Интегрированный урок геометрии и информатики в 7 классе
по теме: «Геометрические фигуры в графическом редакторе «PAINT»»
с использованием ЦОР
Мушкарова Ирина Геннадьевна
учитель информатики МОУ «Зырянская СОШ» РС (Якутия),
Долгова Инна Кимовна
учитель математики МОУ«Зырянская СОШ» РС (Якутия)
Интегрированный урок, урок закрепления материала по геометрии «Геометрические фигуры» и изучения нового материала по информатике «Графический редактор PAINT» проводился в рамках интегрированной недели математики, информатики, физики. В нашей школе изучение информатики начинается с 8 класса. Поэтому для учащихся 7 класса такой интегрированный урок был очень интересен и эмоционально окрашен.
Данный урок может найти применение на уроках геометрии в 7 классе в качестве закрепления темы «Геометрические фигуры», а так же факультативных занятиях по математике и информатике. На уроке использовались ресурсы «Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru
Цели урока:
-
Знать определения геометрических фигур, виды углов, виды треугольников, виды четырехугольников;
-
Уметь их обозначать, изображать;
-
Познакомиться с графической программой « PAINT»;
-
Научить с помощью данной программы рисовать геометрические фигуры;
-
Развивать у учащихся коммуникативные навыки общения;
-
Развивать интеллектуальные умения: сравнение, анализ, синтез, и способность к самоанализу;
-
Привитие интереса к предметам геометрия и информатика, развитие компьютерной грамотности;
-
Воспитание эстетического вкуса и дизайнерского умения;
-
Воспитание чувства товарищества при работе в парах.
Задачи:
-
Формирование межпредметных знаний и умений, способствование формированию целостной картины мира;
-
Показать практическую направленность данных предметов;
-
Помочь учащимся проявить свои потенциальные способности;
-
Дать возможность учащимся сравнивать и сопоставлять разные точки зрения;
-
Способствовать эффективному развитию учебной деятельности построенной на переносе знаний в новые ситуации, развертывающиеся под углом решения задач творческого характера.
Оборудование: Компьютерный класс, мультимедиа проектор подключённый к компьютеру с выходом в Интернет, экран, презентация РowerPoint: «Интегрированный урок по теме: «Геометрические фигуры»» ( Приложение 1 ), раздаточный материал «Панель инструментов и палитра красок».
Приобретаемые навыки детей: умение работать с графической программой «PAINT», а так же навыки изображения, обозначения геометрических фигур на плоскости.
Формы организации работы детей: фронтальный опрос, работа в парах, индивидуальная, элементы проектной деятельности, частично поисковый и исследовательский метод.
Формы организации работы учителя: Вводная беседа, опрос, новая тема (рассказ о графическом редакторе «PAINT» c элементами проблемного обучения), практическое занятие с элементами проектной деятельности, частично поисковой и исследовательской.
Используемые ресурсы:
-
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
-
Базовые инструменты в Paint (N 125753);
-
Возможности графического редактора (N 125800);
-
Закрашивание областей рисунка в Paint (N 125751);
Этапы урока:
-
Организационный момент
-
Актуализация опорных знаний
-
Изучение новой темы по информатике
-
Закрепление
-
Итог урока
-
Домашнее задание
-
Рефлексия
Ход урока
Знакомство учащихся с темой урока, целями и этапами урока
(Слайд 1, 2, 3)
(Слайд 4)
Учитель математики:
-
Что такое геометрия?
-
Основные фигуры геометрии?
-
Что такое прямая? Как обозначается?
-
Что такое отрезок? Как обозначается?
-
Что такое луч? Как обозначается?
-
Что такое угол? Как обозначается?
-
Виды углов
-
Что такое треугольник? Виды
-
Какие четырехугольники вы знаете?
-
Знакомство с графическим редактором «Paint»
(Слайд 5)
Учитель информатики:
-
Запуск программы: Пуск-> Все программы -> Стандартные -> Paint;
-
Знакомство с панелью инструментов
<Рисунок 1>
Учитель демонстрирует на компьютере с проекцией на экран запуск графической программы «PAINT» и знакомство с панелью инструментов, при этом показывая использование каждого инструмента рисования.
Базовые инструменты в Paint (N 125753)
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5a34f5d6-cae6-4518-acf1-f8db18f5eab6/9_33.swf
Учитель информатики: Для выбора инструмента щелкните по нему левой клавишей мыши. Для рисования выбранным инструментом тоже используйте левую клавишу мыши.
- Рисование кривой линии штрих-пунктиром (демонстрация учителем);
- Рисование фигуры прямоугольник штрих-пунктиром (демонстрация учителем);
- ластик (стирает рисунок при нажатии левой клавиши мыши);
- Заливка (закрашивает фон выбранной фигуры);
- пипетка (рисует капли);
- лупа (позволяет увеличить выбранную область экран для прорисовывания мелких деталей);
- карандаш (рисование карандашом используя левую клавишу мыши, при этом можно выбрать толщину линии);
- кисть (рисование кистью используя левую клавишу мыши, при этом можно выбрать толщину кисти);
- распылитель (разбрызгивает выбранную краску, величину области распыления можно выбрать дополнительно);
- вставка текста;
- линия (рисует прямую линию, установите курсор в начало линии нажмите левую клавишу мыши и, не отпуская, потяните до желаемой длины);
- кривая линия (нарисовав прямую, подведите курсор к линии в месте запланированного изгиба, нажмите левую клавишу и, не отпуская, потяните);
Учитель информатики: Как вы считаете, что будет изображено, если выбрать следующий инструмент для рисования? , , . (Учащиеся по аналогии должны ответить на поставленный вопрос)
- Прямоугольник (Рисует прямоугольник. Установите курсор в место начала одного из углов, нажмите левую клавишу мыши и, не опуская, потяните по диагонали); так же можно выбрать дополнительные параметры (рисовать только контур, рисовать только фон без контура, рисовать закрашенный прямоугольник с контуром)
- окружность (Рисует окружность. Установите курсор в месте, где будет проходить граница окружности, нажмите левую клавишу и, не отпуская, потяните до нужного диаметра окружности);
- Прямоугольник с закругленными краями. Так же можно выбрать дополнительные параметры (рисовать только контур, рисовать только фон без контура, рисовать закрашенный прямоугольник с контуром);
-
Знакомство с палитрой красок
(Слайд 6)
Учитель информатики:
Внимание:
-
Цвет выбирается левой клавишей мыши. При заливке фигуры, щелкнув левой клавишей, вы зальёте фигуру этим цветом.
-
Цвет выбирается правой клавишей мыши. При заливке фигуры щелкнув правой клавишей вы зальёте фигуру этим цветом.
<Рисунок 2>
Возможности графического редактора (N 125800)
Учитель информатики: А сейчас вы познакомитесь с возможностями графического редактора PAINT
Возможности графического редактора (N 125800)
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e5c7d0af-39a3-48a9-8da9-382d6a3b9835/9_31.swf
4. Закрепление.
Выполнение заданий на компьютере (работа в парах). Оценивается каждый пункт диктанта и заданий.
Раздать в помощь каждой паре справочный материал «Панель инструментов и палитра красок».
(Слайд 7)
Учитель математики:
А) Диктант
-
Начертите прямую и обозначьте
-
Начертите луч и обозначьте
-
Начертите отрезок и обозначьте
-
Начертите угол и обозначьте
-
Начертите треугольник
-
Начертите четырехугольник
Учитель информатики: Ребята, сейчас вы для рисования использовали ограниченный набор инструментов, следующие задания будут более сложными, поэтому давайте посмотрим ещё один анимационный ролик, для правильной работы по закрашиванию областей рисунка.
Закрашивание областей рисунка в Paint (N 125751)
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4dc7ed04-7223-497c-8b8d-ed82b29befe0/9_41.swf
Б) Задания
(Слайд 8)
-
с помощью данных геометрических фигур нарисуйте домик, раскрасьте его
-
с помощью фигур нарисуйте узор на весь экран
-
произвольная тема
5. Домашнее задание:
(Слайд 9)
Придумать картины с помощью геометрических фигур, которые можно нарисовать с помощью программы «paint»
Результаты домашнего задания: <Рисунок 3>, <Рисунок 4>
6. Рефлексия
-
Что нового узнали на уроке?
-
Понадобятся ли полученные знания, умения вам?
-
Поставьте оценку уроку.
Приложение к плану-конспекту урока
«Геометрические фигуры в графическом редакторе Paint»
(Тема урока)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ |
Название ресурса
|
Тип, вид ресурса
|
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
|
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
|
1
|
Базовые инструменты в Paint (N 125753)
|
Общеобразовательные, практика
|
Слайды презентации со звуковым сопровождением
|
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5a34f5d6-cae6-4518-acf1-f8db18f5eab6/9_33.swf
|
2
|
Возможности графического редактора (N 125800)
|
Общеобразовательные, практика
|
Слайды презентации со звуковым сопровождением
|
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e5c7d0af-39a3-48a9-8da9-382d6a3b9835/9_31.swf
|
3
|
Закрашивание областей рисунка в Paint (N 125751)
|
Общеобразовательные, практика
|
Слайды презентации со звуковым сопровождением
|
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4dc7ed04-7223-497c-8b8d-ed82b29befe0/9_41.swf
|