Ишкова Г.И., учитель информатики
МОУ «Основная общеобразовательная
школа №6» Чистопольского муниципального
района Республики Татарстан
gulsania@mail.ru
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Мы перешагнули в XXI век – век информатизации. Характерная особенность века - переход к информационному обществу, где главными продуктами производства становятся информация и знания.
Чтобы подготовить современного выпускника к вхождению в трудовую деятельность, общеобразовательная школа, как социальный институт, должна идти на десяток лет впереди общества. В условиях информатизации, изменения в обществе происходят настолько быстро и существенно, что остро встает вопрос о предъявлении к сфере образования новых требований, связанных с изменениями государственного и социального заказа на образовательные услуги. Одним из социально-педагогических направлений, пытающихся удовлетворить новые потребности социума, является информатизация образования.
Главная стратегическая задача информатизации образования – предоставление участникам педагогического процесса реальных возможностей реализации прав на выбор источников, условий и форм образования в специально создаваемой для этого среде.
Для выполнения поставленных задач в области информатизации образования в школе имеется уже достаточное количество необходимой компьютерной техники. Четырнадцать учащихся на один современный компьютер и ноутбук у каждого учителя с выходом в Интернет через точки беспроводного доступа Wi-Fi. Все это IT-изобилие стало возможным благодаря проекту «Электронное образование в РТ», который реализуется в рамках Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы «Килэчэк». (Рисунок 1.)
Все учителя школы получили ноутбуки для использования в своей профессиональной деятельности: подготовки к урокам, проведения уроков и различных внеклассных мероприятий. Информационная система «Электронное образование в РТ» (www.edu.tatar.ru) предоставляет такие сервисы как «Сайт школы», «Электронный журнал», «Электронный дневник», «Виртуальные факультативы», «Педагогические сообщества», «Электронные государственные услуги», «СМС-рассылка родителям» и т.д. (Рисунок 2.)
Конечно, такие радикальные IT-перемены в учительской профессии не все педагоги приняли одинаково радостно и с энтузиазмом. Жизнь учителя, с одной стороны, упростилась, с другой, усложнилась. Усложнилась из-за того, что работы прибавилось – надо заполнять два журнала (традиционный бумажный еще пока никто не отменял), система находится в стадии развития и работает не всегда гладко, общение с учащимися теперь переместилось и в виртуальное пространство (электронные дневники и факультативы для учащихся на портале «Электронное образование в РТ»). Упростилась, потому что возможности профессионального самосовершенствования расширились: выход в сеть Интернет прямо с рабочего места, общение со своими коллегами в сообществах на различных образовательных порталах, использование бесплатных, общедоступных коллекций цифровых образовательных ресурсов, возможность рассказать о себе всему педагогическому сообществу города, республики, России и т.д. (Рисунок 3).
Но ко всему этому надо еще привыкнуть, понять и принять то, что информационно-коммуникационные технологии, Интернет, ноутбук – это уже неотъемлемая часть жизни учителя, живущего в нашем городе и республике.
Для скорейшего вхождения педагогов в IT-пространство организованы новые нетрадиционные формы и методы обучения современным компетентностям. Одним из таких методов является персонализация образовательных сфер, на основе средств межличностных коммуникаций (блогов, твиттеров, Вики-сайтов). В информационной системе «Электронное образование в РТ» существует виртуальная площадка для повышения педагогического мастерства.
Что нам дает реализация проекта «Электронное образование в РТ»?
1. Формирование ИКТ - компетенций – конкурентоспособность школьников и учителей.
2. Дополнительные возможности получения знаний из сети Интернет и через электронное общение.
3. Новый электронный канал взаимодействия школьник/ученик/родитель.
4. Постоянный электронный мониторинг качества обучения – открытость и прозрачность. .(Рисунок 4.)
Таким образом, можно отметить, что электронное образование в школе активно и целенаправленно развивается. Учителя готовы к вступлению в информационное общество, формированию и использованию информационных ресурсов. Все это, в конечном итоге, способствует повышению статуса педагогического работника, что на сегодняшний день является актуальной задачей.