Александр Сергеевич Баженов
Учитель информатики
Государственное образовательное учреждение Центр образования №1462, ЮВАО, г. Москва
asbazhenov@mail.ru
«Функция вывода сообщений на экран MsgBox.» Проект «Светофор» на языке программирования Visual Basic. (Visual Studio 2005)
Презентация, приложения
Аннотация к уроку информатики в 9-ом классе
«Функция вывода сообщений на экран MsgBox.» Проект «Светофор» на языке программирования Visual Basic. (Visual Studio 2005).
Урок разработан в обычном классическом варианте, в котором соблюдены основные этапы урока: повторение изученного ранее учебного материала, изучение нового материала и закрепление. На уроке используется компьютер, два мультимедийный проектор, программная среда Visual Basic (Visual Studio 2005).
Данный урок в 9-м классе провожу после изучения теоретического материала по теме «Алгоритмы Ветвления на языке Visual Basic», как закрепляющий, позволяющий не только обобщить и закрепить полученные знания, но перейти на новый виток изучения темы.
На этапе повторения изученного учащиеся отвечают на вопросы учителя с кратким развернутым ответом.
К изучению новой темы учитель подводит учащихся через проблемную ситуацию. Рассматривается случай, в котором выявляется недостаточность знаний учащихся для выполнения вывода на экран сообщений и создание тестирующей программы.
При выполнении заданий с обсуждением учащиеся разбиваются на группы. Предлагают свои варианты решения заданий.
На этапе закрепления темы ученики также разбиваются на группы. Отвечают на вопросы учителя. Делают практическую работу, применяя полученные знания.
При выполнении практической работы учащиеся не только закрепляют полученные знания, но и проявляют свои творческие навыки, так как при создании интерфейса программы каждый учащийся может проявить свою индивидуальность.
Кроме того, учащиеся могут предложить и свои варианты написания событийной процедуры на языке программирования VisualBasic.
В качестве домашнего задания учащиеся должны подготовить «Модель тестирующей программы по любому школьному предмету»
Предмет: Информатика
Класс: 9
Тема урока: «Функция вывода сообщений на экран MsgBox.» Проект «Светофор» на языке программирования Visual Basic. (Visual Studio 2005).
Цели урока:
-
Изучить функцию вывода на экран сообщений MsgBox.
-
Обучить приемам использования функции вывода на экран сообщений MsgBox и программированию действий пользователя на языке Visual Basic.
-
Ознакомить с различными вариантами использования функции вывода на экран сообщений MsgBox при создании тестовых программ.
Задачи урока:
-
образовательная – знакомство учащихся с функцией вывода на экран сообщений MsgBox для создания тестирующих программ;
-
развивающие – формирование у учащихся приемов логического и алгоритмического мышления; развитие познавательного интереса к предмету и будущей профессиональной деятельности; развивать умение анализировать взаимосвязь между различными объектами проекта; развитие умения планировать свою деятельность; развитие памяти;
-
воспитательные – содействовать в ходе урока формированию у учащихся интереса к данному языку программирования, развивать умение связывать изучение нового материала с уже известными фактами; воспитывать самостоятельность, критичность и ответственность за выполняемую работу.
Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и практическая работа).
Основные организационные формы обучения на уроке:
-
фронтальная работа с классом;
-
групповая работа;
-
индивидуальная работа за компьютером;
-
дифференцированная форма работы.
Методы обучения:
-
наглядно-демонстрационный;
-
беседа;
-
практическая работа.
Средства обучения:
-
Учебники: Информатика и ИКТ. Базовый уровень: Учебник для 9 класса. / Н.Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
-
Технические и программные средства: Персональные компьютеры; проектор; презентация по теме урока; Программная среда Visual Basic.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие, проверка присутствующих.
2. Проверка домашнего задания.
Формулировка д/з: «Разобрать программный код и определить, что выполнит данный программный код».
- Ребята, скажите, какое у вас было домашнее задание.
- Возникли ли у вас какие-либо вопросы по выполнению д/з? (Если нет, молодцы). Давайте теперь проверим это д/з.
- Input Box – что это за функция?
- Как записываются параметры этой функции и сколько их?
- В каком порядке записываются эти параметры?
3. Актуализация опорных знаний.
Ребята, на прошлом уроке мы прошли с вами конструкцию «ветвление» и познакомились с оператором if…then…else…..
1) Какая алгоритмическая структура называется ветвлением? (Алгоритмическая структура «ветвление», в нее входит условие, в зависимости от выполнения или невыполнения которого реализуется та или иная последовательность команд).
2) Для каких целей она применяется? (когда необходимо реализовать в алгоритме или программном коде в зависимости от условия выбор серии команд).
3) С помощью какого оператора кодируется алгоритмическая структура ветвление?
If … (If…then…else…)
4) Отличается алгоритмическая структура ветвление от алгоритмической структуры ВЫБОР? (ElseIf….) (В алгоритмической структуре «выбор» выполняется одна из нескольких последовательностей команд при истинности соответствующего условия).
Итак, ребята, мы с вами повторили функции ввода (InputBox) а также условный оператор IF…Then….Else. Этот оператор опять нам сегодня пригодится для составления тестовой программы «Светофор» с привлечением других возможностей VB.
Постановка проблемной задачи: (Слайд 1).
- Скажите ребята, а как вы думаете, есть ли обратная функция для Input Box?
- Можно ли с помощью этой функции выводить сообщения?
- Можно ли сделать тест?
- Можно ли протестировать работу светофора?
4. Изучение нового материала.
Итак, тема нашего урока «Функция вывода сообщений на экран MsgBox.» Проект «Светофор» на языке программирования Visual Basic. (Visual Studio 2005).
Мы изучим с вами функцию вывода на экран сообщений MsgBox, рассмотрим необходимые параметры задания функции, научимся программировать работу функции с помощью тестирующей программы светофор. (Слайд 2.)
Под запись в тетрадь (Слайд 3).
Функция MsgBox
Отображает сообщение в диалоговом окне, ожидает нажатия кнопки и возвращает целое число, определяющее нажатую кнопку.
Параметры функции MsgBox (Слайд 4).
Член |
Значение
|
Описание
|
OKOnly
|
0
|
Отображается только кнопка OK.
|
OKCancel
|
1
|
Отображаются кнопки OK и "Отмена".
|
AbortRetryIgnore
|
2
|
Отображаются кнопки "Прервать", "Повторить" и "Пропустить".
|
YesNoCancel
|
3
|
Отображаются кнопки "Да", "Нет" и "Отмена".
|
YesNo
|
4
|
Отображаются кнопки "Да" и "Нет".
|
RetryCancel
|
5
|
Отображаются кнопки "Повторить" и "Отмена".
|
Группа значений (0–5) описывает номер и тип кнопок в диалоговом окне.
Возвращаемое значение (Слайд 5).
Константа |
Значение
|
OK
|
1
|
Cancel
|
2
|
Abort
|
3
|
Retry
|
4
|
Ignore
|
5
|
Yes
|
6
|
No
|
7
|
Первичное закрепление полученных знаний работа в группах (Слайд 6).
Итак, ребята, мы с вами рассмотрели функцию MsgBox, какие есть вопросы, что вам не понятно?
Постановка проблемы для учета особенностей проекта «Светофор» (Слайд 7.)
- Какие факторы нужно учесть для работы светофора?
- Как представить графически?
- Какие элементы добавить?
- Как проверить работу функции MsgBox?
Формулируемые требования к проекту (Слайд 8).
Обсуждение проекта в группах
Давайте с вами подумаем, что необходимо добавить к нашему программному коду, чтобы производилась очистка действий пользователя.
Итак, ребята, мы с вами рассмотрели теоретические вопросы по созданию проекта «Светофор», какие есть вопросы, что вам не понятно?
Вот теперь ребята вы знаете способ вывода функции MsgBox средствами языка Visual Basic. Сейчас мы попробуем применить наши знания на практике.
IV. Практическая работа на ПК.
Переходим к выполнению практической работы, но сначала давайте построим алгоритм его выполнения. Для разработки проекта определимся с порядком выполнения операций. Каким должен быть алгоритм? (Слайд 9).
Алгоритм выбора вопроса (Слайд 10).
Практическая работа (Слайды 11- 24).
1. Создаем новый проект называем «Светофор». (Слайд 11).
2. Изменяем свойство Text формы на Светофор. Инструментом «Надпись» добавляем текст на форму Светофор (Слайд 12).
3. Инструментом PictureBox добавлем квадрат на форму. Выставляем размер квадрата сторона 60 px. (Слайд 13).
4. Добавляем изображение для фона. Изменяем свойство Image, импортировав рисунок из
папки Мои документы. Дублируем полученный квадрат 2 раза. (Слайд 14).
5. Изменяем цвет проекта с помощью свойства BackColor. Добавляем кнопки «Идти» и «Очистить». (Слайд 15).
6. Добавляем надписи для каждого сигнала светофора (Слайд 16).
Изменяем цвет надписей ForeColor в соответствии с названиями сигналов светофора
Изменяем имена (свойство Name) объектов PictureBox и Label
Для PictureBox
redbox, yellowbox, greenbox соответсвенно
Для надписей Label
lblred, lblyellow, lblgreen соответсвенно
7. Программируем выбор красного цвета (Слайд 17).
8. Программируем выбор желтого цвета (Слайд 18).
9. Программируем выбор зеленого цвета (Слайд 19).
Программируем кнопку «Идти» с выводом вопросов пользователю (Слайды 20-23).
10. Вводим переменную для вычисления результата операции нажатии кнопки «Да» и кнопки «Нет»
Назначаем переменной нужные действия с определением параметров вывода функции MsgBox. Добавляем условие для выбора решения пользователя (Слайд 20).
11. Составляем подпрограмму для желтого цвета. Назначаем переменной нужные действия с определением параметров вывода функции MsgBox. Добавляем условие для выбора решения пользователя (Слайд 21).
12. Составляем подпрограмму для зеленого цвета. Назначаем переменной нужные действия с определением параметров вывода функции MsgBox. Добавляем условие для выбора решения пользователя (Слайд 22).
13. Составляем подпрограмму для условия «Светофор сломан». (Слайд 23).
Для значений всех цветов (PictureBox) зададим черный цвет. Во всех надписях выведем сообщение о поломке светофора
14. Составляем программу для очистки всех значений. Для значений всех цветов (PictureBox) зададим прозрачный цвет. Во всех надписях выведем пустое сообщение. (Слайд 24).
Проверка, отладка и анализ практической работы. (Слайд 25).
Какие действия в практической работе были легкими?
Что показалось сложным?
Какие дополнительные действия вы бы хотели добавить?
VI. Подведение итогов урока. (Слайд 26).
Давайте с вами посмотрим, где еще можно использовать изученную сегодня функцию. (Для создания тестов)
Итак, ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке? Чему вы научились?
Оценки за урок:
– за правильность выполнения практического задания –
– за творческий подход к выполнению задания –
Домашнее задание. (Слайд 27).
Придумать модель тестирующей программы по любому школьному предмету.
Список используемой литературы:
-
Волченков Н.Г. Программирование на Visual Basic 6.0 – M.: Горячая линия – Телеком, 2001.
-
Сафронов И. Visual Basic в примерах и задачах. – СПб.: БХВ - Петербург, 2007.
-
Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
-
Угринович Н., Босова Л., Михайлова Н. Практикум по информатике и информационным технологиям. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2006.
-
Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебн. пособие – М.: 2001. .
Интернет-ресурсы:
-
http://www.fio.by/vypusk/Potok_72/group_2/user_4/Pages/L_ZAR.htm
-
http://www.rusedu.info/VB_Cod.html
-
www.iit.metodist.ru
-
www.vbnet.ru
-
http://mega.km.ru/pc
-
http://relib.com/
-
http://progs.biz
-
http://www.infoschool.narod.ru
-
http://www.rusedu.ru
abut, you should buy these