Костюничева О.В. Использование компьютерных технологий в образовательной практике Детских музыкальных школ и школ искусств

 «Использование компьютерных технологий в образовательной практике «ДШИ»».
 
Использование  информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе – один из показателей современных, творчески работающих педагогов-новаторов.
В нашем современном мире с быстро развивающимися информационными технологиями, увлекающими в свой мир всё прогрессивное человечество, обычные, наиболее распространённые схемы обучения часто становятся всё менее эффективными.  
 Информационная загруженность учащихся, требования достижений определённых результатов в разных сферах обучения, зачастую приводят к росту психологической нагрузки, нервным потрясениям, школьным стрессам. У детей из-за огромного дискомфорта, отсутствия интереса, радости и энергии,  пропадает всякое желание учиться и просто активно, интересно жить.
Именно игры позволяют совершать действия в благоприятных условиях, активизируют эмоциональный, мыслительный, контактный настрой.
Все люди, за некоторым незначительным исключением, играют в игры.
Игры позволяют занять, структурировать время. Игры будоражат чувства и наполняют жизнь переживаниями. Игры дают энергию для свершений или для удерживания себя от деятельности.
Хорошо продуманная игра захватывает человека целиком. Это единство мыслей, чувств и движения. Это гармоничная жизнь в образе, роли, ситуации, мире. Игра привлекательна для любого человека любого возраста и обладает огромными
  • обучающими,
  • развивающими,
  • совершенствующими личностьвозможностями.
 Компьютерные игры все увереннее входят в число инструментов обучения. И этот процесс будет продолжаться, подобно тому, как все шире применяются в обучении мобильные технологии. Уже существуют исследовательские группы, изучающие обучающий потенциал игр и их роль в образовании, разрабатывающие педагогическую модель применения игр.
           Игры предоставляют платформу для активного обучения. Обучение в них происходит не только в форме пассивного чтения и слушания. Они могут:
  • настраиваться под нужды пользователя,
  •  предоставляют мгновенную обратную связь,
  • дают возможность самостоятельно делать открытия,
  • приходить к новому пониманию.
                   При этом изученный материал хорошо и надолго запоминается. Мотивация, увлеченность, порождаемая использованием игр гораздо выше, когда они не являются частью формального образования. Игры – это только часть учебной практики, и должны использоваться в рамках подхода смешанного обучения, наряду с иными методами.
Существует огромное количество всевозможных компьютерных игр, которые не только увлекательны, но еще и познавательны. И среди всего этого разнообразия лишь малая доля приходится на музыкальные игры.
Однако они все заслуживают пристального внимания, т.к.  самое  интересное на свете занятие для детей – играть в увлекательные, захватывающие, даже азартные творческие и добрые игры, в том числе и музицировать.
В настоящее время жанр  музыкальных развивающих и обучающих  игр для детей стремительно развивается. Интересных обучающих  музыкальных игр становиться все больше и все большего времени они требуют.
          Отсюда возникла необходимость  привлечения  внимания преподавателей к инновационным  формам  учебно-игровой деятельности,   ознакомления с разнообразием  музыкальных  развивающих и обучающих игр, тренажёров.
          Мне хотелось бы представить вашему вниманию составленный сборник музыкальных  обучающих и развивающих  компьютерных игр и тренажёров.
          Предлагаемая работа  имеет своей целью содействие совершенствованию форм и методов музыкального обучения, внедрению информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в образовательную практику ДМШ и ДШИ. 
 Длядостижения цели было необходимо решитьрядзадач:
  • Собрать и проанализироватьмузыкальные развивающие игры, тренажёры и системы музыкального обучения.
  • Обобщить и систематизировать  опыт авторов и разработчиков, дающий положительные результаты.
  • Вооружить преподавателей рекомендациями по практическому использованию представленных игр и тренажёров.
 
     Сборник  состоит из следующих разделов:
  •  Введение.
  • I.  Обучающие игры,  тренажёры  и  системы музыкального обучения
    для освоения   музыкальной грамоты, формирования и развития
    слуховых и творческих навыков учащихся  ДМШ, ДШИ.
  • II. Увлекательные музыкальные игры для детей дошкольного возраста.
  • III. Флеш игры.
  • IV.Онлайн  игры.
  • V.Статьи и рассказы о музыке, музыкальной грамоте.
Ориентируясь на уровень сложности предлагаемых заданий,  собранные и исследуемые автором музыкальные обучающие игры и тренажёры  были условно разделены  на разделы, учитывающие возраст, степень обученности и подготовки  учащихся.
 
Коротко остановимся на содержании каждого раздела.
 
  Во введении обозначен круг рассматриваемых вопросов,  указаны причины, побудившие меня к созданию сборника  увлекательных развивающих и обучающих музыкальных игр, актуальность и необходимость его создания.  Цели и задачи я уже представила.
 
       В первом  разделе   «Обучающие игры,  тренажёры  и  системы музыкального обучения  для освоения   музыкальной грамоты, формирования и развития   слуховых и творческих навыков учащихся  ДМШ, ДШИ» представлены 22 игры и тренажёры, которые смогут:
  •  помочь учащимся в интуитивно-понятной, наглядной звучащей интерактивной форме осваивать основы классической музыкальной теории,
  • формировать музыкальные навыки,
  • развивать музыкальные и творческие способности.
Такие  из них, как комплект из 4 игр «Музыкальные аркады», русифицированные «EarMaster» и «Earope» - претендуют быть названными системами музыкального обучения.
Игры в разделе  расположены в порядке возрастания сложности, опробованы самим автором, были практически  использованы на уроках сольфеджио с учащимися разных возрастов.
 
Во втором разделе рассматриваютсяигры для детей дошкольного возраста.
«Музыкальные игрушки» будут интересны как малышам, так и детям постарше.  Кроме веселых песенок, которые можно петь вместе с любимыми персонажами, в этих играх можно научиться  слушать и узнать, какие звуки издают различные животные, как звучат всевозможные предметы. И это еще не все.  Играя со звуками, дети смогут попробовать себя в роли композиторов и создать свое собственное музыкальное творение. Весьма познавателен экскурс в мир музыкальных инструментов, который значительно расширит кругозор детей.
Играя, дети будут выполнять задания с логическим уклоном, узнают, что означают в музыкальной терминологии, такие понятия как ритм и стиль, выучат несколько простеньких музыкальных произведений, а также станут постановщиками танца собачек. А чтобы детишкам было легче постигать азы музыкальной грамоты, проходить игру они будут в сопровождении помощников: 7 клавиш –  7 птиц — 7 нот — 7 цветов радуги.
Также в разделе представлены многочисленные развивающие и обучающие музыкальные онлайн игры для детей, в которых  можно выполнять разнообразные  задания:
  • найти соответствующие клавиши,
  • сопоставить ноты на клавиатуре и нотном стане,
  • найти нужное буквенное обозначение звука, соответствующий звук,
  • подобрать  по звуку или найти звук, отталкиваясь от заданного,
  • найти тон и полутон,
  • познакомиться  с музыкальными инструментами,
  • услышать звучание многих музыкальных инструментов,
  • получить возможность самому "поиграть" на понравившемся музыкальном инструменте,
  • познакомиться с музыкальной грамотой  в интересной  и увлекательной форме. 
 
 
   В третьей главе представлены музыкальные флеш игры, которые предлагают пользователям  онлайн научиться играть на любых музыкальных инструментах. Такие игры будут интересны всем, кто любит играть, петь, сочинять музыку. Музыкальные игры помогут  интересно провести  свободное время. Это связано с тем, что такие игры открывают огромные возможности. Все музыкальные игры для детей легки, просты, удобны в управлении, никаких премудростей нет. С помощью флеш игр любой ребенок может:
  • стать звездой шоу-бизнеса,  
  • самостоятельно  освоить такие музыкальные инструменты, как ударные, гитару, пианино и др.,
  • отлично повеселится,
  • получить такие навыки, как обращение с музыкальными инструментами,
  • изучить принципы исполнения песен,
  • развить музыкальный слух,
  • освоить музыкальную грамоту,
  • научиться владеть своим голосом.
          Свою популярность флеш-игры приобрели во многом благодаря разнообразию сюжетных линий.  Обновление каталога этих игр происходит практически каждый день. Этот процесс сопровождает постоянное совершенствование качества звука, улучшение дизайна, появление новых спецэффектов.
Замечательной особенностью флеш игр онлайн является то, что их не нужно скачивать и устанавливать на компьютер, игра происходит через подключение к сети интернет.
 
В четвёртой главе представлен целый рядразвивающих и обучающих музыкальных  онлайн игры для детей от младшего до  старшего школьного возраста с указанием адресов сайтов и ссылок на них.
Постоянно добавляются новые игры! Можно играть на разных инструментах, совершенствовать свои музыкальные навыки и знания, сочинять музыку!
 В пятом разделеавтором указаны адреса и ссылки, по которым можно найти множество полезной информации  как для учащихся, так и для педагогов:
  • статьи по музыкальной теории, нотной грамоте для начинающих музыкантов и теории музыки,
  • много нот для фортепиано, гитары, синтезаторов,
  • уроки, которые помогут  понять основные принципы создания аранжировки,
  • уроки игры на аккордеоне, гитаре, фортепиано и синтезаторе, ударных инструментах,
  • уроки чистого пения для тех, кто совсем не попадает в ноты и др.
    Ценность данной работызаключается, прежде всего, в ее актуальности для преподавателей-музыкантов различных дисциплин, носит практико-ориентированный характер,так как позволяет быстро выбрать из множества игр  необходимую на данный момент по тематике и содержанию, с учётом возраста и подготовленности учащихся.
     Работа ярко и красочно оформлена. Названия игр выделены красным шрифтом и обозначены маркером:
  •  
По возможности, игры снабжены иллюстрациями, имеют краткое описание содержания и правил использования.
     Особую ценностьнастоящая работа представляет в электронном виде, т.к. имеет расположенные непосредственно рядом с названиями игр  фамилии  некоторых авторов и разработчиков игр,  адреса сайтов и ссылки на них.    Большинство игр снабжены прямыми ссылками:
  Изучаем названия нот   скачать  Intervaller     Повторяй за щенком.
                   игра                                Играть  
 

Онлайн барабанная установка
Онлайн игра Музыкальные тембры
 с помощью которых можно мгновенно найти в интернете, скачать или непосредственно использовать необходимую «онлайн» или «флеш» игру.
  Те игры и тренажёры, которые не имеют ссылок на поиск в интернете,
собраны автором на CD, USBили DAEMONверсии.
       "Обучалки" с применением компьютера хороши тем, что можно организовать диалог, предполагающий ответную реакцию компьютера на игрока, а не просто сухую одностороннюю подачу материала, как в книжке.
        Ещё чем хороши компьютерные "обучалки", так это тем, что компьютер никогда не раздражается по поводу повторенной снова и снова ошибки  (как, например, иногда раздражается учитель).
Компьютер невозмутим и постоянно доброжелателен.
      Также компьютер может отпускать очередную запланированную шутку или невозмутимо отправлять тебя к началу задания.
      Таким образом, переложив на компьютер обязанность нудного процесса обучения одним и тем же элементарным правилам, учитель развяжет себе руки для занятия с учеником более творческими проблемами.
      Полагаю, что задачи, связанные с освоением и включением   музыкальных  развивающих   игр  и технологий в учебный процесс, мотивирующих и повышающихинтерес детей к обучению будут решены!
 
 
Прикрепленный файлРазмер
Сборник компьютерных обучающих и развивающих игр.docx5.34 МБ