О.С. Васина,
заместитель заведующей МОУ «Информационно-диагностический (методический) центр»
по информатизации
В.В. Рыженкова,
учитель информатики МОУ «Средняя общеобразовательная школа №69
«Центр развития образования»
г. Рязань
О внедрении системы «Аверс. Электронный классный журнал» в деятельность школ города Рязани
В 2007 году образовательные учреждения города Рязани выбрали систему информатизации управленческой деятельности школы. Ею стала «Аверс. АРМ Директор». Через некоторое время им потребовалось вести в электронном виде не только кадровый учет, планирование, учет учащихся, но и продвигаться в этом направлении дальше – вести текущую успеваемость в электронном виде. Свой выбор они остановили на системе «Аверс. Электронный классный журнал».
В 2009 году в работу по апробации продукта была включена одна школа города, с марта 2010 года к этой работе подключилась вторая школа. С сентября 2010 года было принято решение расширить число школ, апробирующих программный продукт. В итоге 10 школ получили возможность внедрения системы. Основными критериями отбора образовательных учреждений стали: хорошая техническая база, высоко развитая школьная инфраструктура, наличие технических специалистов, ИКТ-грамотный кадровый состав.
Для работы на городском уровне был составлен план работ, который состоял из следующих этапов:
-
Отбор классов в школе для проведения апробации продукта. Были даны рекомендации: для начального освоения продукта выбирать небольшое количество классов и учителей; кабинеты, в которых будет установлен программный продукт, должны быть объединены в локальную сеть. Также рекомендовано ведение электронного классного журнала непосредственно на уроке класса, входящим в апробацию. На этом этапе был проведен установочный семинар специалистами компании «Аверс» и консультация для участников апробации методистами информационно-диагностического (методического) центра, педагогами школ-участников апробации 2009-2010 учебного года. Поскольку ИКТ-уровень школ, отобранных для внедрения продукта, достаточно высок, было принято решение не проводить обучение на городском уровне. Каждая школа на своей базе проведет обучение учителей, задействованных в обучении продукта.
-
Установка программного обеспечения, ведение текущей успеваемости. Сроки этапа – сентябрь-октябрь 2010 года.
-
Расширение количества участников апробации в школе. Сроки этапа – ноябрь-декабрь 2010 года.
-
Публикация успеваемости в сети Интернет, СМС-рассылки. Сроки этапа – апрель-май 2011 года.
На каждом этапе были предусмотрены ежемесячные консультации специалистами информационно-диагностического (методического) центра, педагогами школ, вошедших в апробацию в 2009-2010 учебном году.
В марте 2010 года школа №69 «Центр развития образования» города Рязани вошла в апробацию продукта «Аверс. Электронный классный журнал». На базе школы специалистами компании «Аверс» была проведена презентация электронного классного журнала для педагогов школ города Рязани. Для проведения апробации в школе №69 была сформирована группа из 30 педагогов, которым предстояло освоить работу с электронным школьным журналом. Основным консультантом и координатором по внедрению программного средства был назначен учитель информатики (один из авторов этой статьи). Разработан алгоритм внедрения электронного журнала в учебно-воспитательный процесс:
1-й этап – установка программного продукта, создание условий для работы учителей-предметников и классных руководителей с программным комплексом. На этом этапе выяснилось, что не все педагоги имеют в пользовании личный компьютер, подключенный к школьной локальной сети. Пришлось на время использовать компьютерный класс с настроенной локальной сетью.
2-й этап – проведение установочного семинара с целью демонстрации возможностей системы «Аверс. Электронный классный журнал», позволяющих автоматизировать труд учителей-предметников и классных руководителей. На этом этапе необходимо было заинтересовать учителей новым программным продуктом, так как традиционно в любом нововведении мы, прежде всего, видим недостатки, поэтому основной целью было продемонстрировать все достоинства и возможности электронного школьного журнала. И на самом деле, в процессе работы с электронным журналом открылся целый спектр возможностей, позволяющих облегчить труд учителя или классного руководителя, избавив его от бесконечных рукописных отчетов. Информация в журнале защищена от взлома. Каждый зарегистрированный пользователь (педагог) имеет свой уникальный логин и пароль, благодаря которому обеспечивается сохранность данных: учителя и классные руководители имеют доступ только к собственным данным, тематическое планирование и оценки других детей для них недоступны. Большим преимуществом перед бумажными («рабочими») журналами является удобство редактирования информации, сохранения тематического планирования из предыдущего учебного года, что значительно облегчает работу педагога, а также наглядная результативность с помощью функции «Диаграмма»; возможность делать примечания к дате проведения урока (состоялся – не состоялся, по каким причинам; к отметкам по конкретному ученику: выставлена за доклад, по какой теме получена неудовлетворительная отметка, сроки пересдачи и т.п.); возможность цветового кодирования информации.
3-й этап – обучение персонала, в ходе которого учителя-предметники и классные руководители должны освоить основные технологические приемы работы с программой. Этот этап оказался трудоёмким, так как из-за недостаточного количества рабочих мест в кабинете информатики, пришлось разделить педагогов на группы и составить для каждой группы расписание занятий с учетом личного рабочего времени педагогов. При обучении приходилось использовать как дифференцированный подход, так и индивидуальный, так как возникало много вопросов по заполнению тематического планирования, редактированию и экспорту данных в электронные таблицы, получению отчетности и т.п. На этом же этапе нам пришлось столкнуться такой проблемой как технический сбой в работе локальной сети: как только к работе подключался новый пользователь, сеть на время зависала, прерывая работу остальных педагогов.
4-й этап – организация работы коллектива школы с электронным журналом в тестовом режиме.
5-й этап – анализ результатов работы коллектива с электронным журналом в тестовом режиме, в т. ч. мониторинг затруднений, с которыми сталкиваются учителя-предметники и классные руководители в процессе использования программы, исправление ошибок и недочетов.
Несмотря на все трудности, с которыми пришлось столкнуться при организации работы с электронным журналом, учителя школы не хотят останавливаться на достигнутых результатах. Сейчас главной задачей для образовательного учреждения, решаемой электронным классным журналом, является своевременное информирование родителей по вопросам успеваемости и посещаемости их детей через интернет, так как использование электронного журнала ориентировано на решение одной из главных проблем школы – открытости.
На сегодняшний день в школах, вошедших в эксперимент, от 2 до 14 классов включены в апробацию электронного классного журнала, каждую четверть собирается отчет о работе с программным средством. Внедрение этой системы стало положительным стимулом для многих образовательных учреждений-участников апробации для развития школьной инфраструктуры – построения внутришкольных локальных сетей. Основной проблемой внедрения электронного классного журнала стало отсутствие регламентов его ведения на федеральном уровне. Из-за этого пришлось выполнять ведение и электронного, и бумажного классного журнала.
В апреле 2011 года планируется ввод в действие раздела «Образование» портала муниципальных услуг uslugi.admrzn.ru, где в закрытой части будут публиковаться сведения о текущей успеваемости учащихся. Для школ-участников апробации это будет сделано с помощью импорта данных. Перспективой внедрения электронного классного журнала станет и возможность СМС-рассылки при закупке дополнительного оборудования, и расширение количества участников, занятых введением программного продукта в действие.