Пикулик С.В. Лекционно-семинарская система при обучении географии

Лекционно-семинарская система при обучении географии

Пикулик Светлана Викторовна
учитель географии школы №797, ВАО, Москва
pikuliksv@yandex.ru


Научить учащегося в школе всему, что понадобится в жизни, невозможно, но можно и нужно научить его самостоятельно добывать знания, научить уметь их применять на практике.

Первое, что необходимо сделать для поднятия  эффективности и результативности  урока,  увеличить удельный вес самостоятельной работы учащихся.

Успех обучения во многом определяется отношением школьников к учению, их стремлением к познанию, способностью осознанно и самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, активностью.

Сегодня появились новые  технологии обучения, однако не следует забывать и о тех технологиях, которые  использовались ранее и их эффективность доказана самой жизнью. Одной из таковых является лекционно-семинарская система обучения.

Она практически не претерпела существенных изменений с момента ее создания.

Лекционно-семинарской системе свойственно много функций, главными из которых являются:

  1. Информационная -  выражается  в передаче учащимся специально отобранного и особым образом структурированного учебного материала. Содержательная сторона уроков обеспечивает формирование системы знаний, подлежащих усвоению учащимися;
  2. Мировоззренческая -  формирует  мировоззрение учащихся. Учитель управляет мышлением учащихся, вызывая их активность и сложные процессы предвосхищения возможных исходов тех или иных событий, процессов, явлений.
  3. Методическая - методическое руководство деятельностью учащихся, осуществляется непосредственным введением на уроках методических рекомендаций по работе над учебным материалом.

Преимущества использования лекционно-семинарской системы  обучения в школе  очевидны, так как она позволяет осознать школьниками процесс учения; даёт возможность активного включения в него; позволяет планировать учебную деятельности; позволяет учителю строить учебный процесс на разных уровнях сложности и использовать нетрадиционные формы обучения.
Лекционно-семинарская система вводится, как правило, в старших лицейских или гимназических классах с последующим принятием индивидуальных зачетов по каждой теме. Успешно применяется при изучении  многих дисциплин, в том числе – географии.

Такую систему обучения  в географии лучше практиковать в 9-10-х классах, а отдельные ее элементы в 6-8-х классах.

Умение слушать необходимо каждому человеку в любых жизненных ситуациях, и этому необходимо учить. Слушание лекции – это сложный творческий процесс, к которому учеников нужно готовить с 6-го класса, постепенно увеличивая время на объяснение и рассказ, давая при этом определенные задания с учетом возраста и подготовки школьников.

Слушать лекцию — это значит, понимать содержание, запоминать, выделять главное в содержании краткими записями, составлять план, графический конспект. Проведение лекций приводит, как правило, к перегруппировке материала. Учебные темы можно и нужно давать крупными блоками.

На своих уроках я использую вводные и обобщающие лекции, но лекции могут  представлять собой и модификацию урока сообщения новых знаний.

Школьная  лекция во многом приближается к рассказу, но значительно продолжительнее по времени и может занимать урочное время целиком.      Следует помнить некоторые требования к школьной лекции: научность, доступность, единство формы и содержания, эмоциональность изложения, органическая связь с другими видами учебных занятий.

Обычно использую лекцию, когда необходимо дать дополнительный материал или обобщить его. Огромную помощь оказывает презентация, сопровождающая лекцию.

Учащихся необходимо учить записывать лекции, а именно: показывать приемы конспектирования, использования общеупотребительных сокращений и обозначений, учить дополнять материал лекций, применять необходимые схемы, чертежи, таблицы.

В начале лекции я сообщаю тему и план. На первых порах учащимся приходиться указывать, что записывать, при этом, не превращая лекцию в диктовку. В дальнейшем они должны самостоятельно по интонации и темпу изложения выделять подлежащее записи.

После одной или нескольких лекций проводятся семинарские занятия.  Возможно использование двух видов семинаров: в форме докладов и сообщений или в вопросно-ответной форме. Сущность семинаров заключается в коллективном обсуждении предложенных вопросов, сообщений, рефератов, докладов, подготовленных учащимися под руководством учителя. При подготовке к семинарам учащиеся могут использовать Интернет-ресурсы.

Семинарскому занятию предшествует длительная заблаговременная подготовка. Сообщается план занятия, основная и дополнительная литература, намечается работа каждого ученика и класса в целом. Структурно семинары довольно просты. Они начинаются с краткого вступления учителя, затем последовательно обсуждаются объявленные вопросы. В конце занятия учитель подводит итог, делает обобщение.

Возможно проведение семинара в особой форме – форме диспута.  Диспутом всегда руководит учитель, и сохраняются традиции коллективной работы учащихся на уроке. Семинар-диспут имеет и особую цель - формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций. На семинаре в результате предварительной работы над программным материалом учащимися решаются задачи познавательного, развивающего и воспитательного характера

Практикум – выполнение практической работы. Она может быть как индивидуальной, так и групповой. Выполняться либо самостоятельно, либо по инструкции. Практикумы во многом способствуют решению практических  задач.  

Одним из принципов учебно-воспитательного процесса старшей школы является принцип поэтапного рассмотрения учебного материала на разных уровнях познания.

Первый уровень - урок-лекция, на котором учащиеся коллективно воспринимают, осмысливают, усваивают новый материал.

Второй уровень - урок-практикум, на котором учащиеся не только осмысливают, но и применяют свои знания.

Третий уровень - урок-семинар, на котором происходит закрепление, совершенствование и творческое применение знаний, умений и навыков.

Четвертый уровень познания - урок-консультация, на котором происходит не только применение знаний, умений и навыков, но и их коррекция.

Пятый уровень - урок-зачет, на котором учащиеся обобщают и систематизируют свои знания по теме.

Таким образом, лекционно-семинарская система организации учебного процесса дает возможность ученику многократно, на разных уровнях познания, поработать над изучаемым материалом.

Предлагаю один из вариантов планирования  темы  «Население мира»  в рамках  лекционно-семинарской системы обучения; вопросы для семинара, презентацию лекции.

 Планирование темы

№ и тема урока

Главные понятия

Главные умения

Форма проведения урока

Оборудование

1.Численность и динамика мирового населения. Демографический переход.

Особенности  динамики естественного и  механического
движения; показатели роста населения; представления о демографической политике.

Составлять в процессе слушания лекции  план-конспект

Лекция

Политическая карта мира, карты атласа
Презентация

2.Состав населения: половой, возрастной, национальный, религиозный.

Типы возрастного состава, половозрастные пирамиды, крупнейшие народы мира. Официальные языки и мировые религии.

Раскрывать тезисы, составлять конспект лекции.

Лекция

Политическая карта мира, народы мира, карты атласа, таблица «половозрастная  пирамида»

3. Расселение и размещение населения. Урбанизация

Ареалы повышенной плотности населения, понятия «урбанизация», её темпы, уровни, формы.

Работа с различными источниками информации

Практикум

Карты атласа, инструктивные карточки по группам

4.Обобщение по теме: «Население мира. Демографические проблемы»

Комплекс проблем, связанных с ростом численности населения, его качества, бурным ростом городов.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Семинар

Схема - конспект по итогам занятия

Приложение 1.

Обобщение знаний по теме «Население мира». Семинар

Вопросы для подготовки

  1. Почему численность населения является важным показателем социально-экономической характеристики любой страны?
  2. С какими трудностями и проблемами сталкиваются страны с традиционным и современным типом воспроизводства? Подтвердите свой ответ  конкретными примерами.
  3. Как вы объясните этническую близость народов, живущих далеко друг от друга: венгров и финнов, жителей Филиппин и Мадагаскара?
  4. Всегда ли плотность населения напрямую зависит от степени благоприятности её природных условий? Приведите примеры.
  5. Какие типы миграций по масштабу, времени, мотивам, формам вы знаете?
  6. К каким социальным и экономическим последствиям приводят изменения в составе населения страны в результате миграций?
  7. Можно ли утверждать, что человечество вступило на путь превращения нашей земли в «планету-город»?
  8. Особую роль в современной  жизни  играют крупнейшие города, получившие название «мировых городов». Как вы считаете на основе каких критериев можно выделить такие города? Какие города мира можно отнести к мировым?
  9. Как вы считаете, процесс урбанизации носит стихийный характер или им можно управлять?
  10. В двух странах  одинаковая средняя заработная плата. Можно ли казать, что жители этих стран имеют одинаковый уровень жизни? Ответ поясните.

Презентация

Приложение 2.

План-конспект урока "Рельеф суши. Горы" 6 класс


Цель урока: дать общее представление о рельефе Земле в целом и об одной  из его основных форм – горах.

Задачи:

а) Образовательные:

  • обеспечить в  ходе урока усвоение понятия «горы»;
  • продолжить формирование общеучебных умений (работать по заданному алгоритму, находить сходства и различия, применять элементы классификации);
  • сформировать специальные (предметные) умения: определение высоты гор при помощи шкалы высот, определение географического положения гор;

б) Воспитательные

  • содействовать эстетическому воспитанию школьников: знакомство с произведениями живописи и литературы;

в) Развивающие

  • развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, логически излагать мысли;
  • развивать самостоятельность школьников, умение преодолевать трудности в учебе, используя проблемные ситуации, дискуссии;
  • развивать эмоции учащихся, создавая эмоциональные ситуации удивления, занимательности;

Оборудование:

  • ПК, проектор, экран
  • физическая карта мира
  • компьютерная презентация

Ход урока:

I. Орг. момент

  • Вступительное слово

II. Изучение нового материала

1) Проблемный вопрос
-Что общего у нашей планеты и бильярдного шара?
-Чем Земля отличается от бильярдного шара?

 2) Как называется совокупность всех этих неровностей?
Рельеф Земли
Впадины океанов          Выступы материков

3) Актуализация знаний
Одна из форм рельефа материков вам уже знакома
- Что перед вами?
Назовите элементы холма

4) Рельеф Земли
Впадины океанов          Выступы материков
Равнины           Горы
С одной из форм рельефа суши мы познакомимся на этом уроке

5) Посмотрите на изображения, о какой форме пойдет речь?
Тема урока «Горы» -записывают в тетрадь

6) Задачи урока:

  • сформулируем понятие «горы»
  • научимся классифицировать горы
  • научимся определять высоту гор по карте
  • и определять географическое положение гор

7) Создание образа гор
Горы всегда вдохновляли поэтов, художников, композиторов на создание прекрасных произведений.
Стихотворение, демонстрация репродукций картин
Н. Рериха.
Неподвижны горы и могучи.
Им страсть и время нипочем.
Гора к горе уходит в тучи,
Расталкивая их плечом.
Там лед вершинам лег на плечи,
Покой веков холодный чист.
Но он не вечен, он не вечен, –
Запомни это, альпинист.
Лишь стоит только камень сдвинуть,
В базальт скалы вбивая клин, –
И гул лавин пойдет в долину, 
Захлестывая дно долин.

8) Формирование понятия «горы»
Назовите ключевые признаки гор

Сформулируйте определение
Горы – участки земной поверхности, высоко приподнятые над равниной, сильно расчлененные.
Понятия

  • Горный хребет
  • Гребень гор

У понятия горы есть синонимы.
-Что такое синонимы?
Горы = горная система = горная страна.

9) Классификация гор
По какому признаку различаются горы
По высоте горы бывают:

  • Низкие (до 1000 м)
  • Средние (от 1000 до 2000 м)
  • Высокие (от 2000 м)

    -Как высота гор изображается на карте?
-Как называется этот способ?
Откройте атласы на стр. 17
-Найдите на карте России горы Урал и определите к какой группе они относятся.
- А теперь найдите Кавказ. К какой группе относятся они?

10) Почему горы различаются по высоте?
-На горы действуют внутренние силы. Какие?
Задача. Кавказ поднимается на 1 мм в год. Начал подниматься 15 млн. лет назад. Какова должна быть высота Кавказа? Какова реальная высота?
+ Постоянно действуют внешние силы – разрушение. Попробуйте назвать их?
Эти силы действуют одновременно, изменяя высоту гор.

11) Проблемное задание на применение полученных знаний на практике
Откройте атласы на стр. 16
Кругосветное путешествие по 30° с.ш. на высоте 1000 м
Посмотрите на карту в атласах и скажите, что может помешать его совершить?

Гималаи – самые высокие горы Земли. Определим их географическое положение.

12) Практическая работа. Определение ГП гор
а) Определяют ГП Гималаев вместе с учителем
План:

  • Название
  • К какой группе по высоте относятся
  • На каком материке и в какой его части находятся
  • Между какими меридианами и параллелями расположены
  • В каком направлении протянулись и на сколько километров

 6.   Как расположены относительно других объектов (равнин, морей, рек и др.)

б) Учащиеся определяют ГП гор самостоятельно
1 вариант – Уральские горы, 2 вариант – Кавказ
в) Проверка. Учащиеся сравнивают свои результаты с ответами на слайде

III. Итоги урока
1) Дайте определение понятия «горы»
2) Как различаются горы по высоте (примеры)?
3) Какие силы изменяют высоту гор и как?

IV. Орг. момент Д/з

 

 

Форма
У шара поверхность абсолютно гладкая, а у Земли есть неровности
Рельеф

 

 

Холм
Вершина, склон, подошва

 

 

 

Горы.
Записывают тему в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Части земной поверхности
  • Высота
  • Изрезанная поверхность

Записывают определение в тетрадь

 

Слова, одинаковые по смыслу

 

По высоте.
Записывают схему в тетрадь

Цветом
Метод послойной окраски

Средние
Высокие

Движения земной коры

 

15 км.
5642 м

Солнце, ветер, вода

 

 

На пути встретятся горы высотой более 1000 м – Гималаи, Кордильеры.

 

Гималаи
Высокие
В южной части Евразии
Между 35° и 27° с.ш.
            75° и 95° в.д.
С запада на восток на 2500 км
К югу – п-ов Индостан,
К северу – Тибетское нагорье