной из таковых является лекционно-семинарская система обучения.
Она практически не претерпела существенных изменений с момента ее создания.
Лекционно-семинарской системе свойственно много функций, главными из которых являются:
-
Информационная - выражается в передаче учащимся специально отобранного и особым образом структурированного учебного материала. Содержательная сторона уроков обеспечивает формирование системы знаний, подлежащих усвоению учащимися;
-
Мировоззренческая - формирует мировоззрение учащихся. Учитель управляет мышлением учащихся, вызывая их активность и сложные процессы предвосхищения возможных исходов тех или иных событий, процессов, явлений.
-
Методическая - методическое руководство деятельностью учащихся, осуществляется непосредственным введением на уроках методических рекомендаций по работе над учебным материалом.
Преимущества использования лекционно-семинарской системы обучения в школе очевидны, так как она позволяет осознать школьниками процесс учения; даёт возможность активного включения в него; позволяет планировать учебную деятельности; позволяет учителю строить учебный процесс на разных уровнях сложности и использовать нетрадиционные формы обучения.
Лекционно-семинарская система вводится, как правило, в старших лицейских или гимназических классах с последующим принятием индивидуальных зачетов по каждой теме. Успешно применяется при изучении многих дисциплин, в том числе – географии.
Такую систему обучения в географии лучше практиковать в 9-10-х классах, а отдельные ее элементы в 6-8-х классах.
Умение слушать необходимо каждому человеку в любых жизненных ситуациях, и этому необходимо учить. Слушание лекции – это сложный творческий процесс, к которому учеников нужно готовить с 6-го класса, постепенно увеличивая время на объяснение и рассказ, давая при этом определенные задания с учетом возраста и подготовки школьников.
Слушать лекцию — это значит, понимать содержание, запоминать, выделять главное в содержании краткими записями, составлять план, графический конспект. Проведение лекций приводит, как правило, к перегруппировке материала. Учебные темы можно и нужно давать крупными блоками.
На своих уроках я использую вводные и обобщающие лекции, но лекции могут представлять собой и модификацию урока сообщения новых знаний.
Школьная лекция во многом приближается к рассказу, но значительно продолжительнее по времени и может занимать урочное время целиком. Следует помнить некоторые требования к школьной лекции: научность, доступность, единство формы и содержания, эмоциональность изложения, органическая связь с другими видами учебных занятий.
Обычно использую лекцию, когда необходимо дать дополнительный материал или обобщить его. Огромную помощь оказывает презентация, сопровождающая лекцию.
Учащихся необходимо учить записывать лекции, а именно: показывать приемы конспектирования, использования общеупотребительных сокращений и обозначений, учить дополнять материал лекций, применять необходимые схемы, чертежи, таблицы.
В начале лекции я сообщаю тему и план. На первых порах учащимся приходиться указывать, что записывать, при этом, не превращая лекцию в диктовку. В дальнейшем они должны самостоятельно по интонации и темпу изложения выделять подлежащее записи.
После одной или нескольких лекций проводятся семинарские занятия. Возможно использование двух видов семинаров: в форме докладов и сообщений или в вопросно-ответной форме. Сущность семинаров заключается в коллективном обсуждении предложенных вопросов, сообщений, рефератов, докладов, подготовленных учащимися под руководством учителя. При подготовке к семинарам учащиеся могут использовать Интернет-ресурсы.
Семинарскому занятию предшествует длительная заблаговременная подготовка. Сообщается план занятия, основная и дополнительная литература, намечается работа каждого ученика и класса в целом. Структурно семинары довольно просты. Они начинаются с краткого вступления учителя, затем последовательно обсуждаются объявленные вопросы. В конце занятия учитель подводит итог, делает обобщение.
Возможно проведение семинара в особой форме – форме диспута. Диспутом всегда руководит учитель, и сохраняются традиции коллективной работы учащихся на уроке. Семинар-диспут имеет и особую цель - формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций. На семинаре в результате предварительной работы над программным материалом учащимися решаются задачи познавательного, развивающего и воспитательного характера
Практикум – выполнение практической работы. Она может быть как индивидуальной, так и групповой. Выполняться либо самостоятельно, либо по инструкции. Практикумы во многом способствуют решению практических задач.
Одним из принципов учебно-воспитательного процесса старшей школы является принцип поэтапного рассмотрения учебного материала на разных уровнях познания.
Первый уровень - урок-лекция, на котором учащиеся коллективно воспринимают, осмысливают, усваивают новый материал.
Второй уровень - урок-практикум, на котором учащиеся не только осмысливают, но и применяют свои знания.
Третий уровень - урок-семинар, на котором происходит закрепление, совершенствование и творческое применение знаний, умений и навыков.
Четвертый уровень познания - урок-консультация, на котором происходит не только применение знаний, умений и навыков, но и их коррекция.
Пятый уровень - урок-зачет, на котором учащиеся обобщают и систематизируют свои знания по теме.
Таким образом, лекционно-семинарская система организации учебного процесса дает возможность ученику многократно, на разных уровнях познания, поработать над изучаемым материалом.
Предлагаю один из вариантов планирования темы «Население мира» в рамках лекционно-семинарской системы обучения; вопросы для семинара, презентацию лекции.
Планирование темы
№ и тема урока
|
Главные понятия
|
Главные умения
|
Форма проведения урока
|
Оборудование
|
1.Численность и динамика мирового населения. Демографический переход.
|
Особенности динамики естественного и механического
движения; показатели роста населения; представления о демографической политике.
|
Составлять в процессе слушания лекции план-конспект
|
Лекция
|
Политическая карта мира, карты атласа
Презентация
|
2.Состав населения: половой, возрастной, национальный, религиозный.
|
Типы возрастного состава, половозрастные пирамиды, крупнейшие народы мира. Официальные языки и мировые религии.
|
Раскрывать тезисы, составлять конспект лекции.
|
Лекция
|
Политическая карта мира, народы мира, карты атласа, таблица «половозрастная пирамида»
|
3. Расселение и размещение населения. Урбанизация
|
Ареалы повышенной плотности населения, понятия «урбанизация», её темпы, уровни, формы.
|
Работа с различными источниками информации
|
Практикум
|
Карты атласа, инструктивные карточки по группам
|
4.Обобщение по теме: «Население мира. Демографические проблемы»
|
Комплекс проблем, связанных с ростом численности населения, его качества, бурным ростом городов.
|
Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
|
Семинар
|
Схема - конспект по итогам занятия
|
Приложение 1.
Обобщение знаний по теме «Население мира». Семинар
Вопросы для подготовки
-
Почему численность населения является важным показателем социально-экономической характеристики любой страны?
-
С какими трудностями и проблемами сталкиваются страны с традиционным и современным типом воспроизводства? Подтвердите свой ответ конкретными примерами.
-
Как вы объясните этническую близость народов, живущих далеко друг от друга: венгров и финнов, жителей Филиппин и Мадагаскара?
-
Всегда ли плотность населения напрямую зависит от степени благоприятности её природных условий? Приведите примеры.
-
Какие типы миграций по масштабу, времени, мотивам, формам вы знаете?
-
К каким социальным и экономическим последствиям приводят изменения в составе населения страны в результате миграций?
-
Можно ли утверждать, что человечество вступило на путь превращения нашей земли в «планету-город»?
-
Особую роль в современной жизни играют крупнейшие города, получившие название «мировых городов». Как вы считаете на основе каких критериев можно выделить такие города? Какие города мира можно отнести к мировым?
-
Как вы считаете, процесс урбанизации носит стихийный характер или им можно управлять?
-
В двух странах одинаковая средняя заработная плата. Можно ли казать, что жители этих стран имеют одинаковый уровень жизни? Ответ поясните.
Презентация
Приложение 2.
План-конспект урока "Рельеф суши. Горы" 6 класс
Цель урока: дать общее представление о рельефе Земле в целом и об одной из его основных форм – горах.
Задачи:
а) Образовательные:
-
обеспечить в ходе урока усвоение понятия «горы»;
-
продолжить формирование общеучебных умений (работать по заданному алгоритму, находить сходства и различия, применять элементы классификации);
-
сформировать специальные (предметные) умения: определение высоты гор при помощи шкалы высот, определение географического положения гор;
б) Воспитательные
-
содействовать эстетическому воспитанию школьников: знакомство с произведениями живописи и литературы;
в) Развивающие
-
развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, логически излагать мысли;
-
развивать самостоятельность школьников, умение преодолевать трудности в учебе, используя проблемные ситуации, дискуссии;
-
развивать эмоции учащихся, создавая эмоциональные ситуации удивления, занимательности;
Оборудование:
-
ПК, проектор, экран
-
физическая карта мира
-
компьютерная презентация
Ход урока:
I. Орг. момент
II. Изучение нового материала
1) Проблемный вопрос
-Что общего у нашей планеты и бильярдного шара?
-Чем Земля отличается от бильярдного шара?
2) Как называется совокупность всех этих неровностей?
Рельеф Земли
Впадины океанов Выступы материков
3) Актуализация знаний
Одна из форм рельефа материков вам уже знакома
- Что перед вами?
Назовите элементы холма
4) Рельеф Земли
Впадины океанов Выступы материков
Равнины Горы
С одной из форм рельефа суши мы познакомимся на этом уроке
5) Посмотрите на изображения, о какой форме пойдет речь?
Тема урока «Горы» -записывают в тетрадь
6) Задачи урока:
-
сформулируем понятие «горы»
-
научимся классифицировать горы
-
научимся определять высоту гор по карте
-
и определять географическое положение гор
7) Создание образа гор
Горы всегда вдохновляли поэтов, художников, композиторов на создание прекрасных произведений.
Стихотворение, демонстрация репродукций картин
Н. Рериха.
Неподвижны горы и могучи.
Им страсть и время нипочем.
Гора к горе уходит в тучи,
Расталкивая их плечом.
Там лед вершинам лег на плечи,
Покой веков холодный чист.
Но он не вечен, он не вечен, –
Запомни это, альпинист.
Лишь стоит только камень сдвинуть,
В базальт скалы вбивая клин, –
И гул лавин пойдет в долину,
Захлестывая дно долин.
8) Формирование понятия «горы»
Назовите ключевые признаки гор
Сформулируйте определение
Горы – участки земной поверхности, высоко приподнятые над равниной, сильно расчлененные.
Понятия
-
Горный хребет
-
Гребень гор
У понятия горы есть синонимы.
-Что такое синонимы?
Горы = горная система = горная страна.
9) Классификация гор
По какому признаку различаются горы
По высоте горы бывают:
-
Низкие (до 1000 м)
-
Средние (от 1000 до 2000 м)
-
Высокие (от 2000 м)
-Как высота гор изображается на карте?
-Как называется этот способ?
Откройте атласы на стр. 17
-Найдите на карте России горы Урал и определите к какой группе они относятся.
- А теперь найдите Кавказ. К какой группе относятся они?
10) Почему горы различаются по высоте?
-На горы действуют внутренние силы. Какие?
Задача. Кавказ поднимается на 1 мм в год. Начал подниматься 15 млн. лет назад. Какова должна быть высота Кавказа? Какова реальная высота?
+ Постоянно действуют внешние силы – разрушение. Попробуйте назвать их?
Эти силы действуют одновременно, изменяя высоту гор.
11) Проблемное задание на применение полученных знаний на практике
Откройте атласы на стр. 16
Кругосветное путешествие по 30° с.ш. на высоте 1000 м
Посмотрите на карту в атласах и скажите, что может помешать его совершить?
Гималаи – самые высокие горы Земли. Определим их географическое положение.
12) Практическая работа. Определение ГП гор
а) Определяют ГП Гималаев вместе с учителем
План:
-
Название
-
К какой группе по высоте относятся
-
На каком материке и в какой его части находятся
-
Между какими меридианами и параллелями расположены
-
В каком направлении протянулись и на сколько километров
6. Как расположены относительно других объектов (равнин, морей, рек и др.)
б) Учащиеся определяют ГП гор самостоятельно
1 вариант – Уральские горы, 2 вариант – Кавказ
в) Проверка. Учащиеся сравнивают свои результаты с ответами на слайде
III. Итоги урока
1) Дайте определение понятия «горы»
2) Как различаются горы по высоте (примеры)?
3) Какие силы изменяют высоту гор и как?
IV. Орг. момент Д/з
|
Форма
У шара поверхность абсолютно гладкая, а у Земли есть неровности
Рельеф
Холм
Вершина, склон, подошва
Горы.
Записывают тему в тетрадь.
-
Части земной поверхности
-
Высота
-
Изрезанная поверхность
Записывают определение в тетрадь
Слова, одинаковые по смыслу
По высоте.
Записывают схему в тетрадь
Цветом
Метод послойной окраски
Средние
Высокие
Движения земной коры
15 км.
5642 м
Солнце, ветер, вода
На пути встретятся горы высотой более 1000 м – Гималаи, Кордильеры.
Гималаи
Высокие
В южной части Евразии
Между 35° и 27° с.ш.
75° и 95° в.д.
С запада на восток на 2500 км
К югу – п-ов Индостан,
К северу – Тибетское нагорье
|