Бахарева Т.А. Конспект урока "Мерещится мне всюду драма. Н.А. Некрасов". 9 класс

Конспект урока Мерещится мне всюду драма. Н.А. Некрасов. 9 класс

Бахарева Татьяна Алексеевна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Арсеньевская средняя общеобразовательная школа
муниципального образования Арсеньевский район» Тульской области


Тема
Н.А. Некрасов. Городские мотивы.

Цели
Образовательные
помочь учащимся  понять мировоззрение поэта;
организовать исследовательскую работу на уроке
воспитательные
воспитание уважение к человеку, независимо от его места в обществе;
воспитание в детях чувства сострадания;
развивать логичность, навык индивидуальной и групповой работы
обеспечить условия для раскрытия личностных позиций и творческого потенциала учащихся
формирование у учащихся твердой гражданской позиции;
развивающие
обучение анализу поэтических произведений, развивать навыки анализа стихотворения, делать выводы и обобщения
формировать умение целеполагания

Тип урока
Урок – формирование

Методические приемы      
Индивидуальное сообщение, групповая работа, анализ стихотворений, чтение наизусть, мини-дискуссия, обмен мнениями

Форма урока
Комбинированный, с использованием презентации

Работа с понятиями: лирический цикл, лирический герой, сострадание, мировоззрение

Оборудование
Доска, портреты, репродукции картин Перова, Репина, проектор, компьютер
Этапы урока

  1. Вступительное слово учителя
  2. 1 - й слайд

Тема сегодняшнего урока – городские мотивы. Знакомясь с произведениями Некрасова, попытаемся проникнуть в мир чувств и устремлений поэта, понять черты его личности,
гражданскую позицию. Трагедии, которые всюду видел поэт и не мог не писать о людских страданиях, о тех, кто унижен жизнью, кто нуждается в сочувствии.
Вдумайтесь в тему урока, вчитайтесь в эпиграф и попробуйте сформулировать цели урока.

  1. Целеполагание

а) « нарисовать»  нравственный портрет Н.А. Некрасова
б) совершенствовать навыки сравнительно-сопоставительного анализа
в) реализовать свои способности в исследовательском анализе поэзии
г) выполнить цели, которые каждый ученик поставил перед собой
Проблемный вопрос
Актуальна ли поэзия Некрасова сегодня, ушли ли в прошлое проблемы, поднятые поэтом в стихотворениях?

  1. Индивидуальное сообщение

Рассказ о жизни Некрасова в Петербурге.
Вопрос
Какие нравственные качества помогли молодому Некрасову преодолеть трудности жизни
Запись в тетради
- трудолюбие
- упорство
- сила воли
- убежденность в своих целях
Вывод. Именно эти качества помогли Некрасову выжить в большом городе и остаться верным себе, своему народу. Некрасов познал жизнь петербуржского бедняка изнутри. Поэтому с такой достоверностью и искренностью отразил жизнь «униженных и оскорбленных».
2-слайд «Лирический цикл «На улице»
     

4. Исследовательская работа в группах
Рекомендации
-использовать схему анализа стихотворения
-использовать метод сравнения различных стихотворений, объединенных одной темой
Чтение и анализ стихотворений из цикла «На улице»(«Вор», «Гробок», «Ванька»)
Вопрос
Каким чувством  проникнуты произведения, в которых звучит «городской мотив» или тема «маленького человека»?
Трагичность судьбы человека, выросшего в бедных кварталах столицы, вынужденного добывать себе деньги самым постыдным способом: воровать, продавать себя.
Обратите внимание на слайд. Сенная площадь столицы – самое злачное место, именно здесь скопление низкопробных питийных заведений, различных ночлежек, притонов с дурной репутацией. Здесь происходят самые страшные события, льются слезы, гибнут души людей. Это Петербург Некрасова, безжалостный и жестокий, унижающий человека. Здесь живут люди, нуждающиеся в сочувствии и понимании.
Учитель. Продолжаем путь по улицам Петербурга
3-й слайд
Лирический цикл «О погоде»

  1. Коллективная работа

Форма -  беседа, выразительное чтение стихотворения «Под жестокой рукой человека…»
Вопрос
Каким чувством проникнуто это стихотворение?
Что испытали вы, слушая произведение Н.А. Некрасова?
(Учащиеся обмениваются мнениями, своими впечатлениями о прочитанном)
Бессердечность окружающих потрясает, люди перестали быть людьми, их души очерствели от постоянных унижений и жестокости. Избиение лошади – страшная картина.
3 -й слайд
Два лика Петербурга
Вопрос
Что скажем о лике города на первой иллюстрации?
Ответы
Красивые улицы, важные лица, здесь бедные не живут
Какое чувство испытываем, когда смотрим на другую иллюстрацию?
Это другой Петербург, Петербург Некрасова: грязный двор, темные улочки, серое здание. Здесь в тесных комнатках ютятся бедные люди. Но есть еще и мосты, трущобы, где живут нищие и убогие. Это Петербург Некрасова. Петербург 60-х годов
Продолжаем следовать по улицам города.
Стихотворение «В нашей улице жизнь трудовая…» Чтение наизусть
Беседа
Каким чувством проникаемся мы к тем, кого видим на улицах города?
Какими красками рисует поэт город, какие звуки слышим?
Какие сцены вас больше всего потрясают?
4 -й слайд
«Поэтические средства выразительности»
         

6. Самостоятельная работа
Выписать средства выразительности, с помощью которых автор рисует образ города и человека. Подсказка на слайде.
(проверка выполненной работы через проектор)
Вопрос
Какую роль играют риторические обращения?
Мог ли человек холодный и бездушный написать такие строки  о детях?
Дополним нравственный портрет поэта
- отзывчивость
- доброта,
- любовь к детям
5 -й слайд  «Петербург А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя»

7. Образ Петербурга
Образ Петербурга не раз вставал на страницах произведений русской литературы.
              Индивидуальное сообщение
Каким рисует город Пушкин в поэме «Медный всадник»?    
Что общего и различного в изображении города в поэме А.С. Пушкина и в стихах Н.А. Некрасова?
Обмен мнениями
Вывод
У Пушкина город имеет два лика: «краса и дива полнощных стран» и город, где стихия уничтожат кварталы бедных людей, город, где гибнут люди. В стихах Некрасова – один лик: город, унижающий людей. Жестокий и безжалостный город, где нет места сочувствию.
Что общего и различного в изображении города у Гоголя и Некрасова?
Город Гоголя несправедлив, все разделены сословными границами. Внешне – это красивый город. Но он губителен для талантливых людей. Все здесь равнодушны друг к другу.

8. 6 - слайд «Петербург в живописи»
                 Работа по картине

Тема людских страданий нашла отражение и в других видах искусства – в живописи 60-х годов.
Репродукция картины Перова «Тройка»
Какое чувство вы испытываете, когда смотрите на картину Перова?
- сочувствие
- ненависть к тем, кто виновен в страданиях детей
- на картине та же драма, что и в поэзии Н.А. Некрасова
Некрасов пробуждает в наших сердцах «чувства добрые» посредством поэтического слова, а художник Перов - посредством красок и кисти.
                   Мини-дискуссия
Кто виновен в страданиях детей?

9. Этап обобщения
7 - й слайд
 Петербург сегодня
Актуальна ли поэзия  Некрасова сегодня? Ушли ли в прошлое проблемы, поднятые поэтом в стихотворениях?

10. Рефлексия (заполнить листок самоконтроля)
Итог урока, оценки
Домашнее задание
Стихи Некрасова о любви: чтение наизусть и анализ стихотворений

Самоанализ урока по литературе в 9 классе

«Н.А. Некрасов. Городские мотивы. Тема «маленького человека» в большом городе»»

Данный урок по литературе  является уроком - формированием новых понятий. Тип урока – комбинированный, с использованием презентации. С первой минуты учащиеся включаются в мыслительную деятельность: определяют цели урока, «вдумываясь» в тему урока и «вчитываясь» в эпиграф.
Системообразующий центр урока – составление нравственного портрета поэта, определение его гражданской позиции, эмоциональное восприятие произведений Н.А. Некрасова. В целях реализации поставленных задач необходимо создать особый психологический климат. Для этого процесс общения на уроке предполагает применение таких методических приемов, как индивидуальное сообщение, работа в группах, чтение наизусть, обмен мнениями, мини-дискуссия.

Поставленная проблема в начале урока решается совместными усилиями в течение всего урока. Сравнение, обобщение, выводы, исследование позволяют учащимся овладеть не только учебными навыками, но и решают ряд важных воспитательных задач, так как учащиеся вовлечены в активную деятельность и сами являются субъектом обучения.

Групповая форма работы (анализ поэтических текстов) готовит учащихся к обмену мнениями с другими группами, к умению давать оценку суждениям. Постепенно формируется система нравственных ценностей.
Смена деятельности на уроке создает благоприятную обстановку, помогает раскрыть потенциальные возможности каждого ученика, даже слабые ученики начинают работать -  равнодушных нет. Девятиклассники выполняют следующие виды деятельности: чтение наизусть, сообщение, слушание, письменная работа: анализ поэтических средств выразительности, при помощи которых поэт рисует картину города, вызывает эмоциональное восприятие людских страданий. Учащиеся обмениваются мнениями о прочитанном и услышанном.
Работа по картине помогает острее ощутить проблему, поднятую Некрасовым в своем творчестве, а также учащиеся отмечают, что одну и ту же проблему можно раскрыть через разные виды искусства.
Компьютерная презентация, используемая в течение всего урока, решает ряд задач: активизация познавательной деятельности, формирование мотивации в обучении, воспитание личности подростка, его гражданской позиции. Минимальное количество слайдов (семь) не перегружает учащихся, помогает наглядно увидеть картины трудной жизни «маленького человека»  в большом городе, проникнуться сочувствием к тем, кто нуждается в помощи и поддержке. Использование презентации делает урок более эффективным, интересным, помогает переключиться с одного вида деятельности на другой.

Урок проходит на высокой эмоциональной волне, никто не остается  равнодушным к проблеме, которая волновала поэтов и писателей разных эпох,  волнует и сегодня.   

 

Покупка радиодеталей с демонтажа: защита электроники. Кабель от крупнейших заводов РФ.