Автор:
Кудимова Наталья Вячеславовна
Место работы:
заместитель директора по информатизации МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Балахна, Нижегородская область, старший преподаватель кафедры информационных технологий Нижегородского института развития образования
Образовательная сеть Дневник.ру приходит в школу
Согласно распоряжению Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. № 1993-р за подписью В.В. Путина необходимо:
«Утвердить сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями согласно приложению N 1...»
В Главе 1 Приложения № 1 «Услуги в сфере образования и науки» заявлено 9 пунктов:
-
лицензирование и государственная аккредитация образовательных учреждений, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, по всем реализуемым ими образовательным программам, за исключением образовательных учреждений, полномочия по лицензированию и аккредитации которых осуществляют федеральные органы государственной власти;
-
прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады);
-
представление информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;
-
предоставление информации об организации начального, среднего и дополнительного профессионального образования;
-
предоставление информации о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена, а также информации из баз данных субъектов Российской Федерации об участниках единого государственного экзамена и о результатах единого государственного экзамена;
-
зачисление в образовательное учреждение;
-
предоставление информации о результатах сданных экзаменов, тестирование и иных вступительных испытаний, а также о зачислении в образовательное учреждении;
-
предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости;
-
предоставление информации об образовательных программах и учебных планах, рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), годовых календарных учебных графиках.
И перед каждым образовательным учреждением рано или поздно встанет вопрос, а каким образом и какими средствами оказывать перечисленные государственные услуги в электронном виде. И уже каждая школа решает для себя сама ждать ли официально объявленных сроков, или начать искать для себя возможные решения. Мы выбрали второй путь и решили начать с введения в образовательном учреждении электронного журнала и дневника. С чего начинали и чего добились, именно об этом пойдет речь в данной статье.
На сегодняшний день существует достаточно большое количество различных компаний предлагающих ведение электронного журнала и дневника, а также другие функциональные возможности. У каждой есть свои плюсы и минусы (сравнительный анализ можно провести в отдельной статье), здесь же мне хотелось остановиться на основных возможностях и решениях для образовательного процесса, который предлагает Система Дневник.ру, к которой вот уже два года как подключено наше образовательное учреждение (МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Балахна, Нижегородской области).
Конечно, прежде чем внедрять нововведения в образовательный процесс школы, необходимо было выявить заинтересованность в данном вопросе среди основных заказчиков образовательных услуг – родительской общественности. С это целью было проведено анкетирование среди родителей начального, среднего и старшего звена. Были заданы следующие вопросы:
-
В какой мере вы удовлетворены оперативностью информации об успехах и проблемах вашего ребенка в школе?
-
Заинтересованы ли вы в получении информации об учебной деятельности ребенка с использованием сети Интернет?
-
Заинтересованы ли вы в получении информации о жизни школы с использованием сети Интернет?
-
Желаете ли вы принимать участие в рассмотрении вопросов, связанных с управлением школы?
Анализ результатов показал, что в большинстве своем родители заинтересованы в оперативном получении информации с использованием сети Интернет и готовы принимать активное участие в жизни образовательного учреждения.
В результате был разработан проект по внедрению в учебный процесс электронного журнала и дневника, познакомлю лишь с его ключевыми позициями.
Цель: создать условия, позволяющие повысить открытость системы образования, оперативность обмена информацией между всеми участниками образовательного процесса.
Задачи:
-
использование электронных форматов обратной связи – дневник, журнал; дневник «домашних заданий»; сбор, хранение и анализ статистических материалов;
-
организация доступа родителей и классных руководителей к текущей и итоговой информации о посещаемости, процессе и результатах обучения, возможность персонального и анонимного консультирования в проблемных ситуациях;
-
создание универсальной среды, позволяющей обеспечить полноценный образовательный процесс для детей, находящихся на домашнем обучении;
-
участие социума в решении глобальных вопросов функционирования школы, размещение рабочей информации о деятельности школы, контроль качества образовательного процесса;
-
развитие партнерства всех участников образовательного процесса за счет использования специальных функций «Учительская», «Родительская»;
-
построение пространства творческой самореализации (персональные страницы, обмен файлами, сетевые проекты – энциклопедия, портфолио, конкурсы, олимпиады);
Всероссийская образовательная сеть «Дневник.ру» позволяет решить все поставленные задачи и, что не маловажно, не требует дополнительного финансирования. Итак, на сегодня Дневник.ру предлагает:
Технологические решения
-
Организация образовательного процесса
-
Инструменты общения (функции социальной сети)
-
Структурированные учебные материалы по предметам в Библиотеке и Медиатеке
-
Социальное партнерство значимых персон и организаций
-
Поддержка творческой самореализации учащихся и педагогов
-
Безопасность
Функции, реализуемые образовательной сетью «Дневник.ру» для организации образовательного процесса:
-
Расписание уроков
-
Электронный журнал учителя
-
Электронный дневник
-
Список домашних заданий (интерактивный функционал)
-
Возможности для дистанционного обучения
-
Мониторинговая система для управления учебным процессом
-
Тестовые задания on-line и конструктор тестов
-
On-line консультации
-
Персональный календарь
Ожидаемые результаты:
-
Активное функционирование и использование публичного сайта школы.
-
Повышение качества обучения.
-
Активное участие родителей и общественности в жизни школы.
-
Создание медиатеки творческих уроков и внеклассных мероприятий.
-
Реализация возможностей дистанционного обучения.
-
Активное участие учащихся школы в различных сетевых проектах, конкурсах, олимпиадах.
Социальные эффекты проекта
-
Повышение информированности социума о деятельности школы
-
Расширение сферы взаимодействия субъектов образовательного процесса.
-
Повышение внимания общественности к проблемам образования.
-
Формирование информационно-обогащенной, разнообразной познавательной, творческой среды для обеспечения условий для реализации возможностей каждого ребенка.
-
Расширение форм общественного самоуправления и партнерства в образовании.
Реализация проекта уже подошла к своему окончанию и можно подвести основные итоги, а также представить основные шаги по внедрению в учебный процесс электронного журнала и дневника.
1 этап. Анкетирование родителей с целью выявить заинтересованность в получении информации средствами сети интернет, а также возможностей принять участие в проекте. В результате определены классы, в которых более 90% семей имеют дома компьютеры с выходом в сеть Интернет и готовы принять участие в проекте.
2 этап. Регистрация образовательного учреждения в сети Дневник.ру. И тут хотелось бы сделать небольшую ремарку. Так как данная сеть, является образовательной, то регистрация для любого желающего закрыта, она доступна исключительно по пригласительным кодам, которые можно получить следующим образом:
Для образовательного учреждения:
1. Заполнение заявки на сайте: http://company.dnevnik.ru/join/
2. Получение кода от методических служб, задействованных в подключении ОУ к системе.
3. Получение буклета с активационным кодом на муниципальных и региональных семинарах, а также других мероприятиях, организованных для ознакомления с информационной системой «Дневник.ру».
4. Получение презентационного пакета с информацией о проекте и активационным кодом на почтовый адрес ОУ.
Как результат регистрация самого образовательного учреждения в сети, а также школьного Администратора в сети.
Регистрация сотрудников школы, учащихся и их родителей, также возможна только по пригласительным кодам, которые выдает школьный администратор сети (формируются автоматически после внесения данных об участников в базу Дневник.ру).
3 этап. Решение организационных вопросов.
-
Разработка локальных актов и определение плана работы с выделением этапов
(Приказ об участии в проекте, дополнительные соглашения к трудовому договору в части выполнения должностных обязанностей, внесение изменений в положение о стимулировании с указанием процедуры начисления бонусных баллов за участие в проекте и т.д.)
-
Назначение ответственного за функционирование проекта сотрудника (Администратор)
-
Заключение соглашения между ОУ и ООО «Дневник.ру»
-
Сбор согласий на обработку ПДн учеников от законных представителей
-
Проведение семинара для квалифицированной разъяснительной работы с педагогическим коллективом ОУ и родительским сообществом
*образцы нормативно-правовых документов можно найти на сайте кафедры информационных технологий Нижегородского института развития образования: https://sites.google.com/site/setevojproektnn/podproekty/dnevnik-ru
4 этап. Первоначальные настройки образовательного учреждения в сети Дневник.ру.
-
Внесение информации и установление определенных настроек в разделе «Администрирование» в блоках «Настройки», «Справочники», «Расписание» (отчетные периоды и расписание звонков)
-
Создание ячеек классов
-
Работа с блоком «Люди»: импорт списков участников проекта (наличие баз данных в школе - списков в Excel, значительно облегчает данный этап), установление родительских связей, определение редакторов, установка связей педагогов с предметами и пр.
-
Работа с классами: распределение учеников на учебные группы
-
Печать и распространения приглашений для регистрации
-
Создание страниц на профиле школы, содержащих информацию различного характера (история школы, расписание кружков, публичный отчет и т.д.)
-
Формирование тематических школьных групп
-
Заполнение школьного файлового хранилища
-
Организация форумов для обсуждения актуальных вопросов
-
Создание событий, которые будут отображаться в календарях пользователей
5 этап. Активное использование различных возможностей сети Дневник.ру.
Следующее на чем хотелось бы остановиться, это на основных инструментах для школы, для учителя, ученика и родителя.
Электронный журнал учителя. Возможность выставления оценок, посещаемости (есть возможность указать опоздал учащийся на урок, пропустил по болезни или просто прогулял), выдачи домашнего задания, как всему классу, так и отдельным группам учащихся. При этом есть возможность прикрепить файл с заданием или с дидактическим материалом. В свою очередь учащиеся также имеют возможность отправить файл с выполненным заданием, увидеть статус задания: проверено или отправлено на доработку, а также задать учителю вопросы по выполнению задания, получить консультацию. Также в электронном журнале педагог имеет возможность оставить комментарии для родителей по тому, как работал ученик на уроке. И если бумажный вариант дневника можно забыть, потерять или спрятать, то доступ к электронному дневнику открыт 24 часа в сутки семь дней в неделю. И так любимая фраза учеников: а нам ничего не задано! Может быть легко проверена, стоит лишь иметь компьютер с доступом к сети Интернет.
Контроль качества. По мере выставления оценок автоматически вычисляется успеваемость и качество знаний в среднем по каждому предмету, по каждому учащемуся, и в целом по классу. Каждый родитель имеет возможность также видеть накопляемость оценок у ребенка по каждому предмету, а также, какой средний балл выходит за отчетный период (надо отметить, что родитель имеет возможность видеть информацию, которая касается только его детей). Все это позволяет оперативно реагировать и педагогу и родителям на складывающуюся ситуацию, скорректировать учебный процесс, правильно расставить акценты.
Отчетность. Система Дневник.ру, позволяет автоматически формировать отчеты, содержащие списки учащихся и сотрудников учреждения, движения учеников (поступление в школу, перевод из одного класса в другой, выбытие из школы). автоматически формируются ежечетвертные отчеты, которые содержат информацию по успеваемости (неуспевающие, хорошисты и отличники) по каждому классу для классного руководителя и для учителя-предметника. Кроме этого можно получить информацию по посещаемости в целом по школе и в отдельных классах, а также отследить сетевую активность по ведению и использованию электронного журнала.
Сайт школы. Каждое образовательное учреждение должно иметь сайт в сети Интернет, который должен систематически обновляться. Сеть Дневник.ру предоставляет возможность создать и вести сайт каждому образовательному учреждению. Для этого есть возможность создания любого количества необходимых страниц, содержащих историческую справку, актуальную и полезную информацию, виртуальную экскурсию по школе и т.д. Кроме этого возможность использования форума, размещения объявлений делает сайт интерактивным и «живым». Раздел файлы позволяет загрузить необходимые документы, положения и отчеты. А какое образовательное учреждение не мечтало о выпуске газеты, с которой смогут познакомиться учащиеся других школ района, области, а может быть и страны? Сеть Дневник.ру предоставляет и такую возможность. Создание и редактирование виртуальной газеты позволит оперативно рассказывать о самых интересных и актуальных событиях в классе и школе.
Электронное портфолио каждого педагога и учащегося. На сегодня очень актуальным становится создание в сети Интернет своего портфолио как для учащегося, так и для педагога. Сеть Дневник.ру позволяет легко это сделать. Файловое хранилище дает возможность разместить основную информацию об успехах и достижениях, поделиться накопленным опытом в блоге и обсудить волнующие вопросы на форуме.
Учительская. Кто из учителей не мечтал о проведении виртуального педагогического совета? Теперь у нас появилась такая возможность. Для обсуждения актуальных вопросов, документов, приказов, проведения методических семинаров и т.д. Теперь у нас есть виртуальный кабинет, в котором мы можем разместить не только различные методические материалы, но и поднять и обсудить волнующие проблемы, найти решения, да просто пообщаться не выходя из дома.
Родительская. Я думаю, каждый из классных руководителей знает, как иногда бывает трудно и сложно собрать всех родителей класса для принятия важных решения, для обсуждения наболевших вопросов и т.д. Теперь в каждом классе есть отдельная виртуальная территория, на которой родители могут общаться, совещаться, задавать вопросы и принимать решения.
Библиотека. Я, как родитель пятерых детей как никто другой знаю, как бывает сложно найти книгу, которую задали прочитать по литературе. И почему-то в библиотеку за ней «ринулась» большая часть класса. Как выйти из сложившейся ситуации? Ну нет у меня возможности приобрести всю художественную литературу, которую изучают на протяжении обучения в школе. И здесь сеть Дневник.ру позволила решить мне данную проблему. В виртуальной библиотеке есть почти все произведения, изучаемые по школьной программе (за исключением очень больших по объему произведений, таких как «Война и мир», «Тихий Дон» и т.п.). Кроме текста произведения есть возможность познакомиться и с биографией автора, и почитать критику, а также обсудить данное произведение с другими ребятами на форуме.
Говорить о возможностях сети Дневник.ру можно еще долго. На ее просторах можно не только поучаствовать в различных сетевых олимпиадах, конкурсах и проектах, но и создать группу по интересам, где обсудить наболевшие вопросы, поделиться информацией, материалами, да просто пообщаться с интересными людьми.
В заключении хотелось бы отметить основные эффекты, которые мы видим от участия в данном проекте.
Позитивные эффекты от реализации проекта:
Для школы:
-
Повышение информированности социума о деятельности школы
-
Расширение сферы взаимодействия субъектов образовательного процесса.
-
Повышение внимания общественности к проблемам образования.
-
Расширение форм общественного самоуправления и партнерства в образовании.
-
Постоянный мониторинг успеваемости и качества знаний по предметам, мониторинг накопляемости оценок по предметам
-
Возможность использовать страницу образовательного учреждения в проекте, как интерактивное дополнение к сайту школы
Для учителей:
-
Постоянный мониторинг качества знаний и успеваемости как в среднем по предмету, так и в среднем у каждого учащегося
-
Повышение ИКТ грамотности
-
Обмен опытом
-
Возможность для профессиональной реализации
-
Быстрая информированность учащихся и их родителей
-
Проведение дистанционных консультаций, как учащихся, так и родителей
-
Возможность организации обсуждений по актуальным вопросам в форумах
-
Возможность оставить комментарии к уроку для каждого ученика
-
Возможность выбрать как тип текущего урока, так и вид контролирующей работы
-
Возможность выдать и проверить индивидуальное домашнее задание в электронном виде не используя для этого дополнительные электронные носители (флешки, диск и т.п.)
-
Размещение электронного портфолио учителя в сети
Для учеников:
-
Постоянный мониторинг качества знаний и успеваемости
-
Формирование информационно-обогащенной, разнообразной познавательной, творческой среды для обеспечения условий для реализации возможностей каждого ребенка.
-
Участие в различных олимпиадах и конкурсах
-
Возможность получения и выполнения индивидуальных электронных заданий по предметам
-
Возможность получить консультацию, находясь на больничном, а также изучать учебный материал при вынужденных пропусках уроков
Для родителей:
-
Постоянный мониторинг успеваемости и качества знаний ребенка
-
Получение оперативной информации о пропусках учебных занятий, о выполнении и не выполнении домашних заданий, объявления о событиях в школе, поведении ребенка в школе
-
Получение оперативной консультации как у классного руководителя, так и у учителя предметника или администрации школы
-
Возможность принимать посильное участие в жизни школы
-
Расширение форм общественного самоуправления и партнерства в образовании.
Для своего образовательного учреждения мы твердо решили, что будем продолжать работать в сети Дневник.ру, привлекать к участию все классы школы, а также помогать наладить работу в данной сети и другим образовательным учреждениям района и области.
Литература
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. N 1993-р г. Москва. Российская газета. Документы. http://www.rg.ru/2009/12/23/uslugi-dok.html
Проект «Система электронного информационного обмена в рамках предоставления образовательных услуг на базе «Единой образовательной сети «Дневник.ру». Единая образовательная сеть Дневник.ру: Санкт-Петербург, Россия Пироговская набережная 21, офис 71, сайт: www.dnevnik.ru
Информационные услуги в сфере образования и науки в электронном виде на базе «Единой образовательной сети «Дневник.ру». Единая образовательная сеть Дневник.ру: Санкт-Петербург, Россия Пироговская набережная 21, офис 71, сайт: www.dnevnik.ru