Нигматзянова Э.Ф. Практическое использование электронных образовательных ресурсов в условиях общеобразовательной школы

Практическое использование электронных образовательных ресурсов в условиях общеобразовательной школы

Нигматзянова Энзилэ Фазылзяновна
Республика Татарстан, г. Заинск
МБОУ «Заинская средняя общеобразовательная школа № 6»,
учитель музыки
nmai1972@mail.ru

Аннотация
В статье раскрываются возможности использования информационных-компьютерных технологий как средства повышения процесса обучения в условиях становления новой системы образования, на примере урока образовательной области «Искусство» - «Музыка».

Презентация

 

Информационные технологии в образовании
в наши дни - основа из основ.

Одной из инновационных технологий не так давно пришедших и в сферу образования стали информационные  технологии, а так же цифровые и электронные образовательные ресурсы. Их использование, как вспомогательного средства в образовании, в настоящее время характеризуется широким применением средств мультимедиа, которые на сегодняшний день являются самым прогрессивным способом представления информации. Электронные образовательные ресурсы в школе – это один из инструментов повышения интереса и учебной мотивации, повышения качества знаний учащихся.

Многочисленные социологические исследования наглядно демонстрируют, что приобщение современного школьника к изучению любого предмета, а в моём случае к вопросам познания предметов образовательной области «Искусство», в XXI веке происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля, изменения всего «фона» системы образования. Современный ученик не всегда воспринимает учителя с мелом в руке. Меняется восприятие ребенка, он живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. Учитель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, быть компетентным, чтобы общаться с ребенком на одном языке. И одной из таких методик сегодня является интеграция медиаобразования в систему работы учителя-предметника. Для учителя, работающего в современной школе, в век теперь уже нанотехнологий, научиться самому ориентироваться в «электронной среде» - есть одна из важнейших задач.  Это предъявляет к учителю новые требования, которые, по существу и не являются новыми.

Вот как определяется информационная компетентность педагогического работника согласно «Квалификационным характеристикам должностей работников образования» (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.08.2099 года № 593): «Информационная компетентность – качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, её адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалификационную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителя». Но здесь важно различать ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность учителя.

(Слайд 1)  Благодаря успешно реализованной в Татарстане «Программе «Ноутбук – учителю» каждый урок я провожу с использованием ноутбука, почему? Компьютер решает массу проблем. Первое, с чем мы сталкиваемся перед началом учебного года - работа с планированием. Если правильно подойти к этому вопросу – проблем не возникнет. В программе Microsoft Office Word забиваем все материалы, а если необходимы изменения -  это можно легко сделать просто  доработав материал. Идеальный вариант – создать папку по каждому классу, в которой для каждого урока  есть отдельная папка. Например (Слайд 2), содержание каждой папки – музыкальные произведения, репродукции картин, портреты композиторов, видео сюжеты, необходимые для данного урока. Основную часть этой богатейшей фонотеки я приобретаю через интернет.  При необходимости можно подключить компьютер к музыкальному центру, мультимедийному проектору, или даже выйти в Интернет, благо в условиях нашей школы это стало возможно благодаря беспроводному интернету Wi-Fi.

Ноутбук удобен не только для слушания. Можно так же использовать  программу для воспроизведения караоке vanBasco's Karaoke Player. (Слайд 3)  Чем он хорош - плеер позволяет изменять тональность песни, обладает функцией проигрывания отдельно мелодии, что удобно при  разучивании песни. Затем мелодию можно отключить. Пение под фонограмму без мелодии-подсказки тренирует слух, развивает музыкальную память учащихся. Но есть одна поправка: необходимо, чтобы дети видели текст не с экрана в виде караоке, а написанным на доске или плакате. Фиксированная запись текста позволяет делать специальные пометки – вдох, интонационное выделение, и проч. Бегущий текст для пения на уроке, по-моему, не подходит. Здесь на помощь приходит мультимедийный  проектор.

Кроме этого хорошим подспорьем для меня являются диски – готовые программные продукты. (Слайд 4)  Массу материала из них можно использовать при подготовке к уроку или на уроке (Слайд 5,6,7) И  конечно, ЦОРы и ЭОРы  - это прекрасный инструмент в образовании детей. Так, например, богатейший материал, представлен  на сайте http://fcior.edu.ru .

(Слайд 8) Как в младших, так и в старших классах очень удобно проводить, музыкальны викторины, тесты - опросники, с использованием Microsoft Office PowerPoint. А так же презентации к урокам.

(Слайд 9) Нравится нам с детьми и работа в  Microsoft Office Publisher –  мы делаем буклеты, информационные листы, афиши.

На уроках используются презентации, подготовленные как мною, так и учениками. Они включают необходимые наглядные средства, музыкальные фрагменты. Дети с удовольствием выполняют домашние задания, связанные с работой в Интернете. Они узнают биографию композиторов, историю создания произведений или другую информацию. Есть разные варианты подобных заданий. Например, учащиеся старших классов с удовольствием находят информацию о современных направлениях в музыке, исполнителях как современных, так и оперных, камерных произведений. Конечно, можно приготовить все заранее самому учителю, раздать готовые материалы, но вот останется ли это в памяти ребенка? Думаю, что главное в работе современного учителя – это приучить ребят к самостоятельной работе, вызвать интерес к своему предмету. Подобных заданий можно придумать и подобрать огромное множество.

А, кроме того, теперь учитель с лёгкостью может осуществлять контрольно-оценочную деятельность  с использованием современных способов оценивания (ведение электронных форм документации: электронный журнал  и дневник обучающегося) – у нас это – система «Электронное образование Республики Татарстан».
Говоря о самообразовании, регулярной самостоятельной познавательной деятельности, работе по самосовершенствованию хочется отметить сетевые сообщества учителей. Значимость их роли для учителя огромна и неоценима. Если ответить на вопрос что для меня означает сетевое сообщество учителей - это безграничная возможность общения с коллегами, такими же как ты, а так же учителями, которыми по праву гордится вся страна – лучшими учителями России. Именно здесь можно познакомиться с УЧИТЕЛЯМИ - безмерно талантливыми, находящимися в постоянном поиске и готовыми поделиться с тобой своим богатейшим опытом, знаниями. В чём каждый раз, заходя на страничку какого-нибудь педагога, знакомясь с его материалами, не перестаю удивляться. Это так же хорошая возможность и для самого учителя повысить свою личную самооценку - ты сравниваешь, анализируешь, в каких-то случаях сверяешься, а в правильном ли направлении идёшь? И приходишь к выводу, что и ты работаешь ни чуть не хуже, и взятый тобой курс правилен. Главное, что теперь ты «не варишься в собственном соку»!

В твоём распоряжении богатейший материал, что называется от А до Я, опыт множества педагогов-мастеров, состоявшихся в своей профессии личностей. Пройти мимо этого просто не возможно! Участвуя в обсуждениях тебе предоставляется уникальная возможность высказать свои собственные мысли, рассказать о наболевшем, поделиться своими успехами, спросить совета, обратиться за помощью.

Сетевые сообщества – это еще и большое подспорье к предстоящей аттестации: ты можешь принимать участие в постоянно проводимых конкурсах, виртуальных выставках, обсуждениях, разместить свои собственные материалы. Всё это богатство, а так же уникальные возможности, открываешь для себя благодаря учительским сетевым сообществам, что способствует развитию профессиональных компетенций учителя. А так приятно учиться у учителей! И в этой системе координат ты можешь найти свою точку роста!

(Слайд 10) Если учитель хочет сделать свою работу интересной, разнообразной, не похожей на работу в прошедшем учебном году, то он будет стремиться идти в ногу со временем, использовать современную технику, но ни одно, даже самое универсальное средство не станет панацеей, если учителю самому не интересно, он не увлечен тем, что делает. Главное в нашей работе помнить, что мы не должны разговаривать «на тему о музыке», не передавать информацию о ней. Мы должны затронуть души детей, привить им любовь к искусству, зародить желание слушать произведения классиков, встречаться с музыкой не только на уроках, но и в повседневной жизни.

Но, конечно не стоит забывать, что важной составляющей уроков музыки является живая музыка и её ни чем не заменить!

 

Источники:

Ресурсы Интернет
http://www.ed.gov.ru/edusupp/informedu/3585/
http://catalog.iot.ru/
http://enc-dic.com/pedagogics/Informatizacija-Obrazovanija-694.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/
Шилова О. Н. Информационная культура в профессиональной подготовке современного педагога // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. СПб., 2004.
http://www.rg.ru/2010/10/20/teacher-dok.html
Фото из личного архива