Создание единого информационного пространства школы
Майорова Татьяна Николаевна
МОУ Березниковская ООШ Собинского района Владимирской области
заместитель директора по УВР
http://shkola-berezniki.ru/
schkberezniki@yandex.ru
«…Процесс создания образовательного пространства школы рассматривается и сегодня как инновационная управленческая задача, как сложный многоэтапный процесс, требующий от администрации образовательного учреждения рассмотрения новых подходов к управлению этим процессом. Информатизация школы сможет дать необходимый социальный и экономический эффект лишь при условии, что создаваемые и внедряемые информационные технологии не станут инородным элементом в традиционной системе образования, а будут естественным образом интегрированы в него, сочетаясь с традиционными технологиями обучения.
Естественно, такая школа требует и новых учителей, как глубоко владеющих психологопедагогическими знаниями и понимающих особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы…»
Национальная образовательная инициатива
«НАША НОВАЯ ШКОЛА»
Информатизация образования, как и информатизация общества, претерпевает бурное развитие. Сейчас редкая школа не использует в своей работе информационно-коммуникационные технологии в образовательной и управленческой деятельности. Информатизация образовательного процесса представляется как комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными средствами, информационными технологиями и информационной продукцией.
Информационная среда школы уже вошла в её жизнь, пронизывая все направления образовательной и воспитательной деятельности, органично дополняя её техническими и технологическими ресурсами, новыми квалификационными качествами кадрового состава и учебными компетенциями учащихся, новыми методическими и образовательными ресурсами, а так же новыми образовательными методиками на основе ИКТ.
Создание единого пространства школы регламентируется прежде всего программой информатизации.
В 2009 году в нашей школе была разработана и утверждена программа информатизации школы на 2009 – 2012 годы (см. приложение). В программе предусмотрены основные направления деятельности, это:
-
совершенствование МТБ;
-
повышение квалификации и методической поддержки учителей в области использования ИКТ в образовательном процессе (курсы по использованию ИКТ в образовательном процессе для начинающих и уверенных пользователей ПК);
-
организация образовательного процесса с использованием ИКТ (проведение уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий, переход от эпизодического применения ИКТ учителями-предметниками к системе)
-
развитие информационно-управленческой системы (ведение школьной базы данных, внедрение управленческих баз данных, компьютерная поддержка расписания);
-
информационное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса школы, а также с другими образовательными учреждениями (организация постоянного доступа в Интернет, участие в телекоммуникационных проектах, создание и поддержка школьного сайта, ведение переписки с учителями и учащимися других школ);
-
развитие и распространение дистанционного обучения среди учителей и учащихся школы;
-
организация досуга школьников (вовлечение учащихся в проектную деятельность с использованием средств ИКТ, участие в сетевых образовательных проектах)
Сегодня уже можно подводить итоги работы по программе и обозначить дальнейшие перспективы развития.
1. Совершенствование МТБ
Увеличилось количество компьютеров в школе с 4 шт. в 2009 г. до 10шт. в 2011 г.
Благодаря этому появилась возможность установить ПК в каждом учебном кабинете (за исключением одного).
Увеличилось количество периферийных устройств:
-
Сканер – 3 шт.
-
Принтер – 5 шт.
-
Проектор – 2шт.
-
Интерактивная доска – 1шт.
-
Телевизор (с подключением ПК) – 2 шт.
В сентябре 2011 года спроектирована и смонтирована локальная сеть, объединившая все имеющиеся компьютеры. Создание локальной сети позволило подключить все компьютеры к сети Интернет. Теперь педагоги и учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно.
2. Повышение квалификации и методической поддержки учителей в области использования ИКТ в образовательном процессе
Из 9 педагогов школы прошли курсовую подготовку и имеют удостоверения пользователей ПК 7 (78%).
Один учитель прошёл обучение по свободно распространяемому программному обеспечению (Linux). Двое – по использованию ЦОРов в образовательном процессе.
3. Организация образовательного процесса с использованием ИКТ
Увеличился процент педагогов, применяющих информационно-коммуникационные технологии на уроках в системе до 5 человек (56%). Шире стали использовать компьютерную диагностику знаний учащихся.
4. Развитие информационно-управленческой системы
Сформирована электронная база данных кадров с использованием программы
1С: Предприятие. Постепенно вводится электронный документооборот с использованием шаблонов.
Сформированы электронные базы данных по учащимся:
-
способные и одарённые учащиеся;
-
слабоуспевающие учащиеся;
-
социальные паспорта классов;
-
участие в олимпиадном движении.
Ежегодно в сентябре и мае проводиться мониторинг физической подготовленности учащихся с применением программы «Физкультурный паспорт».
5. Информационное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса школы, а также с другими образовательными учреждениями
Школьный сайт является важной функциональной составляющей работы школы с удаленными учениками, родителями, образовательными коллекциями.
В 2010 году был создан школьный сайт. http://schk-berezniki.ucoz.ru/
Это был первый наш опыт, и, конечно же, в ходе работы над материалами мы смогли оценить все плюсы и минусы этого ресурса. Изменились взгляды и на наполняемость сайта.
В 2011 году у нас появилась возможность переработать сайт школы http://shkola-berezniki.ru/. Большую помощь в этом оказали наши родители. Теперь он имеет более понятную и логичную структуру. Изменилось и наполнение. Кроме основных сведений о школе, исторической справки и нормативных документов школы, имеются следующие рубрики: «Методическая копилка», «Наша гордость», «Наши достижения», «Новости», «Для родителей», полезные ссылки для выпускников и родителей, важная информация по информатизации школы и др. Школьный сайт – это дело коллективное. В этом году удалось собрать группу единомышленников среди учащихся, которые стали заниматься подготовкой заметок для страницы новостей.
Думаю, это поможет в дальнейшем поднять на более высокий уровень сотрудничество всех участников образовательного процесса.
6. Развитие и распространение дистанционного обучения среди учителей и учащихся школы
Педагоги нашей школы ещё четыре года назад смогли оценить удобство дистанционного обучения. Школа расположена в 50 км от областного центра, где находится ИПКРО. Прохождение курсов повышения квалификации, не выезжая за пределы своей школы, имеет множество плюсов. За последние три года прошли курсовую подготовку (КПК и тематические курсы) дистанционно – 6 человек (67%).
7. Организация досуга школьников
В этом направлении используются такие формы работы как:
-
творческие отчеты-презентации учащихся ;
-
создание и использование учителями и учащимися электронных презентаций для проведения общешкольных мероприятий;
-
компьютерное сопровождение школьных мероприятий;
-
выпуск школьной газеты.
За последние годы увеличилось количество учащихся, принявших участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах он-лайн.
2009 и 2010 - участие в Эрудит-марафоне учащихся, 2011 - участие в Эрудит-марафоне учащихся и в VIII Международной олимпиаде по основам наук.
|
2009
|
2010
|
2011
|
Учащиеся 1 – 4 классов
|
56%
|
41%
|
42%
|
Учащиеся 5 – 9 классов
|
0%
|
60%
|
50%
|
1 2 3
Дальнейшие перспективы
Из приведённого выше анализа видно, что у нашей школы есть достаточный потенциал для дальнейшего развития информационного пространства. На сегодняшний день первоочередными становятся следующие направления деятельности:
1) создание и развитие школьной медиатеки
В образовательном учреждении единое информационное образовательное пространство является той универсальной коммуникативной средой, где циркулируют различные информационные потоки между всеми участниками образовательного процесса. Для успешного развития этого процесса школьной библиотеке необходимо включиться в этот процесс.
Медиатека в школе — это структурное подразделение, которое включает совокупность фонда книг и разнообразных технических и информационных средств, где созданы благоприятные условия для индивидуализации и развития творческих способностей учащихся. Таким образом медиатека представляет собой многокомпонентную информационно-педагогическую среду, обеспечивающую свободный и оперативный доступ к информационным ресурсам, а также возможность самостоятельной работы с ними. Именно медиатека, предоставляя соответствующие условия для реализации самостоятельности учащихся в обучении, для их познавательной и творческой деятельности с широкой опорой на коммуникацию, может внести конструктивные изменения в школьное образование, связанные как с учебной работой, так и с индивидуальными интересами.
2) внедрение и дальнейшее использование электронного журнала и электронного дневника
Для работы в этом направлении имеются все необходимые ресурсы. Введение электронного журнала и дневника будет проходить в 3 этапа:
-
создание электронной базы данных, на этом этапе необходимо тесное сотрудничество учителей-предметников (внесение данных по тематическому планированию предметов), классных руководителей (внесение личных данных учащихся) и администрации школы (внесение сведений по организации УВП в школе);
-
организация работы с электронной документацией. Заполнение электронного журнала, электронного дневника;
-
организация открытого информационного пространства. Предоставление прав доступа родителям учащихся, организация обратной связи с общественностью (классные руководители, администрация, учителя-предметники).
Реализация программы информатизации и создание единого информационного пространства в школе позволит:
-
добиться существенных изменений ценностных ориентаций педагогов в организации учебной деятельности, педагогических технологиях, способах организации личного информационного пространства;
-
окажет положительное влияние на динамику качества образования, будет способствовать повышению эффективности обучения на всех его ступенях;
-
окажет значительное влияние на приобретение учащимися социального опыта, столь необходимого в условиях динамичного информационного общества.
Приложение
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Березниковская основная общеобразовательная школа
Собинского района
Утверждаю:_____________________
Директор школы
Кормильцева Л.А.
Приказ № 154
От «05» ноября 2009г.
ПРОГРАММА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
2009 – 2012 гг.
Паспорт программы информатизации МОУ Березниковская оош Собинского района
Наименование разработки
|
Информатизация образовательного учреждения
|
Основание для разработки
|
Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года (приказ Министерства образования Российской Федерации от 11.02. 2002 № 393),
Федеральная целевая программа «Электронная Россия»
|
Основной разработчик
|
МОУ Березниковская оош Собинского района
|
Сроки реализации
|
2009 – 2012гг.
|
Пояснительная записка
За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, к организации своей деятельности. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. И поэтому сегодня, как никогда ранее, важен переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий во всех областях деятельности школы.
Программа рассчитана на четыре года и и включает в себя 5 основных разделов:
-
создание единого информационного пространства школы;
-
автоматизация организационно-распорядительной деятельности школы;
-
использование информационных технологий для непрерывного профессионального образования педагогов и оптимизации учебного процесса;
-
обеспечение условий для формирования информационной культуры обучающихся;
-
создание условий взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство школы.
Программа направлена на освоение участниками образовательного процесса информационных технологий и использование их в практической деятельности с целью повышения качества образования.
Реализация данной программы позволит эффективно организовать учебный процесс, опираясь на последние достижения науки, анализировать результаты деятельности всего коллектива и каждого ее участника в процессе обучения, выявлять уровень эффективности внедрения информационных технологий в образовательный процесс.
Предусмотрена диагностика, анализ результатов , применение информационных технологий в работе с одаренными детьми и широкое использование образовательных Internet – ресурсов.
ЦЕЛИ:
-
создание и развитие единого информационного пространства школы
-
повышение качества образования через эффективное использование современных информационных технологий в образовательном процессе
ЗАДАЧИ:
-
оснащение образовательного учреждения компьютерной техникой, телекоммуникационным оборудованием и программным обеспечением учебного и управленческого назначения; проектирование и монтаж локальной вычислительной сети с выделенным сервером
-
повышение квалификации и переподготовка педагогических и управленческих кадров
-
использование новых информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе на предметных уроках
-
создание и развитие информационных ресурсов образовательного учреждения;
-
применение региональных и федеральных образовательных ресурсов: информационно-справочных источников, компьютерных сред учебной деятельности, тренажеров, электронных учебников и т.п.)
-
внедрение в управленческую деятельность, учебный процесс, социально-воспитательную работу современных информационных и коммуникационных технологий
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ШКОЛЫ.
В настоящее время для нашей школы наиболее важной представляется работа по следующим направлениям:
-
-
развитие информационно-управленческой системы (ведение школьной базы данных, внедрение управленческих баз данных, компьютерная поддержка расписания);
-
организация образовательного процесса с использованием ИКТ (проведение уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий, переход от эпизодического применения ИКТ учителями-предметниками к системе)
-
повышение квалификации и методической поддержки учителей в области использования ИКТ в образовательном процессе (курсы по использованию ИКТ в образовательном процессе для начинающих и уверенных пользователей ПК);
-
информационное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса школы, а также с другими образовательными учреждениями (организация постоянного доступа в Интернет, участие в телекоммуникационных проектах, создание и поддержка школьного сайта, ведение переписки с учителями и учащимися других школ);
-
развитие и распространение дистанционного обучения среди учителей и учащихся школы;
-
организация досуга школьников (вовлечение учащихся в проектную деятельность с использованием средств ИКТ, участие в сетевых образовательных проектах);
-
совершенствование МТБ.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Оснащение учебного процесса школы новыми ИКТ-ресурсами. Создание локальной сети. Создание и развитие эффективного механизма повышения квалификации педагогов в области информатизации образовательного процесса, использования информационных и коммуникативных технологий в обучении учащихся и управлении школой. Создание условий для обучения педагогов компьютерной грамотности. Применение способов диагностики образовательного процесса с использованием средств ИКТ. Внедрение в учебный процесс высококачественных, открытых, доступных по стоимости цифровых материалов и учебно-методических комплектов, отвечающих задаче подготовки учащихся, педагогов и работников управления школой. Создание медиатеки, включающей современные ЦОРы и ЭОРы. Участие в областной системе дистанционного образования.
№
|
Мероприятия
|
Сроки проведения
|
1.
|
Поектирование образовательного процесса в школе на основе новых информационных технологий: использование возможностей Интернет в обучении различным учебным дисциплинам; переход к электронной форме ведения школьной документации; создание единого информационного пространства школы; установление связей со школами и другими образовательными учреждениями посредством использования электронной почты
|
2009
|
2.
|
Систематизация информационных ресурсов и создание единой информационно-методической базы образовательного процесса в школе.
|
2009
|
3.
|
Развитие информационно-технической базы школы. Приобретение компьютерного оборудования и программного обеспечения.
|
2009 - 2012
|
4.
|
Создание и обеспечение функционирования школьного сайта.
|
2009
|
5.
|
Создание нормативной документации и введение ставок, обеспечивающих функционирование медиатеки школы.
|
2009
|
6.
|
Формирование коллекции цифровых образовательных ресурсов на базе медиатеки школы.
|
2008 – 2010
|
7.
|
Обеспечение доступа участников образования (учащихся, учителей и родителей) к образовательным ресурсам медиатеки.
|
2009 – 2010
|
8.
|
Организация и проведения школьного Дня информатики
|
2008 – 2010
|
9.
|
Организация школьных турниров по компьютерным (развивающим) играм.
|
2009 – 2010
|
10.
|
Создание школьной компьютерной газеты.
|
2010
|
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИЗАЦИИ
№
|
Направление работы
|
Форма проведения
|
Примерные сроки
|
Ответ-
ственные
|
1.
|
Рекламные мероприятия для работников школы, направленные на демонстрацию возможностей и преимуществ использования ИТ в образовательном процессе
|
открытые уроки
|
в течение года
|
Майорова Т.Н.
|
2.
|
Оказание помощи учителям-предметникам и учащимся в создании мультимедийных пособий к урокам
|
консультации
|
в течение года
|
Майорова Т.Н.
Чижова С.В.
|
3.
|
Оказание помощи учителям-предметникам в проведении уроков с использованием электронных учебных изданий.
|
консультации
|
в течение года
|
Майорова Т.Н.
Чижова С.В.
|
4.
|
Работа кружков по информатике для учащихся школы.
|
занятия
|
в течение года
|
Чижова С.В.
|
5.
|
Создание, поддержка и обновление школьного сайта.
|
подготовка и размещение материалов на сайте
|
ежемесячно
|
Майорова Т.Н.
Чижова С.В.
|
6.
|
Развитие школьной медиатеки.
|
|
в течение года
|
Ермолаева В.С.
Майорова Т.Н.
|
7.
|
Организация использования ИТ в работе администрации, секретаря, библиотекаря школы.
|
консультации
|
в течение года
|
Майорова Т.Н.
Чижова С.В.
Ермолаева В.С.
|
8.
|
Организация информирования участников образовательного процесса и их родителей об организации государственной итоговой аттестации с использованием ИТ.
|
консультации
|
в течение года
|
Майорова Т.Н.
|
9.
|
Оказание консультативной помощи и внеурочная деятельность с одарёнными детьми с применением ИТ.
|
консультации
|
в течение года
|
Майорова Т.Н.
Чижова С.В.
|
10.
|
Обеспечение развития информационной базы системы образования школы через вхождение в базу данных районного банка электронных учебно-методических пособий, библиотечных фондов, вхождения в единую систему баз данных и информационные ресурсы сферы образования России.
|
работа с электронной почтой, Интернет
|
в течение года
|
Майорова Т.Н.
Чижова С.В.
|
11.
|
Организация информационного обмена школы по электронной почты.
|
работа с электронной почтой
|
в течение года
|
Майорова Т.Н.
Чижова С.В.
|
12.
|
Создание условий для реализации государственного образовательного стандарта в образовательных областях «Математика», по предмету «Информатика» и «Информационные технологии», в области «Технология» модуль ИКТ.
|
|
в течение года
|
Майорова Т.Н.
|
13.
|
Участие школы в конференциях, семинарах по обмену опытом в области внедрения ИТ в образовательный процесс.
|
подготовка материалов
|
в течение года
|
Майорова Т.Н.
Чижова С.В.
|
Вопрос Уважаемая Татьяна
Уважаемая Татьяна Николаевна!
С большим интересом прочитала вашу статью, действиетльно из нее хорошо прослеживается, что школа не только за последние несколько лет сделала большой рывок на пути информатизации, но и четко прописаны дальнейшие перспективы развития, это здорово!
Очень интересно будет познакомиться с вашим опытом внедрения электронного журнала в учебный процесс. С какими проблемами вы столкнулись и каким образом решали.
Кроме этого я обратиила внимание на то, что вы планируете организацию дистанционного обучения не только для учителей, но и учеников. Это очень правильно и своевременно, тем более, что в соответствии с новыми образовательными станадартами мы должны обеспечить для каждого учащегося траекторию его развития, я думаю сделать это с помощью использования дистанционных технологий будет очень удобно.
И в связи с этим у меня вопрос, с помощью каких систем вы планируете это организовать? А также в каких средах дистанционного обучения проходят повышение квалификации ваши учителя?
Ну и заключительный вопрос, вы говорите про сетевые проекты. В каких проектах вы принимали участие вместе с учениками? И не пробовали ли вы инициировать собственные сетевые проекты, хотя бы на уровне школы? Очень интересен опыт в этом напрвлении.
спасибо
Уважаемая Наталья
К сожалению, особых успехов и богатого опыта в плане участия в сетевых проектах мы пока не имеем. Мы только в начале этого пути.
Что касается дистанционного обучения учителей. Наши педагоги имели возможность пройти курсовую подготовку дистанционно по направлениям:
- курсы повышения квалификации учителей-предметников;
- курсы повышения квалификации руководителей;
- тематические курсы: "Работа с одарёнными детьми", "Использование ЭОР в учебном процессе", "Свободно распространяемое программное обеспечение и его использование в учебном процессе".
Татьяна Николаевна, очень
Очень приятно, что в сельской школе так хорошо обстоят дела с информатизацией.
А к какой системе электроных дневников планирет подключаться ваша школа? Какую наиболее удобно использовать в малокомплектной школе?
Посмотрела ваши сайты. Старый на юкозе, стандартный, как и тысячи подобных, новый другой, информативный, четко структурирован, много интересной информации, но также видимо актуален вопрос наполнения... А насколько дети включены в этот процесс?
Мария Сергеевна, спасибо за
Мы планируем использовать электронный журнал и дневник из ресурса системы электронного мониторинга общеобразовательных учреждений (ЭМОУ). см. http://www.ceod.ru/
Насколько он будет удобен и полезен в малокомплектной школе покажет время.
В работе над сайтом, в том числе и его наполнении, активно участвуют учащиеся 7 и 8 классов. Ребята готовят заметки для рубрики "Новости" и фотоотчёты. Возглавляет эту работу восьмиклассник, который размещает эти материалы на школьном сайте.
Я так поняла, что это
У нас Дневник.ру, очень неплохо, все довольны, и учителя и родители. Родители в особенности :)
Я, как родитель, могу наконец-то вовремя контролировать упеваемость детей, а раньше было проблемно - учителя выставляли в дневники оценки за две-три недели, ребкнок зачастую уже не могу вспомнить, за что была пулучена оценка...
Из статьи четко виден рост
Очень хоршо прописаны дальнейшие перспективы.