Урок окружающего мира "Вода и её свойства. Вода в природе" 3 класс
Филатова Ирина Николаевна
учитель начальных классов МОУ лицей
села Долгоруково Липецкой области
Lija1978@yandex.ru
Аннотация к уроку
Урок окружающего мира с творческим названием « Вода и её свойства. Вода в природе» (экспериментальная лаборатория) создан в качестве урока новой темы при прохождении программного материала раздела «Эта удивительная природа» в 3-ем классе. Проведению урока предшествовала следующая подготовительная работа: репетиция фокуса, работа над проектом «Куда девается лужа», разработка заданий, поиск в Интернете необходимых сайтов. По ходу выполнения заданий урока учащиеся приобретают навыки самостоятельной работы. У них развивается монологическая и диалогическая речь, воображение и творческие способности. Учащиеся обобщают полученные знания по нескольким темам, при этом лучше усваиваются современные информационные технологии.
Цель: Показать обусловленность свойств вещества его структурой.
Задачи образовательные:
сформировать представления учащихся о том, что вода – это вещество;
сформировать понятия «состояние вещества: твердое, жидкое,
газообразное»;
сформировать представление о распространении воды на земле, ее участие в формировании рельефа земной поверхности, значении воды в жизнедеятельности живых организмов.
Задачи развивающие:
развивать наблюдательность, любознательность, память, логическое мышление;
развивать умение рассуждать и обосновывать свои суждения.
Задачи воспитательные:
воспитывать любовь к природе, бережное отношение к природным богатствам.
Оборудование: презентация, проектор, компьютерная программа, интерактивная доска, глобус; раздаточный материал: таблички для проверки д/з, кружки-частицы, клей; оборудование для опытов: карточки для записи выводов, стаканы с водой, ложки, полоски белой бумаги, соль, банки, бутылка, ваза, платок.
ХОД УРОКА
I.Орг. момент.
-Вот уже заливисто прозвенел звонок!
Мальчики и девочки сели на урок!
-Здравствуйте ребята! А начнём мы наш урок с минутки погоды. Слово синоптикам.
(Выступление синоптиков о результатах наблюдения за погодой)
II.Проверка домашнего задания.
а) Опрос.
-Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошедших занятиях.
-Что мы называем телами?
-Какие бывают тела?
-Из чего состоит каждое тело?
-Какие бывают вещества?
-Из чего состоит вещество?
б) Работа в парах.
- На парте лежит карточка-табличка и частички веществ (кружки). Пожалуйста, расположите и приклейте частички так, чтобы это соответствовало каждому виду вещества: твёрдому, жидкому или газообразному (Слайд 1-муз. сопровождение)
(Выполнение задания, объяснение учащимися при проверке выбора того или иного варианта, демонстрация на слайде)
-Отгадайте загадку:
Я и тучка, и туман. Я река и океан.
Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода)
III.Объявление темы урока.
-Догадались ли вы, какова тема сегодняшнего занятия? (Вода)(Слайд 2)
-Да, друзья, мы будем говорить о воде, её свойствах, о воде в природе. И это будет не обычное занятие. Сегодня мы побываем в экспериментальной лаборатории и займёмся чем-то очень интересным! Приглашаю всех вас отправиться в путешествие с капелькой воды.
IV.Изучение нового материала.
-Спросил на днях малыш-сосед (Слайд 3)
У струйки, льющейся из крана:
Откуда ты? Вода в ответ:
Издалека, из океана.
Потом малыш гулял в лесу,(Слайд 4)
Росою искрилась поляна.
Откуда ты? – спросил росу.
- Поверь, и я из океана!
Ты, газировка, что шипишь?(Слайд 5)
И из бурлящего стакана донесся шепот:
- Знай, малыш, и я пришла из океана.
На поле лег туман седой,(Слайд 6)
Малыш спросил и у тумана:
Откуда ты? Ты кто такой?
- И я, дружок, из океана.
Удивительно, не так ли?(Слайд 7)
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке, и в слезинке,
И в дождинке, и в росинке
Нам откликнется всегда
Океанская вода.
(А.Дитрих.)
- Давайте раскрутим глобус так быстро, что бы все цвета его синий, коричневый, зеленый, белый слились в один. Как вы думаете, какого цвета будет такой вертящийся глобус? (синий).
-Почему?
-Правильно, потому что ? поверхности занимает вода
-Попробуем?
а) Работа у интерактивной доски.
- Вы видите круг, разделите его на 4 части, 3 части закрасьте голубым цветом, 1 часть коричневым.
-Вот сколько на нашей планете воды, ребята!
В воздухе тоже находится много воды, пара, облаков.
Под землей так же есть вода. Огромное скопление льда находится у Северного и Южного полюсов. В листьях, плодах растений, грибах тоже есть вода. В теле животных вода составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95 % состоит из воды. Тело человека на 2/3 состоит из воды. Человеку в сутки требуется более двух литров воды.
- А может ли человек без воды?
Вода не только нас поит, но и кормит. Днем и ночью по рекам, морям, океанам плывут рыболовные суда, теплоходы, военные корабли. Вода добывает электрический ток, работая на ГЭС. Без воды дома нельзя приготовить обед, постирать, помыть посуду. Вода нужна на стройке, на заводе, фабрике, в аптеке. Вот она какая вода!
б)Практическая работа
-Вода - это вещество. Давайте выявим основные свойства воды (учащиеся заполняют карточки, в презентации отражается) (Слайд 8)
Опыт 1.
Уч-ль: Опустите в стакан с водой ложку. Видна ли ложка в стакане?
Уч-ся: Видна
-Что можно сказать?
Вывод: вода прозрачна
Опыт 2.
Уч-ль: Около стакана с водой положите полоску белой бумаги. Сравните цвет жидкости с цветом полки. Имеет ли вода цвет?
Уч-ся: Вода не имеет цвета
Вывод: вода не имеет цвета
Опыт 3.
Уч-ль: Сейчас мы будем определять, имеет ли запах вода. Что мы должны для этого сделать?
Уч-ся: Понюхать воду
Уч-ль: Что можно сказать?
Уч-ся: Вода не имеет запаха
Вывод: вода не имеет запаха
Опыт 4.
Уч-ль: Попробуйте воду. Есть ли у нее вкус?
Уч-ся: У воды нет вкуса
Вывод: вода не имеет вкуса
Опыт 5.
Уч-ль: А сейчас добавьте в стакан соль. Размешайте. Что произошло с солью?
Уч-ся: Они растворились
Вывод: Вода – растворитель
Опыт 6.
Уч-ль: Аккуратно зачерпните ложкой воду из стаканчика и снова вылейте её в него. Течет вода? Почему?
Уч-ся: Течет. Потому что вода жидкая.
Вывод: Вода – жидкая; течет
Опыт 7.
Уч-ль: Посмотрите внимательно, я сейчас налью воду в банку, стакан, бутылку и вазу. Какую форму имеет вода?
Уч-ся: Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Своей формы вода не имеет.
Вывод: Вода не имеет форму, а может принимать форму того сосуда, в котором находится
Игра «Вода – не вода»
Я называю слово, если названное слово обозначает то, что содержит воду – вы должны поднять руки, если предмет или явление имеет косвенное отношение к воде (кораблик, рыба) – похлопать в ладоши, если называется предмет или явление, не имеющее никакой связи с водой (ветер, камень) – потопайте ногами:
Цвет, ветер, лужа, облако, камень, водопад, рыба, река, мост, книга, ручей, окно, мел, чай и т.д.
в) Фокус
- А сейчас ребята, я вам по секрету расскажу, что нашему Володе очень нравится делать фокусы. Один он приготовил для нас сегодня. (Ученик «облачается» в одежду фокусника. Пред ним 3 баночки с водой и платок) (Слайд 9)
Ученик:Ты вода-водица,
Друг мой студеный.
Стань вода-водица,
Не простой - зеленой
(встряхивает баночку)
Ты вода-водица,
Светлая как иней.
Стань вода-водица,
Не простой, а синей
(встряхивает баночку)
Ты вода-водица,
Друг мой прекрасный.
Стань вода-водица,
Не простой, а красной.
(встряхивает баночку)
- Ребята, что же произошло? ( Вода изменила цвет)
- А от чего зависит цвет воды?(Цвет воды зависит от того, что в ней растворили)
-Так какое же свойство воды Володя подтвердил фокусом? (вода-растворитель)
- А когда мы дома можем видеть эти чудесные превращения? ( Когда утром завариваем чай или кофе)
(По карточке дети делают вывод)
Вывод: Вода прозрачная, бесцветная жидкость, не имеющая ни вкуса, ни запаха. Вода растворяет многие вещества.
д) Путешествие продолжается (Слайд 10)
-Посмотрите на картинку. Вы узнали сказку? Как называется эта сказка? Давайте начнём её рассказывать.
-Жили-были лиса, да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца лубяная.
-Из какого материала была построена избушка лисы? (изо льда)
-А что такое лёд?(замёрзшая вода)
-Избушка была ледяная. Лед твердый и поэтому частички получились с крепкими связями. Но после зимы приходит весна. Ярко начинает светить солнце. Избушка в лучах солнца переливается и сверкает как хрустальная. День ото дня она становится все красивее и красивее. Вы улыбаетесь, не согласны? Почему? (лёд тает и превращается в воду)
- Правильно! Солнце нагревает лёд и он тает, превращаясь в воду. А что же происходит с водой после нагревания нам расскажет Юля.
(выступление ученицы с проектной работой о круговороте воды в природе) (Слайды 11- 12)
-Итак, друзья, о каком же явлении природы нам рассказала Юля? (Круговорот воды в природе)
-И сделаем общий вывод: В каких трёх состояниях бывает вода? (Вода бывает в трех состояниях – твердом, жидком, газообразном. )
Физкультминутка для глаз (Слайд 13)
е) Работа в группах. Решение проблемной задачи:
-Путешествуем дальше (Слайд 14)
-Повадился Змей Горыныч деревни разорять, людей к себе в рабство уводить. Однажды схватил он детей и посадил в свою темницу: мол, подрастут к весне, тогда и съем. Но дети были такие смекалистые: подняли шум, гам, что у Горыныча все три головы разболелись. Тогда решил он обхитрить детей и сказал: «Ладно, выпущу вас на волю, если принесете мне чистой ключевой воды, нос одним условием: воду чтобы принесли без посуды!»
Согласились ребята, но как им решить эту проблему?
Что надо сделать, чтобы проблема была решена?
(Класс делится на группы, каждой из которых предлагается найти путь решения задачи)
Вывод: Воду можно заморозить в посуде и принести Горынычу уже в твердом состоянии без посуды.
V. Обобщение урока.
Загадка:
С горы, сбегая без труда, она гремит как гром.
В морозный день она тверда - руби хоть топором.
Нагрей ее - и к небесам она взлетит тогда,
Теперь ты мне ответишь сам: зовут ее… (Вода)
-Итак, сегодня мы с вами совершили путешествие с капелькой воды.
-Что нового узнали на уроке?
-В каких трёх состояниях находится вода в природе?
-О каких свойствах воды вы узнали?
-При каком условии образуется лёд?
-Отчего лёд может растаять?
-При каком условии вода превращается в пар?
VI. Выставление оценок.
VII. Домашнее задание: нарисовать рисунок, отражающий присутствие воды в природе.
Список использованной литературы
-
Плешаков А.А. Окружающий мир 3 класс.- М.: Просвещение 2010.
-
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе.- Ростов «Учитель», 2002.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
-
http://festival.1september.ru/articles/529015/
-
http://teacher-almaty.clan.su/publ/33-1-0-597