Сетевые педагогические сообщества. Нужны ли они современному педагогу – предметнику?
Н.В. Кудимова. Старший преподаватель кафедры информационных технологий Нижегородского института развития образования, заместитель директора по информатизации МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Балахна
Современное общество быстро развивается в направлении перехода к обществу информационному, которое основано на знаниях и высоком инновационном потенциале. Процессы информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и появления новых профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. Новые социальные запросы определяют новые цели образования и стратегию его развития.
Одним из направлений развития российского образования является его информатизация, которая понимается как «процесс, направленный на реализацию замысла повышения качества содержания образования, проведение исследований и разработок, внедрение, сопровождение и развитие, замену традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности в национальной системе образования России».
Каким образом этого можно достичь? Одним из возможных путей может служить активное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса в различных сетевых педагогических сообществах сети Интернет.
Прежде чем начать говорить о сетевом педагогическом сообществе хотелось бы определить, а что мы понимаем под данным понятием. Единого определения, что такое сообщество, которое бы удовлетворило всех, не существует. Да к тому же, даже в социологии оно изменялось с течением времени. Так, например, до 17 века слово «сообщество» использовалось для обозначения людей, проживающих в одном географическом месте. Но развитие транспорта значительно повысило мобильность людей, а развитие коммуникационных возможностей позволило свести к минимуму зависимость от графического местоположения. Итак, на сегодняшний день под сообществом можно понимать отношения между людьми, которых связывают общие цели, потребности и интересы, в нашем случае речь идет, конечно, об образовании. Если наложить на данное определение еще и понятие сетевое, то появляется очередная характерная черта, это группа людей, которых объединяют некие общие ресурсы, к которым каждый член сообщества имеет доступ. Обобщая все вышесказанное, мы приходим к следующей формулировке: Сетевое педагогическое сообщество — это совокупность связей между добровольно объединенными людьми (в т.ч. педагогами, родителями, детьми и взрослыми), имеющая целью участие в разработке специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения, которые общаются друг с другом в основном через Интернет .
Хорошо, раз есть некое объединение людей, следовательно, должна быть и его цель. Что является целью, и какие задачи стоят при организации и развитии сетевого педагогического сообщества? Одной из целей хотелось бы выделить поддержку творческих учителей, особенно - территориально удаленных, предоставление им дополнительных возможностей для последующих публикаций, обмена опытом, совместного решения профессиональных проблем.
Задачи сетевых педагогических сообществ:
-
организация дистанционного взаимодействия всех участников образовательного процесса;
-
создание базы данных по программным продуктам, используемым в учебном процессе, а также опыту их применения на уроках и во внеклассной деятельности;
-
методическая поддержка педагогов;
-
знакомство с современным программным обеспечением, учебными и методическими материалами;
-
внедрение в образовательный процесс инновационных технологий и методов дистанционного обучения;
-
организация и проведение сетевых семинаров, олимпиад и конкурсов среди всех участников образовательного процесса;
-
организация "обратной связи" и взаимодействия методистов, педагогов, родителей, учащихся с целью повышения эффективности образовательного процесса.
Сейчас, наверное, перед многими педагогами стоит дилемма, а нужно ли включаться в работу сетевых педагогических сообществ, чем это может помочь в педагогической практике рядовому учителю, как участие в сетевом общении будет способствовать профессиональному росту педагогов? Давайте посмотрим, какие положительные эффекты можно получить, активно общаясь в профессиональных объединениях сети Интернет.
Во-первых, обсуждая с коллегами из различных уголков страны, а может быть и мира, проблемы с которыми сталкиваемся в своей педагогической практике мы имеем возможность найти оптимальные пути их решения. Во-вторых, выкладывая на различных ресурсах свои методические разработки, знакомясь с работами коллег, принимая участие в их обсуждении, мы не только повышаем свой профессиональный уровень, но и делаем более эффективным образовательный процесс. Кроме этого, с одной стороны, это возможность самовыражения, а с другой - разрешение собственных сомнений в верности выбранных методов и педагогических находок в процессе обсуждения с коллегами. В-третьих, возможность повысить свою квалификацию теперь можно не только не нарушая учебный процесс, но и выбирая именно те курсы и программы, которые являются наиболее актуальными на данный момент. При этом совершенно не важно, в каком регионе нашей страны они инициализируются. Ну и конечно не нужно забывать про участие в различных Интернет - конкурсах, проектах, олимпиадах, когда не выезжая из своего региона (ведь ни для кого не секрет, что часто это невозможно в связи с финансовыми проблемами) мы можем принять участие в профессиональных конкурсах не только Всероссийского масштаба, но и мирового. Все это позволяет нам расти профессионально. Еще один аргумент в пользу участия в жизни различных сетевых сообществах это возможность общения со всеми субъектами образовательного процесса. (Ведь переход к информационному обществу приводит к тому, что всевозможными ресурсами сети Интернет пользуются не только ученики, но и их родители, следовательно, чтобы иметь возможность «говорить на одном языке», «находить точки соприкосновения», необходимо понимать, чем они живут, чем интересуются, что волнует их на данный момент)
Сейчас Всемирная паутина предлагает принять участие в жизни достаточно многих сетевых педагогических сообществ, я предлагаю вашему вниманию лишь несколько, наиболее распространенных:
http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей создана для педагогов, которые интересуются возможностями улучшения качества обучения с помощью применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). На данном портале вы найдете разнообразные материалы и ресурсы, касающиеся использования ИКТ в учебном процессе, а также сможете пообщаться со своими коллегами.
www.pingwinsoft.ru – Сетевые педагогические сообщества «Открытый класс». Реализуемый проект направлен на обеспечение нового качества образования в России за счет создания социально-педагогических сообществ в сети Интернет, деятельность которых направлена на поддержку процессов информатизации школ; на профессиональное развитие педагогов в сфере ИКТ; на широкое распространение электронных образовательных ресурсов и внедрение методик использования; на модернизацию системы методической поддержки информатизации образования.
http://pedsovet.org/ - Интернет-педсовет. Сегодня, являясь, с одной стороны, сетевым образовательным сообществом, а с другой стороны — средством массовой информации, Педсовет, по сути, является действующей информационно-коммуникативной площадкой, отражающей состояние современного образования.
http://www.intergu.ru/ - Интернет государство учителей. Целями данного проекта являются: оказание поддержки профессиональной деятельности учителя; предоставление возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность; создание и поддержка новых образовательных инициатив.
http://wiki.iot.ru/index.php/Заглавная_страница - «СоцОбраз» - это сетевое социально-педагогическое сообщество, основной целью которого является объединении усилий всех, кто заинтересован в том, чтобы российские школьники получали качественные знания и достойное воспитание, становились гармонично развитыми личностями. «СоцОбраз» - это интерактивная площадка для обмена опытом учителей, методистов, социальных педагогов, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, школьных психологов, и сетевое сообщество, где родители смогут получить консультации и необходимые рекомендации по вопросам обучения, воспитания и развития детей-школьников.
http://metodisty.ru/ - Профессиональное сообщество педагогов Методисты.ру является частью информационно-образовательного портала RusEdu, созданного в 2004 году и предназначенного для удовлетворения потребностей педагогических работников в обмене информацией, общении и самореализации. В настоящее время портал насчитывает множество сайтов, объединенных одной тематикой - образование и обучение.
Какое сообщество выбрать для самореализации необходимо решать каждому педагогу самостоятельно. При этом необходимо учитывать, что в каждом отдельном случае вы можете профессионально расти, начиная от простого зрителя жизни сетевого сообщества, до «гуру», эксперта и администратора уже созданного вами сообщества. И в связи с последним, мне хотелось бы остановиться именно на возможности создать и развивать сообщество, которое будет решать задачи, которые актуальны именно для вас. Тем более в настоящий момент времени это сделать достаточно легко, так как ресурсы проекта «Открытый класс» позволяют любому пользователю создать свое сетевое сообщество, со своими целями, задачами, функциями и возможностями. Это может быть тематическое сообщество, которое будет объединять лишь педагогов работающих в рамках вашей проблемной группы. А может быть сообщество, объединяющее педагогов и родительскую общественность, позволяющее обсуждать и решать вопросы, возникающие при организации учебного процесса. Все зависит от ваших интересов, желаний и целей, которые вы преследуете при создании педагогического сообщества.
Теперь пришло время подумать о том, какие задачи стоят перед развивающимся профессиональным образовательным сообществом:
-
создание и поддержка интернет ресурса, на котором будет размещаться как информация о целях, задачах, направлениях деятельности профессионального сообщества, так и различные полезные материалы, актуальные для участников;
-
наличие координатора, администратора сообщества (возможно целого координационного центра), инициирующего различные сетевые мероприятия;
-
активное использование различных видов коммуникаций, начиная от электронной почты до теле-, видеоконференций, в том числе организация обсуждений на форумах, скайп-чатах в режиме единого времени;
-
проведение конкурсов, олимпиад, сетевых обучающих игр, организация консультаций, круглых столов с ведущими учеными, методистами;
-
создание базы данных с методическими разработками уроков, внеклассных мероприятий, проектов, презентаций, опытом по использованию ИКТ в обучении;
-
создание экспертного совета, основной функцией которого является оценка качества поступающих в копилку ресурсов;
-
организация коллекции систематизированных ссылок с постоянным дайджестом в новостях сообщества о новых поступлениях в базу;
-
периодическое подведение итогов за определенный период времени с выделением наиболее значимых достижений, выдвижение активных участников на моральное поощрение, представление качественных материалов на сертификацию;
-
организация очных встреч, мероприятий, которые также играют значительную роль для активизации взаимодействия сетевого сообщества.
Я думаю, многие читая данные строки, задаются вопросом, а смогу ли я стать успешным сетевым администратором педагогического сообщества? Получится ли не только создать, но и развить сообщество, которое будет интересно многим? Не так сложно родить ребенка, куда как сложнее вырастить и воспитать его, помочь ему стать успешным в жизни. Так и здесь, на создание сообщества вам потребуется несколько минут, но вот для того чтобы к нему присоединились другие педагоги из различных регионов нашей страны могут уйти годы. Для начала давайте рассмотрим, какие задачи могут стоять перед организатором сетевого педагогического сообщества:
-
создание и поддержка активной «жизни» внутри сообщества;
-
привлечение к деятельности сообщества новых участников;
-
координация работ по оформлению веб-страниц сайта сообщества;
-
помощь участникам в регулировании возникающих конфликтов, решении проблем;
-
поддержка дискуссий по вопросам речевых норм, соблюдения правил сетевого общения, модерирования форумов, чатов и др.;
-
организация учебной деятельности сообщества (повышение квалификации по тематике или проблематике сообщества и в области повышения ИКТ-компетентности);
-
создание самые разных точек пересечения интересов людей;
-
помощь участникам в создании авторитета в рамках сообщества, что позволит сделать его более интересным и привлекательным для новых педагогов.
С одной стороны кажется, что задач стоящих перед лидером сетевого педагогического сообщества достаточно много, но давайте задумаемся и проанализируем каждый из пунктов. И, я думаю, каждый из вас поймет, что многие из сетевых задач стоят перед нами, педагогами каждый день, и для этого совершенно не нужно выходить в Интернет. Приходя на урок, разве не ставим мы перед собой задачу создать активную «жизнь» сообщества (класса)? Или помогать участникам сообщества (учащимся) в регулировании возникающих конфликтов, проблем? Или организовать учебную деятельность сообщества (класса)? Все эти задачи решаются педагогами ежедневно, на каждом уроке, а поэтому кому как не нам становиться лидерами сетевых сообществ, ведь даже если мы рассмотрим личные качества, которыми должны обладать администраторы сетевых сообществ (на основе исследования, проведенном АПКиППРО в конце 2007 года), то увидим, что все они присущи именно нам – педагогам:
-
мотивация педагогов к участию в работе сообщества;
-
создание эмоционально положительного тона общения;
-
организующий, а не командный стиль взаимодействия;
-
выявление и акцентирование внимания на образцах корректного общения;
-
культивирование поддерживающего, а не оценочного стиля общения;
-
стремление к расширению числа членов сообщества при сохранении его ядра;
-
стремление к тому, чтобы в сообществе преобладало продуктивное взаимодействие, то есть способствующее профессиональному и личностному развитию участников сообщества;
-
оказание помощи в работе координаторам других сообществ;
-
готовность принимать помощь в организации сообщества и сотрудничать в решении возникающих проблем, как с координаторами других сообществ, так и с другими заинтересованными лицами.
«Таким образом, помимо определенного уровня квалификации и уважения принципов, по которым работает данная Интернет-площадка, организатору сообщества нужно обладать хорошими коммуникативными навыками и высокой степенью креативности, уверенно владеть ПК и ИКТ, уметь в сжатые сроки обрабатывать громадные объемы информации, постоянно удерживая в памяти множество «сюжетных линий» жизни сообщества, обладать активной жизненной позицией, быть корректным, чутким и доброжелательным, уважительным и к "начинающим", и к "асам", иметь методические и экспертные навыки, обладать легким и быстрым слогом, быть готовым дарить свои знания и умения всем…»
Коллеги, ну разве это не про нас?!
Ну и в заключение хотелось бы остановиться на некоторых проблемах, неизбежно возникающих при создании сетевого сообщества. Во-первых, это вопрос времени, ведь для того чтобы сообщество жило, росло и развивалось необходимо вложить в него определенный объем временных ресурсов, которые очень часто приходится выкраивать из своего личного свободного времени. Как показывает практика для того чтобы сообщество «поставить на ноги» необходимо как минимум порядка трех месяцев постоянной, кропотливой работы. Если вы не готовы к этому, то стоит ли вообще начинать? Во-вторых, это вопрос соблюдения авторского права. Ведь использование сетевых сообществ, как возможность разместить свои печатные работы, правомерно считаются как наиболее оптимальные и доступные ресурсы. В этой ситуации важнейшее значение имеют договоренности активных участников образовательного Интернет-сообщества, их готовность, выполнять нормы законодательства и уважать труд авторов. В-третьих, это качество размещаемого в рамках сообщества контента. И здесь ответственность за качество публикуемого материала необходимо делить между автором материала и администратором сообщества. В данном случае можно предложить разработать определенные правила публикации материалов на сайте, которые необходимо соблюдать всем желающим поделиться своими наработками.
Для самоопределения, самообразования, самоутверждения, профессионального роста педагога очень Важно общение среди своих коллег. Часто нам не хватает время для этого. Сетевые сообщества учителей помогают педагогам в удобное для них время, имея доступ к сети интернет, общаться со своими коллегами.
Сетевые сообщества педагогов - это лесенка профессионального роста, возможность добиться успеха!
Большинство понятий и определений взяты из различных форумов, созданных в рамках проекта «Открытый класс» http://www.pingwinsoft.ru/
http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2009_11_24.html АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЕТЕВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СООБЩЕСТВ. Драхлер Александр Борисович,
В названии вопрос или
Добрый день, Мария
В названии статьи озвучен конечно вопрос, а вот по содержанию, я надеюсь постаралась показать, что любое сетевое педагогическое сообщество это возможность и профессионального роста учителя, и раскрытие творческого потенциала, и реализация скрытых возможностей. Главное не боятся этого!
А что вызывает у вас сомнения?
Конечно нужны! Вопрос породил
Замечательная стаья, спасибо, спасибо и еще раз спасибо!!!
Нужный и полезный матеиал, и сообщества нужны и полезны. Как мы раньши жили без них? Скучно и ограничено.