Россихина Л.А. Технологическая карта урока с использованием ЭОР

Технологическая  карта  урока с  использованием ЭОР

Россихина Лариса Анатольевна
учитель химии
МОУ «Гиманзия №14»
г. Улан-Удэ
https://sites.google.com/site/rossihina/

Урок построен с использованием ЭОР (презентация, Виртуальная химическая лаборатория, тесты)
Подойдет для изучения темы по любому УМК

Презентация


Класс:  10
Предмет:  химия
Тема урока: Бензол: строение, свойства, применение.
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.

Главная образовательная задача: изучить состав, строение, свойства аренов на примере бензола  и его соединений.                                            

Сопутствующие задачи:                                                                                                                                                                                                      

Образовательные:

  • Сформировать знания учащихся об ароматических углеводородах, их получении, свойствах и применении
  • Научить учащихся работать в виртуальной лаборатории с проведением в реализованной на экране монитора лаборатории со всем оборудованием и химической посудой, а также химическими реагентами.
  • Продолжить обучение  учащихся работе  с компьютерными тестами.
  • Продолжить формирование умений работать с учебником, тетрадью.

Развивающие:

  • Совершенствовать умение учащихся прогнозировать свойства вещества на основе его строения
  • Продолжать развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы при выполнении химического эксперимента
  • Развивать наблюдательность, память (при работе с ЭОР).
  • Развивать умение сравнивать (сравнение свойств гомологов бензола).
  • Развивать информационную культуру,  а также продолжить развивать навыки работы с современными средствами информатизации (при выполнении виртуальной лабораторной работы по теме: “Ароматические углеводороды”, при выполнении компьютерных тестов)
  • Научить учащихся обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

  • Продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе представлений о применении ароматических углеводородов.
  • Расширить представление учащихся о влиянии аренов  на окружающую среду и здоровье человека

Характеристика этапов урока

Этап

Время

Цель

Содержание учебного материала

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Комментарии, соблюдение САнПИН

Организационный этап.

2

Мотивировать учащихся к учебной деятельности

Продолжение работы с курсом органической химии

 

Приветствует учащихся

Приветствуют учителя

 

Этап проверки домашнего задания.

5

Проверить навыки решения задач на вывод формул органических веществ

Задачи  на вывод формул органических веществ

Карточки на 8 вариантов

Организует работу, контролирует ход ее выполнения

Самостоятельно работают с карточкой, оформляя решение задачи в тетради, сообщают результат учителю

 

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

4

Выяснить понимание основных вопросов темы, связанных со строением вещества, пробудить интерес к ее восприятию

Вывод структурной формулы вещества (С6Н6)

Решение проблемной ситуации: либо теория строения органических веществ ошибочна, и валентность углерода не равна IV, либо существуют химические связи, не являющиеся одинарными, двойными и тройными

Сообщает о том, что в результате решения задач было получено одно и тоже вещество, формула которого С6Н6
Дает задание составить структурную  формулу вещества

 

 

Предлагает решить эту проблему вместе

Сообщает тему и цели урока

 

 

 

 

 

Предпринимают попытки составить структурную  формулу вещества,
Предлагают разные варианты,
но имеющихся знаний не хватает

 

 

Записывают тему урока в тетрадь

 

Этап усвоения новых знаний.

5

 

 

 

3

 

 

 

 

5

 

 

13

Развитие умений прогнозирования химических и физических свойств вещества от его строения 

Решение проблемной ситуации  по строению молекулы бензола

 

 

Способы получения бензола

 

 

 

 

Физические свойства бензола

 

 

Изучение химических свойств бензола через выполнение лабораторных опытов в виртуальной лаборатории

Работа с ЭОР
http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%C1%E5%ED%E7%EE%EB&tg=&context=current&interface=teacher&subject%5B%5D=31&class%5B%5D=53

 

работа с презентацией «История одного открытия»

 

 

 

Работа с таблицей учебника

 

 

Лабораторная работа
ЭОР  Химия  8-11 кл. Виртуальная  лаборатория
http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%C1%E5%ED%E7%EE%EB&tg=&context=current&interface=teacher&subject%5B%5D=31&class%5B%5D=53

Комментиру ет

 

 

Побуждает к высказыванию своего
Мнения

 

 

 

Побуждает к высказыванию своего
Мнения

Дает инструктаж перед выполнением работы

Побуждает к оформлению вывода по работе

Делают записи в тетради

 

 

сжимают информацию до 3-х предложений, делают запись в тетради  и записывают уравнения реакции

Обобщают и делают выводы, оформляют запись в тетрадь

Выполняют лабораторные опыты, делают записи в тетради

 

Делают вывод о химических свойствах бензола, записывают его в тетрадь

Работа на компьютере не больше установленного времени

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструктаж по ТБ!!!

Этап закрепления новых знаний.

5

Освоение способа проверки

Выполнение тренировочного теста по теме

Самостоятельная работа, рефлексия, контроль
ЭОР Химия 8-11 кл. Виртуальная  лаборатория
http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%C1%E5%ED%E7%EE%EB&tg=&context=current&interface=teacher&subject%5B%5D=31&class%5B%5D=53

проводит инструктаж  для обучающихся.
Организует беседу по уточнению и конкретизации заданий
Контролирует выполнение работы.

Отвечают на вопросы теста.

Физминутка для глаз.
 

Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

3

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей.
Домашнее задание

Подведение итога
Самооценка работ учащихся,

Объяснительно-иллюстративный

Выставление  самоценок  за работу на уроке

 

Д/З

Дополнить опорный  конспект по теме,
Оформить лабораторную работу, подготовить ее для проверки учителем

Отмечает активность учащихся на уроке.
Акцентирует внимание на конечных  результатах учебной деятельности.
 Дает  комментарий к домашнему заданию.

Рефлексия
Задают вопросы по домашней работе.

Дозировка ДЗ

Литература:

  • От фонаря до лампочки, или Музей прирученного света. «Химия и жизнь», 1969, № 12, с. 82-86.                                                                                              Бовин Н., Формановский А. Ароматический ха­рактер, или История бензола продолжается. «Химия и жизнь», 1975, № 5, с. 38-44.                   
  • Леонидов О. Фрукты очищают воздух. «Химия и жизнь», 1974, № 12, с. 84.                                                                                                                           Шульпин Г. Б. Молекула и формула. «Химия и жизнь», 1979, № 9, с. 23-27.                                                                                                                      
  • Варшамова Р. Чего вы знаете и чего не знаете о красителях. «Химия и жизнь», 1968, № 12, с. 44­45                                                                      Энциклопедический словарь юного химика / Сост. В. А. Крицман, В. В. Станцо. — М.: Педагогика, 2006- 368 с., ил.                                                                                                                    
  • Настольная книга учителя химии 10 класс/О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов. — М.:Дрофа, 2009 г.                                                                            
  • А.С.Егоров Химия Пособие-репетитор  Ростов-на – дону, «Феникс», 2010