Васильева Г.И. Урок истории «Другая война» с использованием ЭОР – ИИП «КМ – Школа»

Урок истории «Другая война» с использованием ЭОР – ИИП «КМ – Школа»

Васильева Галина Ивановна
учитель истории и обществознания
ГОУ Пушкиногорская санаторная щкола–интернат
Псковской области
lis_ga@rambler.ru
  •  Класс: 9.
  • Количество часов – 2.  
  • Учебник: Н.В.Загладин, С.Т.Минаков, С.И.Козленко, Ю.А.Петров История Отечества, 20 век М., «Русское слово», 2006

Аннотация

" Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить."(А.Дистервег)

В центре образовательного процесса стоит потребитель знаний — обучающийся. Именно для него читаются лекции, пишутся учебники, разрабатываются новые образовательные технологии. В настоящее время ученик должен не только получить качественные знания, умения и навыки, но сформировать различные компетенции.

На уроках истории мы должны научить работать детей с исторической картой, хронологией. Очень часто мы просто не имеем хороших (или вообще никаких) карт, атласов, репродукций картин, портретов и т.п.
Использование «КМ-Школа» как ЭОР  кардинально меняет возможности учителя. Не разрушая традиционную структуру урока и сложившиеся в урочной системе способы взаимодействия, электронная образовательная среда освобождает учителя от рутинной работы на уроке (запись и стирание с доски, размещение и снятие плакатов и т.п.). Учитель свободен в выборе иллюстративного материала, что позволяет ему демонстрировать слайды с информационными объектами в заданной последовательности (презентация), дает возможность использовать дополнительные электронные источники информации (Энциклопедия). Показ видеофрагментов, иллюстраций, анимаций в контексте рассказа учителя, включает зрительное восприятие учеников в процесс усвоения материала, что очень важно для создания у них точного и целостного представления об изучаемом явлении.

Интегрированный информационный продукт «КМ–Школа» поможет учителю сделать современный урок, а значит, качественный

Тип учебного занятия

Обобщения и систематизации знаний и умений

Дидактическая цель

Создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности

Личностные результаты

•самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
•формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать, оценивать его;
•формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию

Метапредметные результаты

овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний (Личностные УУД)
организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности (Регулятивные УУД)
формирование умений работать в группе (Коммуникативные УУД)
овладение приемами систематизации знаний (Познавательные УУД)

Предметные результаты

Обучающиеся должны знать: содержание советско-германского договора о ненападении; суть секретных протоколов; мероприятия по укреплению обороноспособности страны; суть планов «Барбаросса» ,«Ост» «Тайфун»; «Цитадель»; «Уран», периоды Великой Отечественной войны; ход военных действий в начальный период войны; причины неудач Красной Армии; содержание приказа № 270 ,ход оборонительных сражений под Москвой, причины неудач Красной Армии в Крыму и под Харьковом; содержание приказа наркома обороны № 227; ход боевых действий на Сталинградском направлении летом 1942, сущность оккупационного режима; перестройка экономики на военный лад; вклад науки и художественной культуры в дело разгрома врага; методы борьбы с врагом партизан и подпольщиков, разгром немецких войск под Сталинградом и его историческое значение; разгром немецких войск под Курском, Орлом, Харьковом; историческое значение Курской битвы, изгнание немецких захватчиков из пределов СССР; освободительная миссия Красной Армии в Европе; особенности и значение Берлинской операции; разгром японских войск в Маньчжурии; причины победы советского народа в войне, ее итоги и цена.
Обучающиеся должны сформировать представление о сущности периодов Великой Отечественной войны; уяснить историческое значение победы Красной Армии под Москвой, раскрыть роль тыла как одного из факторов победы советского народа над Германией; уяснить причины и сущность изменений в политике Советского государства по отношению к церкви в годы войны; уяснить источники, важнейшие особенности и формы народной войны в тылу врага, уяснить значение основных операций Красной Армии в 1944 г.; освободительный характер европейского похода Красной Армии; роль Советского Союза в разгроме вооруженных сил Японии; значение Крымской и Потсдамской конференций; историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Структура занятия

Оргмомент.
Целеполагание и мотивация.
Актуализация.
Систематизация и обобщение.
Применение учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях.
Проверка уровня обученности.
Информация о домашнем задании.
Рефлексия

Оборудование

ИИП «КМ-Школа»
Компьютерные рабочие места учащихся, с выходом в Интернет и доступом в Школьный клуб
Компьютерное рабочее место учителя (экран, проектор, колонки)
Интернет Браузер Mozilla FireFox
Рабочие листы для учащихся

Ключевые понятия

Секретные протоколы, план «Барбаросса»; «Ост»; «Тайфун»; «Цитадель»; «Уран»,блицкриг, Великая Отечественная война; периоды Великой Отечественной войны; контрнаступление; коренной поворот в войне, оккупационный режим; эвакуация; партизанская война, коренной перелом в ходе войны; Курская дуга, капитуляция; депортация.

 Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Используемые ЭОРы

Оргмомент



Блокада Ленинграда

Показ видеофрагмента «Блокада Ленинграда»

Просмотр видеофрагмента «Блокада Ленинграда» и ответ на вопрос "Какие чувства вызвал у вас просмотр фрагмента?"

Ответ на вопрос

Создание позитивного эмоционального настроя учеников на урок

Информационно поисковые системы, Медиатека ИИП КМ - Школа

Целеполагание и мотивация


Начало плана Барбароссы

Показ учащимся Интерактивной карты "Великая Отечественная война"

Просмотр интерактивной карты и заполнение таблицы (дата, событие, итог)

Работа с медиатекой КМ - Школы, заполнение таблицы (дата, событие, итог)

Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Информационно- поисковые системы,Медиатека ИИП КМ - Школа

Актуализация



Начало войны

Предварительно организует работу группы №1; предоставить учащимся доступ на портал "Школьный клуб", распечатать задание (рабочий лист)

Предварительная работа учащихся- выполнить задание в группе, использовав Лист планирования работы и Лист решения проблемы

  • 1 .Зайдите на портал "Школьный клуб"
  • 2.Введите логин и пароль
  • 3.Откройте вкладку Уроки, затем История ( Отечественная история XIX –ХХ вв. ), Раздел VI. Великая Отечественная война 1941–1945 гг., Урок 38. Начало Великой Отечественной войны
  • 4. Прочитайте нижеуказанные документы, выделите основные причины неудач Красной Армии в начальный период ВО
    • Документы: Статья «Г.К. Жуков»
    • Документ «Подготовка фашистской Германии к нападению на СССР».
    • «О группировке немецких войск на востоке и юго-востоке на 5 мая 1941 г: (Из спецсообщения № 660477 сс)»
    • Выдержка из распоряжения Германа Геринга от 27 июля 1941 г. об экономическом направлении немецкой оккупационной политики.
    • Ответы маршала Г.К. Жукова на вопросы историка В.А. Анфилова.
  • 5.Выделите проблему, о которой идет речь в документах
  • 6.Сформулируйте пути решения данной проблемы (О)
  • 7. Найдите в документах примеры, подтверждающие вашу позицию (П)
  • 8.Выскажите суждение о том, что произошло при условии решения проблемы (С)

на уроке - Группа №1 представляет свою работу, класс заполняет таблицу: аргументы с которыми согласен, аргументы с которыми не согласен, вопросы

Личностные
вызов интереса к проблеме, направленность на саморазвитие, развитие навыков критического мышления Метапредметные способность формулировать проблемы и предлагать поиски их решения, развитие коммуникативных умений; способность, анализировать информацию Предметные Выяснить различные точки зрения по вопросу «Было ли нападение Германии на СССР внезапным?» и сформировать собственную позицию

Информационно-справочные, информационно поисковые системы, базы данных и знаний, электронные библиотеки («Школьный клуб», «КМ-Школа»)

Систематизация и обобщение.



Брестская крепость

Предварительно организует работу группы №2, предоставить учащимся доступ к медиатеке ИИП КМ – Школа, подготовить рабочий лист – памятку по созданию презентации в ИИП КМ – Школа и Критерии оценки презентации

Предварительная работа группы- 1. Работа в медиатеке ИИП КМ – Школа.
2. Знакомство с памятками по созданию презентации в ИИП КМ – Школа и критериями оценки презентации
3. Создание презентации в ИИП КМ – Школа.

Группа № 2 представляет решение своей учебной ситуации:Алгоритм работы:
1. Используя памятку, в ИИП «КМ – Школа» найдите информационные объекты по теме Великая Отечественная война.Памятка Поиск информационных объектов

  • Войдите в ИИП «КМ – Школа»
  • Откройте рабочее место ученика, использовав логин и пароль.
  • Откройте Медиатека, История
  • Просмотрите электронные информационные объекты ( иллюстрации, видеофрагменты), относящиеся к теме Великая Отечественная война

2. Выберите любые десять и составьте презентацию в ИИП КМ – Школа, расположив на слайдах выбранные электронные информационные объекты в хронологическом порядке.
( например, иллюстрации):

  • "Караван PQ - 17"
  • "Совещание в Москве. Июль 1942 г."
  • "Советский солдат. Плакат"
  • "Встреча на Эльбе"
  • "Акт о безоговорочной капитуляции"
  • "Потсдамская конференция"
  • "Заседание Нюрнберского процесса"
  • "Немцы на тракторном заводе в Сталинграде"
  • Кукрыниксы "Потеряла я колечко...".Карикатура
  • Иванов В. Пьем воду родного Днепра. Плакат
  • Европа будет свободной. Плакат
  • "Акт о безоговорочной капитуляции"

Класс оценивает работу группы на основе Критериев оценки

Личностные
развитие самостоятельности в приобретении практических умений Метапредметные способность анализировать информацию Предметные сформировать представление об основных периодах Великой Отечественной войны;

ИИП КМ – Школа, демонстрационные ЭОР

Применение учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях


Видеохроника

Предварительно организует работу группы №3. Предоставить учащимся доступ в Интернет, на портал Школьный клуб
Подготовить Видео-инструкцию по нанесению метки на карту Google (автор Мария Смирнова)

предварительная работа группы- Работа в Мегаэнциклопедии КМ, с социальным геосервисом
1. Прочитайте статью ТВАРДОВСКИЙ Александр Трифонович из Мегаэнциклопедии
2. Там же прослушайте «Василия Теркина» в исп. Д. Орлова.
3.Используя материал и иллюстрации Школьного клуба создайте презентацию
4.Разместите метку на Литературной карте.На метке разместите:фотографию мест, в которых происходило действие
5. Продемонстрируйте на уроке свою работу классу

Группа представляет свою работу, класс оценивает с помощью Системы трех «С». Содержание –навыки и умения аргументированной речи, доказательства, обоснования. Структура – это организация материала. Способ это презентация. Максимальная оценка по каждому критерию 10 баллов.

Личностные
вызов интереса к проблеме, направленность на саморазвитие Метапредметные развитие коммуникативных умений; способность, анализировать информацию, формирование самооценки, развитие умения работать с сервисами веб 2.0.Предметные углубление знаний по теме урока

ИИП КМ – Школа, Школьный клуб, демонстрационные ЭОР

Проверка уровня обученности.


Интерактивная карта

Учитель объясняет учащимся условия исторической интерактивной игры "Оружие победы»

выполнение заданий игры

выполнение задания «Двойные дневники». Разделите пополам страницу, слева запишите то, что произвело на вас наибольшее впечатление, справа – какие вопросы в связи с этим у вас возникли.

глубокое усвоение учащимися темы

ИИП КМ – Школа

Рефлексия урока Э. де Боно

Красная Шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня возникают чувства?

yellow_hat.jpg

Желтая Шляпа. Преимущества. Что больше всего понравилось?

black hat.jpg

Черная Шляпа. Осторожность. Суждение. Что больше всего не понравилось?

green hat.jpg

Зеленая Шляпа.Творчество.
Сделайте творческое осмысление урока.

white hat.jpg

Белая Шляпа. Информация. Нейтральная позиция. Что заполнилось?

Bluehat.jpg

Синяя Шляпа. Организация мышления. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

Источники:
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2658 ФГОС по истории
http://km-school.ru/r1/media/a4.asp Медиатеки КМ - Школы

Критерии оценивания
презентации
Тема_________________________________________


Критерий

             Баллы (1-5)

            Комментарий

Оформление (стиль, эстетичность, яркость, соответствие содержанию)

 

 

Читаемость текста

 

 

Грамотность

 

 

Последовательность изложения материала

 

 

Подбор изображений (привлекательность, соответствие содержанию)

 

 

Законченность

 

 

Представление работы

 

 

Итог

 

 

Критерии оценки работы групп
+ (удалось больше всего)
- (этому следует стараться)


Критерии

№1
 

№2
 

№3
 

 Логичность построения материала

 

 

 

Глубина проникновения в проблему

 

 

 

 Правильность оформления результата работы на КМ - Вики

 

 

 

 Умение  представить свою работу

 

 

 

Технические навыки работы с Интернетом, офисными программами, социальными сервисами, КМ - Школой

 

 

 

 

 

 

Шубы из норки золотой. Коллекция шуб из норки.