Васильева Г.И. Урок истории «Другая война» с использованием ЭОР – ИИП «КМ – Школа»
Урок истории «Другая война» с использованием ЭОР – ИИП «КМ – Школа»
Васильева Галина Ивановна
учитель истории и обществознания
ГОУ Пушкиногорская санаторная щкола–интернат
Псковской области
lis_ga@rambler.ru
-
Класс: 9.
-
Количество часов – 2.
-
Учебник: Н.В.Загладин, С.Т.Минаков, С.И.Козленко, Ю.А.Петров История Отечества, 20 век М., «Русское слово», 2006
Аннотация
" Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить."(А.Дистервег)
В центре образовательного процесса стоит потребитель знаний — обучающийся. Именно для него читаются лекции, пишутся учебники, разрабатываются новые образовательные технологии. В настоящее время ученик должен не только получить качественные знания, умения и навыки, но сформировать различные компетенции.
На уроках истории мы должны научить работать детей с исторической картой, хронологией. Очень часто мы просто не имеем хороших (или вообще никаких) карт, атласов, репродукций картин, портретов и т.п.
Использование «КМ-Школа» как ЭОР кардинально меняет возможности учителя. Не разрушая традиционную структуру урока и сложившиеся в урочной системе способы взаимодействия, электронная образовательная среда освобождает учителя от рутинной работы на уроке (запись и стирание с доски, размещение и снятие плакатов и т.п.). Учитель свободен в выборе иллюстративного материала, что позволяет ему демонстрировать слайды с информационными объектами в заданной последовательности (презентация), дает возможность использовать дополнительные электронные источники информации (Энциклопедия). Показ видеофрагментов, иллюстраций, анимаций в контексте рассказа учителя, включает зрительное восприятие учеников в процесс усвоения материала, что очень важно для создания у них точного и целостного представления об изучаемом явлении.
Интегрированный информационный продукт «КМ–Школа» поможет учителю сделать современный урок, а значит, качественный
Тип учебного занятия
|
Обобщения и систематизации знаний и умений
|
Дидактическая цель
|
Создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности
|
Личностные результаты
|
•самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
•формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать, оценивать его;
•формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию
|
Метапредметные результаты
|
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний (Личностные УУД)
организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности (Регулятивные УУД)
формирование умений работать в группе (Коммуникативные УУД)
овладение приемами систематизации знаний (Познавательные УУД)
|
Предметные результаты
|
Обучающиеся должны знать: содержание советско-германского договора о ненападении; суть секретных протоколов; мероприятия по укреплению обороноспособности страны; суть планов «Барбаросса» ,«Ост» «Тайфун»; «Цитадель»; «Уран», периоды Великой Отечественной войны; ход военных действий в начальный период войны; причины неудач Красной Армии; содержание приказа № 270 ,ход оборонительных сражений под Москвой, причины неудач Красной Армии в Крыму и под Харьковом; содержание приказа наркома обороны № 227; ход боевых действий на Сталинградском направлении летом 1942, сущность оккупационного режима; перестройка экономики на военный лад; вклад науки и художественной культуры в дело разгрома врага; методы борьбы с врагом партизан и подпольщиков, разгром немецких войск под Сталинградом и его историческое значение; разгром немецких войск под Курском, Орлом, Харьковом; историческое значение Курской битвы, изгнание немецких захватчиков из пределов СССР; освободительная миссия Красной Армии в Европе; особенности и значение Берлинской операции; разгром японских войск в Маньчжурии; причины победы советского народа в войне, ее итоги и цена.
Обучающиеся должны сформировать представление о сущности периодов Великой Отечественной войны; уяснить историческое значение победы Красной Армии под Москвой, раскрыть роль тыла как одного из факторов победы советского народа над Германией; уяснить причины и сущность изменений в политике Советского государства по отношению к церкви в годы войны; уяснить источники, важнейшие особенности и формы народной войны в тылу врага, уяснить значение основных операций Красной Армии в 1944 г.; освободительный характер европейского похода Красной Армии; роль Советского Союза в разгроме вооруженных сил Японии; значение Крымской и Потсдамской конференций; историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне.
|
Структура занятия
|
Оргмомент.
Целеполагание и мотивация.
Актуализация.
Систематизация и обобщение.
Применение учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях.
Проверка уровня обученности.
Информация о домашнем задании.
Рефлексия
|
Оборудование
|
ИИП «КМ-Школа»
Компьютерные рабочие места учащихся, с выходом в Интернет и доступом в Школьный клуб
Компьютерное рабочее место учителя (экран, проектор, колонки)
Интернет Браузер Mozilla FireFox
Рабочие листы для учащихся
|
Ключевые понятия
|
Секретные протоколы, план «Барбаросса»; «Ост»; «Тайфун»; «Цитадель»; «Уран»,блицкриг, Великая Отечественная война; периоды Великой Отечественной войны; контрнаступление; коренной поворот в войне, оккупационный режим; эвакуация; партизанская война, коренной перелом в ходе войны; Курская дуга, капитуляция; депортация.
|
Технологическая карта урока
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
|
Планируемые результаты
|
Используемые ЭОРы
|
Оргмомент
Блокада Ленинграда |
|
Показ видеофрагмента «Блокада Ленинграда»
|
Просмотр видеофрагмента «Блокада Ленинграда» и ответ на вопрос "Какие чувства вызвал у вас просмотр фрагмента?"
|
Ответ на вопрос
|
Создание позитивного эмоционального настроя учеников на урок
|
Информационно поисковые системы, Медиатека ИИП КМ - Школа
|
Целеполагание и мотивация
|
Начало плана Барбароссы
|
|
Показ учащимся Интерактивной карты "Великая Отечественная война"
|
Просмотр интерактивной карты и заполнение таблицы (дата, событие, итог)
|
Работа с медиатекой КМ - Школы, заполнение таблицы (дата, событие, итог)
|
Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность
|
Информационно- поисковые системы,Медиатека ИИП КМ - Школа
|
Актуализация
Начало войны |
|
Предварительно организует работу группы №1; предоставить учащимся доступ на портал "Школьный клуб", распечатать задание (рабочий лист)
|
Предварительная работа учащихся- выполнить задание в группе, использовав Лист планирования работы и Лист решения проблемы
-
1 .Зайдите на портал "Школьный клуб"
-
2.Введите логин и пароль
-
3.Откройте вкладку Уроки, затем История ( Отечественная история XIX –ХХ вв. ), Раздел VI. Великая Отечественная война 1941–1945 гг., Урок 38. Начало Великой Отечественной войны
-
4. Прочитайте нижеуказанные документы, выделите основные причины неудач Красной Армии в начальный период ВО
-
Документы: Статья «Г.К. Жуков»
-
Документ «Подготовка фашистской Германии к нападению на СССР».
-
«О группировке немецких войск на востоке и юго-востоке на 5 мая 1941 г: (Из спецсообщения № 660477 сс)»
-
Выдержка из распоряжения Германа Геринга от 27 июля 1941 г. об экономическом направлении немецкой оккупационной политики.
-
Ответы маршала Г.К. Жукова на вопросы историка В.А. Анфилова.
-
5.Выделите проблему, о которой идет речь в документах
-
6.Сформулируйте пути решения данной проблемы (О)
-
7. Найдите в документах примеры, подтверждающие вашу позицию (П)
-
8.Выскажите суждение о том, что произошло при условии решения проблемы (С)
|
на уроке - Группа №1 представляет свою работу, класс заполняет таблицу: аргументы с которыми согласен, аргументы с которыми не согласен, вопросы
|
Личностные
вызов интереса к проблеме, направленность на саморазвитие, развитие навыков критического мышления Метапредметные способность формулировать проблемы и предлагать поиски их решения, развитие коммуникативных умений; способность, анализировать информацию Предметные Выяснить различные точки зрения по вопросу «Было ли нападение Германии на СССР внезапным?» и сформировать собственную позицию
|
Информационно-справочные, информационно поисковые системы, базы данных и знаний, электронные библиотеки («Школьный клуб», «КМ-Школа»)
|
Систематизация и обобщение.
Брестская крепость |
|
Предварительно организует работу группы №2, предоставить учащимся доступ к медиатеке ИИП КМ – Школа, подготовить рабочий лист – памятку по созданию презентации в ИИП КМ – Школа и Критерии оценки презентации
|
Предварительная работа группы- 1. Работа в медиатеке ИИП КМ – Школа.
2. Знакомство с памятками по созданию презентации в ИИП КМ – Школа и критериями оценки презентации
3. Создание презентации в ИИП КМ – Школа.
|
Группа № 2 представляет решение своей учебной ситуации:Алгоритм работы:
1. Используя памятку, в ИИП «КМ – Школа» найдите информационные объекты по теме Великая Отечественная война.Памятка Поиск информационных объектов
-
Войдите в ИИП «КМ – Школа»
-
Откройте рабочее место ученика, использовав логин и пароль.
-
Откройте Медиатека, История
-
Просмотрите электронные информационные объекты ( иллюстрации, видеофрагменты), относящиеся к теме Великая Отечественная война
2. Выберите любые десять и составьте презентацию в ИИП КМ – Школа, расположив на слайдах выбранные электронные информационные объекты в хронологическом порядке.
( например, иллюстрации):
-
"Караван PQ - 17"
-
"Совещание в Москве. Июль 1942 г."
-
"Советский солдат. Плакат"
-
"Встреча на Эльбе"
-
"Акт о безоговорочной капитуляции"
-
"Потсдамская конференция"
-
"Заседание Нюрнберского процесса"
-
"Немцы на тракторном заводе в Сталинграде"
-
Кукрыниксы "Потеряла я колечко...".Карикатура
-
Иванов В. Пьем воду родного Днепра. Плакат
-
Европа будет свободной. Плакат
-
"Акт о безоговорочной капитуляции"
Класс оценивает работу группы на основе Критериев оценки
|
Личностные
развитие самостоятельности в приобретении практических умений Метапредметные способность анализировать информацию Предметные сформировать представление об основных периодах Великой Отечественной войны;
|
ИИП КМ – Школа, демонстрационные ЭОР
|
Применение учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях
Видеохроника
|
Предварительно организует работу группы №3. Предоставить учащимся доступ в Интернет, на портал Школьный клуб
Подготовить Видео-инструкцию по нанесению метки на карту Google (автор Мария Смирнова)
|
предварительная работа группы- Работа в Мегаэнциклопедии КМ, с социальным геосервисом
1. Прочитайте статью ТВАРДОВСКИЙ Александр Трифонович из Мегаэнциклопедии
2. Там же прослушайте «Василия Теркина» в исп. Д. Орлова.
3.Используя материал и иллюстрации Школьного клуба создайте презентацию
4.Разместите метку на Литературной карте.На метке разместите:фотографию мест, в которых происходило действие
5. Продемонстрируйте на уроке свою работу классу
|
Группа представляет свою работу, класс оценивает с помощью Системы трех «С». Содержание –навыки и умения аргументированной речи, доказательства, обоснования. Структура – это организация материала. Способ это презентация. Максимальная оценка по каждому критерию 10 баллов.
|
Личностные
вызов интереса к проблеме, направленность на саморазвитие Метапредметные развитие коммуникативных умений; способность, анализировать информацию, формирование самооценки, развитие умения работать с сервисами веб 2.0.Предметные углубление знаний по теме урока
|
ИИП КМ – Школа, Школьный клуб, демонстрационные ЭОР
|
Проверка уровня обученности.
|
Интерактивная карта
|
|
Учитель объясняет учащимся условия исторической интерактивной игры "Оружие победы»
|
выполнение заданий игры
|
выполнение задания «Двойные дневники». Разделите пополам страницу, слева запишите то, что произвело на вас наибольшее впечатление, справа – какие вопросы в связи с этим у вас возникли.
|
глубокое усвоение учащимися темы
|
ИИП КМ – Школа
|
Рефлексия урока Э. де Боно
|
Красная Шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня возникают чувства?
|
|
Желтая Шляпа. Преимущества. Что больше всего понравилось?
|
|
Черная Шляпа. Осторожность. Суждение. Что больше всего не понравилось?
|
|
Зеленая Шляпа.Творчество.
Сделайте творческое осмысление урока.
|
|
Белая Шляпа. Информация. Нейтральная позиция. Что заполнилось?
|
|
Синяя Шляпа. Организация мышления. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
|
Источники:
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2658 ФГОС по истории
http://km-school.ru/r1/media/a4.asp Медиатеки КМ - Школы
Критерии оценивания
презентации
Тема_________________________________________
Критерий |
Баллы (1-5)
|
Комментарий
|
Оформление (стиль, эстетичность, яркость, соответствие содержанию)
|
|
|
Читаемость текста
|
|
|
Грамотность
|
|
|
Последовательность изложения материала
|
|
|
Подбор изображений (привлекательность, соответствие содержанию)
|
|
|
Законченность
|
|
|
Представление работы
|
|
|
Итог
|
|
|
Критерии оценки работы групп
+ (удалось больше всего)
- (этому следует стараться)
Критерии |
№1
|
№2
|
№3
|
Логичность построения материала
|
|
|
|
Глубина проникновения в проблему
|
|
|
|
Правильность оформления результата работы на КМ - Вики
|
|
|
|
Умение представить свою работу
|
|
|
|
Технические навыки работы с Интернетом, офисными программами, социальными сервисами, КМ - Школой
|
|
|
|
|
|