Интегрированный урок по литературе в 11 классе по повести Ю.Щербака «На чем проверяются люди, если войны уже нет?»
Семиглазова Инна Степановна
учитель русского языка и литературы
МОУ"Басинская оош"Лиманский район
Астраханская область
inna.semiglazova@mail.ru
Бурное развитие информационных технологий и внедрение их в России в последние несколько лет наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка Мощный поток информации, распространение компьютерных технологий, игрушек телефонов оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Одним из таких средств, обладающих уникальными возможностями, является компьютер, а именно использование Интернета на уроках русского языка и литературы. На уроках с помощью Интернет можно решать целый ряд дидактических задач:
-
формировать навыки и умения в чтении, используя материалы глобальной сети;
-
совершенствовать умения письменной речи, умения работать с текстом;
-
пополнять словарный запас учащихся;
-
формировать у учащихся устойчивую мотивацию к изучению русского языка и литературы;
-
научить использовать возможности Интернет- технологий в расширении кругозора учащихся.
Учащиеся могут принимать участие в тестировании, викторинах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, участвовать в чатах и конференциях, делать подборку материала на интересующую тему. Интернет – это международное многонациональное сообщество миллионов людей во всем мире, это самый гигантский по размерам и количеству разговор. Включаясь в него, учитель создает модель реального общения. Учащиеся оказываются в настоящих жизненных ситуациях. Но нельзя забывать о том, что Интернет- лишь вспомогательное техническое средство, и для достижения оптимальных результатов необходимо грамотно интегрировать его использование в процесс урока. В качестве примера привожу урок литературы (внеклассное чтение) в 11 классе с использованием материалов Интернет.
Форма проведения: круглый стол.
Цели урока: по географии познакомить учащихся с масштабами аварии на ЧАЭС, её последствиями на основе документальной повести Ю.Щербака «Чернобыль».
По литературе обратить внимание учащихся на экологическую и нравственную проблемы; через природу, заботу об её охране заглянуть в душу человека, как ведет человек в экстренной ситуации.
Стимулировать самостоятельность учащихся в поиске ответов на заданную тему, развивать навыки публичного выступления.
Воспитывать в детях чувства патриотизма, честности и благородства.
Оборудование и материалы:
-
Газетные публикации о Чернобыле;
-
Повесть Ю.Щербака «Чернобыль»;
-
Презентация к уроку «Чернобыль вчера и сегодня»;
-
Музыкальное оформление (пение соловьев).
Ход урока
1.Оргмомент.
2. Вступительное слово учителя (слайд 1, )
Сегодня мы проводим интегрированный урок- презентацию .На уроке поверхностно коснемся вопросов географии и физики, рассмотрим экологическую проблему, связанную с аварией на ЧАЭС, раскрытой в документальной повести Ю.Щербака «Чернобыль». Через природу, заботу об её охране заглянем в души людей, а главное ответим на вопросы: «Что такое нравственность? На чем проверяются люди, если войны уже нет?» Наш урок мы проводим в форме круглого стола. На заседании присутствуют (идет представление учащихся, которые выбрали интересующую их группу):
-журналисты (самая многочисленная группа);
-физики-ядерщики;
-географы.
Вести заседание круглого стола буду я, Ваш учитель.
Итак, глобальных проблем человечества много: демографическая, продовольственная, энергетическая, сырьевая. Каждая из них важна. Но сегодня мы подробно рассмотрим лишь одну из них: экологическую, рассмотрим последствия после аварии на ЧАЭС. Чтобы представить последствия аварии, необходимо знать географическое положение Чернобыля. Слово географам Что Вам известно об этом городе?
3.Выступление географов (слайды 2,3 ):
-Чернобыль. Небольшое милое провинциальное местечко, утопающее в зелени. Летом здесь любили отдыхать многие киевляне, собирали грибы, загорали на песчаных берегах Киевского моря. Казалось, что удивительно гармонично ужились здесь красота полесской природы и упрятанные в бетон четыре блока АЭС. В канун катастрофы в 30- километровой зоны вокруг АЭС проживало 110 тысяч человек.
-Древний Чернобыль дал свое горькое название («чернобыль»- полынь обыкновенная) мощной АЭC? Строительство которой было начато в 1971 году. В 1983 году уже работали 4 энергоблока мощностью 4млнКвт. Главной столицей энергетиков стал молодой город Украины – Припять, в 18 километрах от Чернобыля. Средний возраст жителей юного города составлял 26 лет. Но слишком короткой оказалась жизнь этого города. Он погиб в страшную ночь с 25 на 26 апреля 1986 года.
4. Чтение отрывка из повести Ю. Щербака учителем (слайды 4,5,6,7,8):
-Человеку не дано знать сроков, предначертанных в Апокалипсисе. Но мы явились свидетелями того, что человечество имеет силу, могущую уничтожить самое себя. Эта сила – атом. «Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделались полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки» (откровения Cd. Ионна Богослова). Итак, страшная трагедия века произошла с 25 на 26 апреля 1986 года.
-Что же случилось на ЧАЭС в ночь с 25 на 26 апреля. Могут ли на этот вопрос ответить физики- ядерщики.
5. Выступление физиков – ядерщиков (слайды 9,10,11,12):
- Основываясь на документальную повесть, мы поняли, что обстановка на ЧАЭС была неблагополучной, имели место вопиющие факты безответственности и халтуры. Так в 1985 году поставщики недодали 2.358 тонн металлоконструкций, да и те, что поставили были бракованные. Так с Волжского завода металлоконструкций поступило с браком 326 тонн щелевого покрытия для хранилища отработанного ядерного топлива. Но ведь так работать недопустимо. А ещё на ЧАЭС готовились к остановке четвертого блока на ремонт. Стали останавливать энергоблок, постепенно снижая мощность реактора. А это одна из грубейших ошибок ядерщиков.
-В результате падения мощности четвертого реактора началось интенсивное отравление реактора продуктами распада. Работники испугались такого хода событий, начали поднимать мощность. Тогда реактор стал малоуправляем. Аварийная защита была заблокирована. Произошел взрыв. Реактор был мертв. 26 апреля 1986 года в 1 час 07 минут произошла самая страшная авария 20 века. Для примера добавлю: атомная бомба, сброшенная на Хиросиму, весила 4,5 тонн. Реактор ЧАЭС вышвырнул в воздух 50 тонн топлива. Активность в районе аварии составляла от 1000 до 15000 рентген/ час. Для сравнения скажу: допустимая норма для человека – 0,001 рентген/час. Воздух, земля, вода, животные, растения были заражены, а люди получили очень сильную дозу радиации, для многих смертельную.
6.Слово учителя (слайды 13-28)
-Думаю, что катастрофа усугублялась тем, что незнание и боязнь заставляли людей говорить, что реактор жив. Работники ЧАЭС не знали, как вести себя в экстремальной ситуации.
- На чем проверяются люди? Только в экстремальных условиях можно узнать человека, понять его сущность, узнать каков человек. А что же все- таки нравственность? Прошу Вас зачитать домашнее сочинение-эссе «Что такое нравственность?» (ученики зачитывают свои работы).
-Я попросила …(индивидуальное сообщение учащегося) заглянуть в « Толковый словарь» С.И.Ожегова. Как автор словаря дает толкование данного слова ( слайд ).
- Мне хотелось бы зачитать слова В.А.Сухомлинского, что он советует:
-
Ты живешь среди людей Не забывай, что твой поступок отражается на окружающих людях.
-
Ты пользуешься благами, созданными другими людьми Плати им за это доборм.
3все радости жизни создаются трудом Без труда нельзя честно жить. Народ учит: кто не работает, тот не ест. Помни это.
-
Будь добрым м чутким к людям помогай слабым и беззащитным Не причиняй людям зла Уважай и почитай мать и отца.
-
Не будь равнодушен ко злу Борись против зла, обмана и несправедливости.
-Авария на ЧАЭС ослепительным светом высветила добро и зло, ум и глупость, сочувствие и злорадство, правду и ложь. Как же люди повели себя во время и после аварии, как раскрыли душу. Слово предоставляем журналистам.
7.Выступления журналистов (анализ эпизодов из повести Ю.Щербака «Чернобыль»)
-Подвиг лейтенанта Правика.
-Подвиг пожарных
-Помощь врачей
-о Ситникове
-Подвиг летчиков
-Гуманизм и отзывчивость простых сограждан(посылки)
-Спасение животных
-Подвиг добровольцев(погрузка песка в мешки, добровольцы )
8.Учитель читает отрывок из стихотворения:
Бьет колокол глухой, чуть слышный, дальний,
Я слушаю, я плачу и молчу.
Чернобыльцев глаза печальны
Ребята не прощайтесь….НЕ ХОЧУ!
Чернобыльцы. Эти люди спасали станцию, Чернобыль, Киев, Астрахань, Россию, Мир. Но они погибли. Вот имена тех, кто по зову сердца спасал мир от ядерного взрыва: Владимир Павлович Правик, Виктор Николаевич Кибенок, Николай Васильевич Ващук, Василий Иванович Титенок, Владимир Иванович Тищура и многие другие Давайте, ребята, почтим память тех, кто первым принял на себя удар этой страшной катастрофы минутой мочания.
9.Минута молчания.
10.Слово учителя:
Академик Легасов говорил: «Безнравственный человек – это тот, который позволяет брать взятки, например. А разве нравственен человек, который не хочет сделать свой чертёж лучше,не хочет сидеть по ночам, мучаться, не хочет искать более совершенные решения. Так что же значит быть безнравственным человеком? (ответы уч-ся)
- Какие примеры безнравственности приводит нам публицист Ю.Щербак?
11. Слово журналистам
-Воровство на ЧАЭС
-Спекуляция
-Мародерство
-Замалчивание фактов
12. Подведение итогов урока «На чем проверяются люди, если войны нет?» (ответы уч-ся)
13. Слово учителя (слайды 29-34)
Экология- это широкое понятие. Это не только охрана окружающей среды, но ещё и охрана души человеческой. Человек и природа – единое целое. Разрушая природу, человек убивает себя. Природа не прощает халатного отношения к себе, не прощает ошибок и промахов
.
-Звучит аудиозапись «Пение соловья»
Четвертый реактор! Он дьявольски вздрогнул раскатом.
Замрите народы! Прощайте, друзья и селяне!
Кто в пекла шагнул, тот не думал о смерти и славе.
Он думал о жизни, о жизни и только о ней.
Поэтому вишни цветут окрылено в державе и дети играют
Под солнечным пологом дней.
Ты солнечным платком свою голову горько покрыла.
Но устояла в чудовищном этом бою.
Я кровный твой брат, Украина и все, что имею-
Тебе в этот час отдаю
Молчание давит, глядят сиротливо криницы.
Пустынны поля-
Это все на яву, а не сон. Четвертый реактор.
Святые бесстрашные лица. Им, нас защитившим
Живым и погибшим поклон.
Народную боль не заносят в ученые акты
Мы атом сегодня в той схватке осилить смогли.
Пускай человечество помнит четвертый реактор.
Но если забудет, Уже не спасти нам Земли.
14.Подведение итогов урока. Оценки.
.
.
.
.
.