Клипова Н.А. Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Типы словосочетаний» с использованием ЭОР

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Типы словосочетаний» с использованием ЭОР

Клипова Наталья Александровна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Гимназия №32», г.Нижнекамск
Учитель русского языка и литературы
natka1502@mail.ru

Аннотация
Данная работа представляет собой конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Типы словосочетаний». Урок проходит с использованием ЭОР. Предусмотрена работа учащихся за компьютерами, имеющими выход в Интернет. Материал урока может быть использован при подготовке к ГИА в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе.

К конспекту прилагается презентация PowerPoint, содержащая ссылки на ЭОР.

Предмет:  русский язык, урок изучения нового материала
Тема: Словосочетание. Типы связей в словосочетании.
Цели:

  • Образовательные:

 1.Познакомить учащихся с типами связей в словосочетании.
2. Закрепить понятия словосочетание, типы словосочетаний по главному слову.      
3. Подготовка учащихся к выполнению заданий В2 в ГИА по новой форме для 9-х классов (демонстрационная версия 2012г) и В3 в ЕГЭ по русскому языку.

  • Развивающие: формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенцию.
  • Воспитательные: воспитание любви к русскому языку, формирование навыков контроля и самоконтроля.

Класс:  8, гимназический, наполняемость 14 человек (ученики занимаются по подгруппам)
На уроке используется презентация PowerPoint, материалы Федерального центра информационно-образовательных услуг, Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, интерактивный тест с  сайта Захарьиной Елены Алексеевны. Урок проходит с применением ПК с доступом в Интернет (15для учеников + ПК учителя), проектора, интерактивного средства МИМИО, магнитно-маркерной доски.

ХОД УРОКА

  • Организационный момент.

Сегодня на уроке русского языка мы продолжим изучение интересной и важной темы, знание которой поможет сделать вашу речь грамотной и красивой.(Слайд 1)

  • Тема урока, постановка целей. (Слайд 2)

- Попробуйте сами определить тему урока, прочитав записи:

Крепкое рукопожатие, взять за руку, держать крепко

Ученики определяют тему – «Словосочетание».
- Чем похожи и чем отличаются данные словосочетания?
Примерные ответы: похожи тем, что одно слово главное, а другое зависимое; отличаются вопросами от главного слова к зависимому и частями речи.
- Действительно, слова соединяются друг с другом непроизвольно, а на основе строгих законов, которые называются подчинительными связями слов. С типами таких связей мы и познакомимся сегодня на уроке.
Полная запись темы урока «Словосочетание. Типы связей в словосочетании».
- Предположите, каких целей должны достигнуть на уроке.
Проводится целеполагание.

  • Предварительная оценка знаний. (Слайд 3)

Оцените свои знания и умения по  теме  «Словосочетание» на данный момент:

  • Я уверен, что знаю данную  тему и смогу выполнить задания по ней.
  • Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.
  • Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
  • Я не знаю эту тему и  не смогу выполнить задания по ней.

На полях тетради напротив темы урока.

  • Актуализация знаний.
  • Понятие словосочетания. (Слайд4)
  • Коллективная работа.

Прочитайте строки:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя…
- Определите вид синтаксической единицы. (Предложение)
- Необходимо выписать из данного предложения словосочетания. Какие теоретические знания надо применить для выполнения задания?
Знать  определение словосочетания.
Под словосочетанием понимаются слова, связанные друг с другом по смыслу и грамматически и являющиеся компонентом предложения.
- Что не является словосочетанием?

  • Сочетание сказуемого с подлежащим (то есть грамматическая основа предложения): Мальчик капризничал; Таня прыгает; Он стар; Хлеб сделался как камень.
  • Однородные члены предложения: Москва и Париж; быстро и умело.
  • Сочетания слов значимых и служебных частей речи: в лесу, над тетрадью, по дороге, ко мне.

(По материалу предыдущих уроков. См. http://fcior.edu.ru/card/14506/slovosochetanie-i.html)
Чтобы выделить словосочетание в предложении, нужно:

  • Найти грамматическую основу текста, она не является словосочетанием.
  • При помощи логических вопросов  выделить все словосочетания.

Выписанные словосочетания:
«кроет небо», «кроет мглою», «кроет крутя», «крутя вихри», «вихри снежные»
      Это интересно. Как в  «Российской грамматике» М.В. Ломоносов раскрывает тему «Словосочетание»? (Индивидуальный доклад по http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c6777455-4262-41ba-bf07-1cd3c2755f81/index_listing.htm)

  • Индивидуальные задания.

(Выполняются учащимися за компьютером в режиме реального времени одновременно с коллективной работой. Ученики открывают ресурс по закладке. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1828848d-0f07-45b7-867d-82c70888a730/%5BRUS8_159%5D_%5BQS_186%5D.html)
- Какие из приведённых примеров не могут рассматриваться как словосочетания и обязательно должны быть оформлены на письме как предложения?

  • Словосочетания по главному слову.(Слайд 5)

По тому, какой частью речи является главное слово, выделяют три вида словосочетаний. Назовите их:
- Именное,  глагольное,  наречное.
Распределите словосочетания по главному слову лайд 6):
Лесная газета, читать газету, очень интересный, совсем рядом, построить дом, очень небрежно.
(Работа выполняется самостоятельно, потом проверяется в парах) (Слайд 7)

  • Изучение нового.

1. Существуют три способа подчинительной связи между компонентами словосочетания (Слайд8):
- согласование,
- управление,
- примыкание.
Познакомьтесь с  типами словосочетаний  (http://fcior.edu.ru/card/14506/slovosochetanie-i.html) и заполните таблицу в тетради теории. Подготовьте ответ по вашему типу связи.(Слайд9)
Типы связей в словосочетании


Тип связи

Главное слово
(Чем выражено?)

Зависимое слов
(Чем выражено?)

Примеры

 

 

 

 

 Групповая работа за компьютерами. ЭОР установлен на ПК.
1, 4 группы – согласование,
2, 5 группы – управление,
3, 6 группы – примыкание.

2.Обсуждение результатов работы. Заполнение общей таблицы (представители группы заполняют таблицу на доске, комментируя свою работу). (Слайд10)

  • Закрепление знаний
  • Распределите словосочетания по таблице(Слайд11)

(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4dfcc756-e3c2-4ca7-848d-f03d1fa5895f/%5BRUS8_158%5D_%5BQS_168%5D.html)
Таблица проецируется на доску. Ученики выходят по одному и распределяют задания.
Выполните тренировочные упражнения. (Слайды 12-17)
Задание 1.

  • Определите тип связи в словосочетании СЧАСТЛИВОЕ ВРЕМЯ в предложении:
  • Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий.
  • Согласование

Задание 2.

  • Определите тип связи в словосочетании В ДЕЛАХ ДОБРА из предложения:
  • Особое замечательное свойство внимания, что оно подчинено воле, что им можно управлять, им можно пользоваться в делах добра, равно как и зла.
  • управление

Задание 3.

  • Укажите вид подчинительной связи в словосочетании  ПОЧУВСТВУЕТ СЕРДЕЧНО из предложения:
  • Но пройдёт боль, и человек опять почувствует не только филологически, но сердечно, какое очарование живёт в красоте речи.
  • примыкание

Задание 4.

  • Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
  • Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!
  • такая мама

Задание 5.

  • Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
  • Медленно  опускаться на парашюте.
  • медленно опускаться

Задание 6.

  • Из предложения  выпишите словосочетание, в котором использована связь УПРАВЛЕНИЕ.
  • Для России такой путь заказан.
  • заказан для России
  • Диагностическая самостоятельная работа. (Слайд18)

Выполняется индивидуальное тестирование за компьютером. Вход на сайт по закладке.
Внимание! Для тестирования на сайте требуется регистрация.  Если в классе большое количество учащихся, можно сильной  группе выполнять электронный  тест, а слабой - задание в учебнике)
(http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test74.xml)

  • Итог урока.

- С какими ключевыми понятиями познакомились сегодня на уроке?
- Расскажите о типах связи в словосочетании по таблице. (Слайд19)
(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f2760958-3f0a-4941-8804-50d8f8d1a00f/%5BRUS8_158%5D_%5BIA_166%5D.swf)
- Как вы думаете, достиг ли урок поставленных целей? Если нет, то почему?

  • Домашнее задание . (Слайд20)
  • Выучить таблицу «Типы связей в словосочетании»
  • Выполнить задание на выбор:

1- упражнение 67 [1]
2 –тест «Готовимся к ЕГЭ. Задание В3. Способы подчинительной связи в словосочетании. Вариант1. 11кл.» http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test142.xml

  • Рефлексия. (Слайд 21)

Оцените свои знания и умения по  теме  «Словосочетание» после изучения:

  • Я уверен, что знаю данную  тему и смогу выполнить задания по ней.
  • Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.
  • Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
  • Я не знаю эту тему и  не смогу выполнить задания по ней.

На полях тетради напротив последней записи.

Список использованных источников:

  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru/
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/
  • Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Е.А.: http://www.saharina.ru/

Список литературы:
Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных школ/ С.Г.Бархударов и др.- М.: Просвещение, 2005.

 

немецкие прокси