Обобщающий урок по теме «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»
Мамонова Виктория Викторовна
Мурманская область, ЗАТО Североморск, н/п Щукозеро,
Муниципальное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 6 (МОУООШ № 6), учитель математики
vic-sash@mail.ru
УРОК № 14 (из 15 по теме «Сложение и вычитание дробей» в 6 классе)
ТИП УРОКА: повторительно-обобщающий урок.
ЦЕЛЬ УРОКА: обобщение и систематизация знанийпо изученной теме, повторение алгоритмов выполнения сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.
ЗАДАЧИ УРОКА: а) образовательная: определение уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и алгоритмами решения практических задач на сложение и вычитание дробей с разными знаменателями; сокращения дробей; перевода неправильных дробей в правильную дробь;
б) воспитательная:воспитание чувства красоты и гармонии; дисциплинированности, усидчивости;
в) развивающая:развитие у детей логического мышления, интереса к урокам математики.
ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ:
1)ноутбук;
2) проектор;
3) интерактивная доска;
4) школьная доска и мел;
5) презентация к уроку.
КОНСПЕКТ УРОКА:
1.Организационный этап.
В начале урока учитель приветствует учащихся; дежурный по классу определяет отсутствующих. Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку (внешний вид учеников, рабочее место, наличие тетради, учебника, необходимых инструментов), классного помещения к уроку.
Учитель организует внимание учащихся, что способствует созданию необходимого делового и психологического контакта между учителем и учащимися.
На этом этапе дежурный по классу производит обмен тетрадей.
2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала.
На доске показывается презентация к уроку (слайд 1).
Практическая значимость повторения алгоритмов сложения и вычитания дробей с разными знаменателями показывается учителем в предложении заочного путешествия по планете, с целью получения новых знаний из области биологии, географии.
Учитель формулирует вместе с учащимися цели и задачи изучения материала (демонстрация слайда 2).
3. Этап систематизации и обобщения знаний.
На этом этапе учитель предлагает подборку заданий, выполнение которых приводит к получению новых знаний из области биологии, литературы.
Обучающиеся, выполняя вычисления, повторяют основные алгоритмы сложения и вычитания дробей с разными знаменателями. Чтобы получить новые знания, учащимся необходимо проанализировать условие задачи, установить соответствие между условием задачи и полученными результатами, использовать метод исключений.
Задания к этому этапу представлены в презентации.
Предисловие учителя к заданию 1:
«Когда в горах наступает весна, часть снега тает. Теплое солнышко греет влажную землю, и на ней начинают расти небольшие растения.
Самым известным горным цветком является, пожалуй, эдельвейс. В некоторых легендах эдельвейс упоминается как цветок верной и преданной любви (показ слайда 3).
Выполните вычисления. Используя найденные ответы методом исключений узнайте по таблице, что означает слово «эдельвейс» в дословном переводе».
1)
2);
3).
|
Альпийский подснежник
|
Рисунок 1
(файл ris1)
|
Снежный барс
|
0,3
|
|
Львиная лапка
|
Звезда гор
|
|
Обучающиеся приступают к выполнению вычислений, один обучающийся по желанию делает вычисления на школьной доске. Учитель контролирует выполнение заданий учащимися на местах, оказывая помощь при затруднениях (на протяжении третьего этапа урока).
Ответы сверяются на слайдах презентации к каждому заданию, после решений, полученных на доске.
Учитель: «Верный ответ: Львиная лапка».
Учитель демонстрирует в презентации фотографии и сведения об эдельвейсе (показ слайда 4). Текст читает один из обучающихся.
Учитель читает легенду об эдельвейсе (показ слайда 5):
«История эта случилась очень давно высоко в горах, каких горах вам сейчас ни кто и не скажет. В одном горном ауле жили маленькие юноша Вейс и девушка Эдель. Аул жил своими обычными заботами: пасли скот, выращивали хлеб, ремесленники делали свои изделья. Взрослые были заняты своими каждодневными заботами, а детвора беззаботно бегала по аулу, то бегали на берег горной речки, на которой стоял аул. Но однажды в горах, выше аула, где были вечные снега, и брала свое начало горная река, поселилось чудовище. В ауле стали пропадать люди, и потом спустя некоторое время находили их останки в горах. Так продолжаться долго не могло, решили тогда собрать совет старейшин аула. Не один день решали на совете, что делать. В итоге решили старцы, что в горы надо послать самого старого мудрого старика, чтобы он смог договориться с этим чудовищем. К этому времени в ауле численность жителей падала, некоторые уходили вниз в другие селения. Нарушался нормальный жизненный уклад аула. Всем аулом провожали старика вверх в горы, где, по их убеждениям, жило это чудовище. Шли дни. Все ждали старика, весь день, поглядывая на тропу, по которой ушел старик. И в одно утро, детвора пронеслась по аулу крича, что с гор по тропе спускается старик. Все бросили свои дела, и спешили в центр аула, где должен был объявить о результатах переговоров старец. Долго он рассказывал о своем путешествии, и в итоге сказал, что аул раз в год должен платить чудовищу дань. Данью была самая красивая девушка аула, она в определенный день должна была уходить вверх в горы и там оставаться. Все согласились с этим. Прошло несколько лет, в ауле нормализовалась жизнь, но раз в год аул лишался самой красивой девушки. Выросли нашиВейс и Эдель, дело шло к свадьбе, как совет старейшин решил, что в этом году пойдет Эдель. Вейс и Эдель сидели, обнявшись на берегу горной реки, смотрели в бурлящий поток воды. Они не хотели расставаться, но жизнь диктовала свои условия. Вейс встал и сказал Эдель, что она ни куда не пойдет. А пойдет он и убьет это чудовище. Утром рано юноша взял свой меч и щит, ушел вверх по тропе, по которой когда-то спустился старик. Эдель осталась ждать на берегу горной реки своего возлюбленного. С этого места хорошо и далеко просматривалась тропа, куда ушел ее Вейс. Прошло несколько дней, когда она в прозрачной воде увидела частицы крови. "Это кровь моегоВейса," - подумала она и побежала по тропе наверх. Долго она подымалась по горным кручам вдоль их реки. Когда она поднялась почти на самую вершину, она увидела ровную площадку, откуда начиналась горная река. Площадка вся была залита кровью, в одном месте лежало убитое чудовище, а рядом лежал и истекал кровью ее Вейс. Она взяла его подруки и начала спускаться с ним вниз. Ее лицо было все в слезах. Слезы скатывались с ее лица, попадали на тело Вейса. И эта смесь крови и слез падали на землю, и где она падала, вырастал маленький цветок. После их смерти скалы укрылись в знак торжественной и печальной победы любви над судьбой белоснежными цветами эдельвейса... Люди его так и прозвали в честь юных героев-Эдельвейс».
Учитель демонстрирует слайд 2 с перечнем заданий.
Предисловие к заданию 2:
Учитель (показ слайда 6): «Эдельвейсы произрастают почти у снеговой линии на высоте 1700-3000 м. Однако рекордсменом является другой цветок, который был найден экспедицией в Гималаях цветущим на высоте 6400 м.
Найдите значения выражений. Если вычисления будут сделаны верно, то два ответа совпадут. С оставшимся примером и ответом связано название цветка-рекордсмена».
Рисунок 2
(файл ris2) |
Лютик
|
1)
|
Рисунок 3
(файл ris3)
|
Кортуза
|
2) ;
|
Рисунок 4
(файл ris4)
|
Мыльнянка
|
3) .
|
Обучающиеся приступают к выполнению вычислений, один обучающийся по желанию делает вычисления на школьной доске.
Ответ: рекордсменом по цветению в горах является … (лютик).
Учитель демонстрирует слайд 2 с перечнем заданий.
Предисловие учителя к заданию 3:«С гор мы перенесемся на Тихоокеанское побережье Северной Америки и узнаем, какие деревья растут там, являясь самыми высокими на Земле.
Выполните действия (демонстрация слайда 7). Каждому полученному ответу поставьте в соответствие букву».
№ п/п |
Задание
|
Буква
|
1)
|
|
С
|
2)
|
|
Е
|
3)
|
|
К
|
4)
|
|
В
|
5)
|
|
О
|
6)
|
|
Й
|
7)
|
|
Я
|
Обучающиеся приступают к выполнению вычислений, один обучающийся по желанию делает вычисления на школьной доске.
Учитель демонстрирует в презентации (слайд 8) фотографии и сведения об секвойе. Текст читает один из обучающихся.
Учитель демонстрирует слайд 2 с перечнем заданий.
Предисловие учителя к заданию 4: «Сейчас мы отправимся, в Южную Америку, где познакомимся с еще одним необычным по высоте растением».
Необходимо разделить класс на две группы для выполнения задания 4. Демонстрация слайда 9.
Выполните действия:
Группа 1
(название растения) |
|
Группа2
(числовые характеристики растения)
|
Буква
|
Задание
|
|
Задание
|
У
|
|
|
|
Р
|
|
|
|
С
|
|
|
|
Ц
|
|
|
|
Е
|
|
|
|
Учитель: «Заполните пропуски в тексте, используя найденные ответы».
Представители двух групп выходят к доске и зачитывают сведения о неизвестном растении, вставив в текст полученные ответы (демонстрация слайда 10).
КАКТУС
является самым большим в мире кактусом. Однако за первые годы жизни он вырастает только на несколько сантиметров, а цветет лишь по достижении ___ лет.
Это растение может прожить до ___ лет и достигать в высоту ___ м.
Учитель демонстрирует в презентации (слайд 11) фотографии и сведения оцереусе. Текст читает один из обучающихся.
Учитель: «Итак, нам пора возвращаться в Россию, в наш родной Кольский край. Наше путешествие подошло к концу».
4. Этап информации о домашнем задании. Рефлексия содержания учебного материала.
На этом этапе урока учитель выполняет проверку заданий, корректировку (при необходимости).
Учитель сообщает учащимся о домашнем задании, разъясняет методику его выполнения: §2, № 200(2), 235, 1476 (демонстрация слайда 12).
Затем подводятся итоги урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске (показ слайда 13):
-
сегодня я узнал…
-
было интересно…
-
было трудно…
-
я выполнял задания…
-
я понял, что…
-
теперь я могу…
-
я почувствовал, что…
-
я приобрел…
-
я научился…
-
у меня получилось …
-
я смог…
-
я попробую…
-
меня удивило…
-
урок дал мне для жизни…
-
мне захотелось…
Учитель выставляет отметки за урок, благодарит класс за работу на уроке.
ЛИТЕРАТУРА:
-
-
http://festival.1september.ru/articles/559773/ - статья Демьяновой Е.Г. «Педагогический семинар "Методика проведения повторительно-обобщающих уроков". Методическая разработка урока "География сельского хозяйства и рыболовства мира";
-
Математика 6 класс. Тетрадь 1. Задания для обучения и развития учащихся./ Беленкова Е.Ю., Лебединцева Е.А. – М: Интеллект- Центр, 2007.
-
http://nickschool.narod.ru/p8aa1.html - сайт МОУ «Николаевская СОШ», статья «Урок», автор неизвестен;
-
Математика. 6 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений/ Н.Я Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 24-е изд., стер. – М: Мнемозина, 2009.
-
images.yandex.ru – картинки для создания презентации к уроку.