Тригубенко Е.В. Методическая разработка по немецкому языку по теме: «Система образования в Германии» 9 класс

Методическая разработка по немецкому языку по теме: «Система образования в Германии» 9 класс

Тригубенко Елена Викторовна
МОУСОШ № 12 города Североморска Мурманской области
Должность : учитель немецкого языка
lenseweromorsklehrer@yandex.ru

Технологии:

  • элементы технологии дифференцированного обучения;
  •  интерактивные:
  • создание презентации с помощью Microsoft PowerPoint 2007;
  • создание текстового  документа с помощью Microsoft Word 2007;
  • работа в сети Internet , просмотр страниц  в браузере Internet Explorer;
  • использование  программы Nero Show Time Essential для просмотра      медиафайла;
  • использование электронного немецко-русского словаря «МультиЛекс 7 Compact”;
  • создание интерактивного упражнения с помощью программы-оболочки Hot Potatoes 6;
  • наглядное представление материалов урока с помощью проектора (выведение изображения с монитора на экран).

Презентация

Аннотация:

урок является третьим по теме «Выбор профессии» в 9 классе. Для данного урока разработана презентация с информационными материалами, представленными в мультимедийной форме (текстовый документ, информация из сети Интернет, просмотр медиа-файла).  C помощью программы-оболочки «Hot Potatoes» cоздано интерактивное упражнение с целью контроля усвоения нового материала. Особенностью этой программы является то, что созданные задания сохраняются в стандартном формате веб-страницы,  для их использования  необходим только веб-браузер (например, Internet Explorer). С её помощью можно разрабатывать задания, которые необходимы при отработке тех или иных тем. Электронный немецко-русский словарь «МультиЛекс 7 Compact» применяется с целью формирования произносительных навыков и контроля перевода новой лексики. Для проверки правильности выполнения обучающимися задания используется метод самоконтроля.  Использование на уроке средств информационных и коммуникационных технологий способствует развитию личности обучаемого и формированию умений сравнивать преимущества и недостатки различных источников информации, выбирать соответствующие технологии ее поиска, создавать и использовать адекватные модели и процедуры изучения и обработки информации и т.д.   

Практическая реализация урока (отзывы обучающихся):

Караванова Мария, 9в класс: «Когда я захожу в кабинет и вижу, что включен проектор, я заранее знаю, что на уроке я узнаю что-то новое, потому что в учебнике не всегда найдешь ту информацию, которую дает нам учитель. Я  много работаю на компьютере дома для подготовки домашних заданий и поиска необходимой информации. Сегодня на уроке мне понравилось все, что связано с компьютером: показ слайдов, выполнение упражнения, перевод слов».

Караванов Александр, 9 в класс: «Мне понравился фрагмент видеофильма, о городе Геттинген, который называют городом университетов. С помощью интернета на уроке мне удалось узнать о разных типах школ».

Порохов Андрей, 9в класс: «Показ слайдов  меня привлек больше всего, потому что  с их помощью мы узнали сегодня очень много информации. Мне понравилось  рассказывать домашнее задание, когда я рассказывал о системе образования в Германии с помощью «электронной» таблицы».

Конспект урока:

ЦЕЛИ УРОКА:

 а) образовательные:

  • Обеспечить усвоение ранее изученного материала по теме: «Система школьного образования в Германии».
  • Расширить знания обучающихся о системе образования в Германии.
  • Формировать социо-культурную компетенцию обучающихся.

б) развивающие:

  • Развитие и обогащение словарного запаса по теме: «Система школьного образования в Германии».
  • Развитие умения работать с различными источниками информации.
  • Развивать умение читать текст с различными стратегиями.

в) воспитательные:

  • Способствовать воспитанию  интереса к стране изучаемого языка;
  • Воспитывать коммуникативную культуру обучающихся.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Выставка литературы о школах Германии; индивидуальные карточки на печатной основе; немецко-русские словари; электронный немецко-русский словарь «МультиЛекс 7 Compact»;  персональный компьютер; проектор; экран; презентация «Система образования в Германии»; медиафайл «Гёттинген»; интерактивное упражнение – файл, созданный с помощью программы-оболочки HOT POTATES 6.                                            

ХОД УРОКА:

  • Организационный момент. Сообщение темы, целей урока. (3 минуты

Stehe auf! Guten Tag, Schuler! Setzt euch!

Wer hat heute Klassendienst? Welches Datum haben wir heute? Wer fehlt heute? Wie ist das Wetter heute?

Sehen wir mal und bestimmen wir  bitte unser Thema?

Просмотр  обучающимися фрагмента медиафайла «Геттинген»(24 секунды).

Wie hei?t unser Thema? (ответы обучающихся). Unser Thema hei?t „Schulsystem in Deutschland“. Heute wiederholen wir alles, das wir uber das Schulsystem in Deutschland wissen. Heute erfahren wir etwas Neues und Interessantes uber dieses Thema.

Просмотр слайда № 1 (тема, цели урока).

  • Речевая зарядка:(3 минуты).

Zuerst wiederholen wir  bekannte Worter zum Thema „Schulsystem“ um erfolgreich zu arbeiten. Spielen wir das Spiel „Schneeball“! (игра ранее знакома обучающимся).

Речевая игра «Снежный ком», направлена на совершенствование лексических навыков обучающихся, развитие памяти и внимания. Правила игры: обучающиеся проговаривают слова по теме: «Школа» по цепочке. Первый обучающийся называет слово, второй повторяет его и добавляет свое, третий обучающийся повторяет два предыдущих сказанных слова и добавляет свое. Если кто-то ошибается при повторении, он выбывает из игры.

Wir wissen viele Worter zu unserem Thema. Sehr gut! Was habt ihr zu Hause gemacht?

  • Проверка домашнего задания(5 минут).

Jetzt kontrollieren wir die Hausaufgabe. Wer mochtet uber Schulsystem in Deutschland erzahlen? Die anderen horen aufmerksam zu und am Ende der Erzahlung  stelle die Fragen zum Thema „Schulsustem in Deutschland“ .

Просмотр слайда № 2(электронная таблица «Система образования в Германии»).

Рассказ 2-3 обучающихся о системе школьного образования с опорой на таблицу, представленную на слайде №2 (во время рассказа обучающегося, остальные внимательно слушают и задают вопросы в конце рассказа, для слабых обучающихся раздаются карточки с опорными вопросами).

Wir wissen fast alle Schultypen in Deutschland. Heute haben wir eine gute Moglichkeit etwas Neues erfahren uber Schulen  in Deutschland mit Hilfe des Internets.

  • Работа над новым материалом (20 минут)

- работа в сети Интернет (для поиска необходимой информации вызывается ученик по желанию, а результаты остальным учащимся выводятся с монитора компьютера на экран с помощью проектора):

1. Suchen wir den Antwort auf die Frage: Welche Neue Schultypen finden Sie in „Wikipedia“?  Wer  will antworten?  cайт энциклопедии «Википедия» (www.wikipedia.de), поисковое слово «Schultyp», поиск и чтение информации, необходимой для ответа на вопрос.

2. Am Anfang des Stundes wir haben einen kurzen Film uber Gottingen  gesehen. Finden wir jetzt welche Schule gibt es in dieser Stadt? Wieviel Gesamtschulen gibt es? Realschulen? Gymnasien?  Grundschulen? Anderen unbekannten Schultypen? сайт города Геттинген (www.goettingen.de): обзор типов школ в данном городе, сравнительный анализ количества школ, подготовка к домашнему заданию, ориентировка обучающихся на поиск необходимой информации дома. Zu Hause konnen Sie mit Internet arbeiten und die Hausaufgabe machen.

Просмотр слайда № 3 (адреса сайтов для подготовки домашнего задания).

Hier gibt es verschiedene uber das Schulsystem in Deutschland. In der Pause konnen sie bekannt mit Ihnen machen. Merken sie mal die E-mail-adresse der Schulen.

- представление выставки литературы учителем о различных типах школ в Германии.( учитель обращает внимание обучающихся на  ссылки  на интернет-страницы школ г.Геттингена). Подробно обучающиеся могут познакомиться с выставкой во время перемены.

- работа над новой лексикой:

Jetzt  lesen wir noch einige Information uber das Schulsystem in Deutschland . Wie bereiten deutsche Schuler zum Berufswahl? Zuerst wir machen bekannt mit Lexik um den Text zu verstehen. Welche Worter sind fur euch bekannt? Neue Worter schreiben sie bitte ins Worterbuch und ubersetzt ins Russische. Слова записаны  в текстовом документе и выведены на экран с помощью проектора. 

Просмотр слайда № 4 (новая лексика).

Обучающимся предлагается перевести на русский язык уже знакомые слова, незнакомые слова записать в словарь и перевеcти с помощью словаря на русский язык (раздаются индивидуальные карточки для сильных учеников). Ученик по желанию переводит слова со слайда на русский язык с помощью электронного словаря «Мультилекс 7 Compact». Контроль правильности перевода новой лексики и произношение  новой лексики с помощью электронного словаря «МультиЛекс 7 Compact», сильные  обучающиеся зачитывают предложения с новой лексикой, составленные по карточкам. Kontrollieren wir! Lesen Sie bitte neue Worter mit Ubersetzung!

Machen wir eine Pause!

ФИЗМИНУТКА (Использование слайда № 5 - музыкальная пауза)

Обучающиеся выполняют движения под музыку.

- работа с текстом

Jetzt lesen wir den Text um das Wichtigste zu verstehen. (Текст представлен на экране-просмотр слайда № 6).

1. Чтение текста учащимися по цепочке (индивидуальные карточки со словами раздаются слабым ученикам), индивидуальная помощь учителя слабоуспевающим учащимся.

2. Первичный анализ текста: ответы на вопросы учителя.Wie ist die Hauptidee dieses Textes? Welche neue Information gibt es in diesem Text?

3. Задание на понимание прочитанного с общим охватом содержания: интерактивное упражнение, созданное с помощью инструментальной программы–оболочки «Hot Potatoes». Machen wir eine  interessante Aufgabe! Wahlen sie bitte den richtigen Antwort! Wer will mit Computer arbeiten? Обучающимся выдаётся упражнение на карточках, один обучающийся по желанию выполняет на компьютере с помощью программы-оболочки «Hot Potatoes».

4. Самоконтроль выполнения задания:

Machen wir Selbstkontrolle! (правильные ответы представлены на экране). Просмотр слайда № 8 – ответы.

5. Объяснение домашнего задания: Просмотр слайда № 9 - домашнее задание (3 минуты).

*пересказ текста, прочитанного в классе (слабым обучающимся выдаются карточки с опорами для пересказа).

*сравнительная таблица системы школьного образования в Германии и России (написать основные отличия в системах образования):

Schulsystem in Deutschland

Schulsystem in Russland

 

 

* с помощью Интернет подготовить информацию о  школе города Геттинген (название, тип школы, адрес, количество обучающихся, основные предметы, оплата за обучение,  сроки школьных каникул).

Wahlen sie bitte die Hausaufgabe: Nacherzahlung des gelesenen in der Klasse Textes, Tabelle uber Schulsystem in Deutschland und in Russland, Suchen die Information in Internet uber die Schule in Gottingen (Name, Typ, Adresse, Zahl der Schuler,  Stunde, Bezahlen, Ferientermine).

  • Оценивание деятельности учащихся на уроке.(3 минуты)

 Heute jeder bekommt eine Note. Eine Funf bekommt….

  • Подведение итогов урока.(3 минуты)

Was haben wir heute gemacht? Was Neues haben wir heute erfahren? Was haben  euch heute gefallen?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  • Бим И.Л., Садомова Л.В. «Немецкий язык. 9 класс», учебник для общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение», 2008.
  • Бим И.Л., Садомова Л.В. «Книга для учителя к учебнику немецкого языка для 9 класса общеобразовательных учреждений», Москва, «Просвещение», 2002.
  • Лемякина  О.В.. «Немецкий язык. 9 класс. Поурочные планы по учебнику И.Л.Бим, Л.В.Садомовой“, Волгоград, «Учитель», 2004.
  • Селевко Г.К. «Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП», Москва, «НИИ школьных технологий», 2005
  • Большакова Е.Н. «Разговорные темы по немецкому языку», Санкт-Петербург, «Раритет», 2003.
  • Бовтенко М.А. «Методические материалы к курсу «Компьютерная лингводидактика. Рекомендации по созданию интерактивных упражнений с помощью универсальной программы оболочки «Ноt Potatoes»(для начинающих пользователей), Новосибирск, 2004
  • Н.Д.Гальскова «Итак, немецкий!: учебник по немецкому языку как второму иностранному для 7-8 классов общеобразовательных учреждений“, Москва, «Просвещение», 2005.
  • “Меin erstes grosses Bildlexikon“, Koln, „Paletti“, 2004.
  • www.1september.ru.
  • www.edu.ru.
 
  • Проспекты и брошюры (материалы участников семинаров Гёте-института г.Санкт-Петербург,г.Гёттинген).
  • Рымашевская Э.Л. «Словарь общей лексики. Электронный немецко-русский и русско-немецкий словарь МультиЛекс 7 компакт», ООО «Парагон Рус», 2009.