Майорова Т.Н. Создание единого информационного пространства школы

Создание единого информационного пространства школы

Майорова Татьяна Николаевна
МОУ Березниковская ООШ Собинского района Владимирской области
заместитель директора по УВР
http://shkola-berezniki.ru/

schkberezniki@yandex.ru

«…Процесс создания образовательного пространства школы рассматривается и сегодня как инновационная управленческая задача, как сложный многоэтапный процесс, требующий от администрации образовательного учреждения рассмотрения новых подходов к управлению этим процессом. Информатизация школы сможет дать необходимый социальный и экономический эффект лишь при условии, что создаваемые и внедряемые информационные технологии не станут инородным элементом в традиционной системе образования, а будут естественным образом интегрированы в него, сочетаясь с традиционными технологиями обучения.
Естественно, такая школа требует и новых учителей, как глубоко владеющих психолого­педагогическими знаниями и понимающих особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной  школы…»
Национальная образовательная инициатива
«НАША НОВАЯ ШКОЛА»

 

Информатизация образования, как и информатизация общества, претерпевает бурное развитие. Сейчас редкая школа не использует в своей работе информационно-коммуникационные технологии в образовательной и управленческой деятельности. Информатизация образовательного процесса представляется как комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными средствами, информационными технологиями и информационной продукцией.

Информационная среда школы уже вошла в её жизнь, пронизывая все направления образовательной и воспитательной деятельности, органично дополняя её техническими и технологическими ресурсами, новыми квалификационными качествами кадрового состава и учебными компетенциями учащихся, новыми методическими и образовательными ресурсами, а так же новыми образовательными методиками на основе ИКТ.

Создание единого пространства школы регламентируется прежде всего программой информатизации.

В 2009 году в нашей школе была разработана и утверждена программа информатизации школы на 2009 – 2012 годы (см. приложение).  В программе предусмотрены основные направления деятельности, это:

  • совершенствование МТБ;
  • повышение квалификации и методической поддержки учителей в области использования ИКТ в образовательном процессе (курсы по использованию ИКТ в образовательном процессе для начинающих и уверенных пользователей ПК);
  • организация образовательного процесса с использованием ИКТ (проведение уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий, переход от эпизодического применения ИКТ учителями-предметниками к системе)
  • развитие информационно-управленческой системы (ведение школьной базы данных, внедрение управленческих баз данных, компьютерная поддержка расписания);
  • информационное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса школы, а также с  другими образовательными учреждениями (организация постоянного доступа в Интернет, участие в телекоммуникационных проектах, создание и поддержка школьного сайта, ведение переписки с учителями и учащимися других школ);
  • развитие и распространение дистанционного обучения среди учителей и учащихся школы;
  • организация досуга школьников (вовлечение учащихся в проектную деятельность с использованием средств ИКТ, участие в сетевых образовательных проектах)

Сегодня уже можно подводить итоги работы по программе и обозначить дальнейшие перспективы развития.

1. Совершенствование МТБ

Увеличилось количество компьютеров в школе  с 4 шт. в 2009 г. до 10шт. в 2011 г.
Благодаря этому появилась возможность установить ПК в каждом учебном кабинете (за исключением одного).

Увеличилось количество периферийных устройств:

  • Сканер – 3 шт.
  • Принтер – 5 шт.
  • Проектор – 2шт.
  • Интерактивная доска – 1шт.
  • Телевизор (с подключением ПК) – 2 шт.

В сентябре 2011 года спроектирована и смонтирована локальная сеть, объединившая все имеющиеся компьютеры. Создание  локальной сети позволило подключить все компьютеры к сети Интернет. Теперь педагоги и учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно.

2Повышение квалификации и методической поддержки учителей в области использования ИКТ в образовательном процессе

Из 9 педагогов школы прошли курсовую подготовку и имеют удостоверения пользователей ПК 7 (78%).

 

 

Один учитель прошёл обучение по свободно распространяемому  программному обеспечению (Linux). Двое – по использованию ЦОРов в образовательном процессе.

3.  Организация образовательного процесса с использованием ИКТ

Увеличился процент педагогов, применяющих информационно-коммуникационные технологии на уроках в системе  до 5 человек (56%). Шире стали использовать компьютерную диагностику знаний учащихся.

 

4.  Развитие информационно-управленческой системы

Сформирована электронная база данных кадров с использованием программы
1С: Предприятие. Постепенно вводится электронный документооборот с использованием шаблонов.

Сформированы электронные базы данных по учащимся:

  • способные и одарённые учащиеся;
  • слабоуспевающие учащиеся;
  • социальные паспорта классов;
  • участие в олимпиадном движении.

Ежегодно в сентябре и мае проводиться мониторинг физической подготовленности учащихся с применением программы «Физкультурный паспорт».

5.  Информационное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса школы, а также с  другими образовательными учреждениями

Школьный сайт является важной функциональной составляющей работы школы с удаленными учениками, родителями, образовательными коллекциями.

В 2010 году был создан школьный сайт.  http://schk-berezniki.ucoz.ru/

Это был первый наш опыт, и, конечно же, в ходе работы над материалами мы смогли оценить все плюсы и минусы этого ресурса. Изменились взгляды и на наполняемость сайта. 

В 2011 году  у нас появилась возможность переработать  сайт школы http://shkola-berezniki.ru/. Большую помощь в этом оказали наши родители. Теперь он имеет более понятную и логичную структуру. Изменилось и наполнение. Кроме основных сведений о школе, исторической справки и нормативных документов школы, имеются следующие рубрики: «Методическая копилка», «Наша гордость», «Наши достижения», «Новости», «Для родителей», полезные ссылки для выпускников и родителей, важная информация по информатизации школы и др. Школьный сайт – это дело коллективное. В этом году удалось собрать группу единомышленников среди учащихся, которые стали заниматься подготовкой заметок для страницы новостей.

Думаю, это поможет в дальнейшем поднять на более высокий уровень сотрудничество всех участников образовательного процесса.

6.  Развитие и распространение дистанционного обучения среди учителей и учащихся школы

Педагоги нашей школы ещё четыре года назад смогли оценить удобство дистанционного обучения. Школа расположена в 50 км от областного центра, где находится ИПКРО. Прохождение курсов повышения квалификации, не выезжая за пределы своей школы, имеет множество плюсов. За последние три года прошли курсовую подготовку (КПК и тематические курсы) дистанционно – 6 человек (67%).


7.  Организация досуга школьников

В этом направлении используются такие формы работы как:

  • творческие отчеты-презентации учащихся ;
  • создание и использование учителями и учащимися электронных презентаций для проведения общешкольных мероприятий;
  • компьютерное сопровождение школьных мероприятий;
  • выпуск школьной газеты.

За последние годы увеличилось количество учащихся, принявших участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах он-лайн.

2009 и 2010 - участие в Эрудит-марафоне учащихся, 2011  - участие в Эрудит-марафоне учащихся и в VIII Международной олимпиаде по основам наук.

 

2009       

2010     

2011     

  Учащиеся  1 – 4 классов

56%

41%

42%

Учащиеся 5 – 9 классов

0%

60%

50%

                                                     1                                       2                                    3

Дальнейшие перспективы

Из приведённого выше анализа видно, что у нашей школы есть достаточный потенциал для дальнейшего развития информационного пространства. На сегодняшний день первоочередными становятся следующие направления деятельности:

1)  создание и развитие школьной медиатеки

В образовательном учреждении единое информационное образовательное пространство является той универсальной коммуникативной средой, где циркулируют различные информационные потоки между всеми участниками образовательного процесса. Для успешного развития этого процесса школьной библиотеке необходимо включиться в этот процесс.

Медиатека в школе — это структурное подразделение, которое включает совокупность фонда книг и разнообразных технических и информационных средств, где созданы благоприятные условия для индивидуализации и развития творческих способностей учащихся. Таким образом медиатека представляет собой многокомпонентную информационно-педагогическую среду, обеспечивающую свободный и оперативный доступ к информационным ресурсам, а также возможность самостоятельной работы с ними. Именно медиатека, предоставляя соответствующие условия для реализации самостоятельности учащихся в обучении, для их познавательной и творческой деятельности с широкой опорой на коммуникацию, может внести конструктивные изменения в школьное образование, связанные как с учебной работой, так и с индивидуальными интересами.

2)  внедрение и дальнейшее использование электронного журнала и электронного дневника

Для работы в этом направлении имеются все необходимые ресурсы. Введение электронного журнала и дневника будет проходить в 3 этапа:

  1. создание электронной базы данных, на этом этапе необходимо тесное сотрудничество учителей-предметников (внесение данных по тематическому планированию предметов), классных руководителей (внесение личных данных учащихся) и администрации школы (внесение сведений по организации УВП в школе);
  2. организация работы с электронной документацией. Заполнение электронного журнала, электронного дневника;
  3. организация открытого информационного пространства. Предоставление прав доступа родителям учащихся, организация обратной связи с общественностью (классные руководители, администрация, учителя-предметники).

Реализация программы информатизации и создание единого информационного пространства в школе позволит:

  • добиться существенных изменений ценностных  ориентаций  педагогов  в организации учебной деятельности, педагогических технологиях, способах организации личного информационного пространства;
  • окажет положительное влияние на динамику качества образования, будет способствовать повышению эффективности обучения на всех его ступенях;
  • окажет значительное влияние на приобретение учащимися социального опыта, столь необходимого в условиях динамичного информационного общества.

 

                                                                                                                      Приложение

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Березниковская основная общеобразовательная школа
Собинского района

Утверждаю:_____________________
Директор школы
Кормильцева Л.А.
Приказ № 154
От «05» ноября 2009г.

ПРОГРАММА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

2009 – 2012 гг.

 

Паспорт программы информатизации МОУ Березниковская оош Собинского района

 

Наименование разработки 

Информатизация образовательного учреждения

Основание для разработки

Концепция модернизации  Российского образования на период до 2010 года (приказ Министерства образования Российской Федерации от 11.02. 2002 № 393),

Федеральная целевая программа «Электронная Россия»

Основной разработчик

МОУ Березниковская оош Собинского района

Сроки  реализации

2009 – 2012гг.

Пояснительная записка

За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, к организации своей деятельности. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. И поэтому сегодня, как никогда ранее, важен переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и  информационных технологий во всех областях деятельности школы.

Программа рассчитана на четыре года и и включает в себя 5 основных разделов:

  • создание единого информационного пространства школы;
  • автоматизация организационно-распорядительной деятельности школы;
  • использование информационных технологий для непрерывного      профессионального образования педагогов и оптимизации  учебного процесса;
  • обеспечение условий для формирования  информационной культуры обучающихся;
  • создание условий взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство школы.

Программа направлена на  освоение участниками образовательного процесса  информационных технологий и использование их в практической деятельности с целью повышения  качества образования.
Реализация данной программы позволит эффективно  организовать учебный процесс, опираясь на последние достижения науки, анализировать результаты деятельности всего коллектива и каждого ее   участника  в  процессе обучения, выявлять уровень эффективности внедрения информационных технологий в образовательный процесс.

Предусмотрена диагностика, анализ результатов , применение информационных технологий в работе с одаренными детьми и широкое использование образовательных Internet – ресурсов.

ЦЕЛИ:

  1. создание и развитие единого информационного пространства школы
  2. повышение качества образования через эффективное использование современных информационных технологий в образовательном процессе

ЗАДАЧИ:

  1. оснащение образовательного учреждения компьютерной техникой, телекоммуникационным оборудованием и программным обеспечением учебного и управленческого назначения; проектирование и монтаж локальной вычислительной сети с выделенным сервером
  2. повышение квалификации и переподготовка педагогических и управленческих кадров
  3. использование новых информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе на предметных уроках
  4. создание и развитие информационных ресурсов образовательного учреждения;
  5. применение региональных и федеральных образовательных ресурсов: информационно-справочных источников, компьютерных сред учебной деятельности, тренажеров, электронных учебников и т.п.)
  6. внедрение в управленческую деятельность, учебный процесс, социально-воспитательную работу современных информационных и коммуникационных технологий

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ШКОЛЫ.

В настоящее время для нашей школы наиболее важной представляется работа по следующим направлениям:

    • развитие информационно-управленческой системы (ведение школьной базы данных, внедрение управленческих баз данных, компьютерная поддержка расписания);
    • организация образовательного процесса с использованием ИКТ (проведение уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий, переход от эпизодического применения ИКТ учителями-предметниками к системе)
    • повышение квалификации и методической поддержки учителей в области использования ИКТ в образовательном процессе (курсы по использованию ИКТ в образовательном процессе для начинающих и уверенных пользователей ПК);
    • информационное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса школы, а также с  другими образовательными учреждениями (организация постоянного доступа в Интернет, участие в телекоммуникационных проектах, создание и поддержка школьного сайта, ведение переписки с учителями и учащимися других школ);
    • развитие и распространение дистанционного обучения среди учителей и учащихся школы;
    • организация досуга школьников (вовлечение учащихся в проектную деятельность с использованием средств ИКТ, участие в сетевых образовательных проектах);
    • совершенствование МТБ.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Оснащение учебного процесса школы новыми ИКТ-ресурсами. Создание локальной сети. Создание и развитие эффективного механизма повышения квалификации педагогов в области информатизации образовательного процесса, использования  информационных и коммуникативных технологий в обучении учащихся и управлении школой. Создание условий для обучения педагогов компьютерной грамотности. Применение  способов диагностики образовательного процесса с использованием средств ИКТ. Внедрение в учебный процесс высококачественных, открытых, доступных по стоимости цифровых материалов и учебно-методических комплектов, отвечающих задаче подготовки учащихся, педагогов и работников управления школой. Создание медиатеки, включающей современные ЦОРы и ЭОРы. Участие в областной системе дистанционного образования.

Мероприятия

Сроки проведения

1.

Поектирование образовательного процесса в школе на основе новых информационных технологий: использование возможностей Интернет в обучении различным учебным дисциплинам; переход к электронной форме ведения школьной документации; создание единого информационного пространства школы; установление связей со школами и другими образовательными учреждениями посредством  использования электронной почты

2009

2.

Систематизация информационных ресурсов и создание единой информационно-методической базы образовательного процесса в школе.

2009

3.

Развитие информационно-технической базы школы. Приобретение компьютерного оборудования и программного обеспечения.

2009 - 2012

4.

Создание и обеспечение функционирования школьного сайта.

2009

5.

Создание нормативной документации и введение ставок, обеспечивающих функционирование медиатеки школы.

2009

6.

Формирование коллекции цифровых образовательных ресурсов на базе медиатеки школы.

2008 – 2010

7.

Обеспечение доступа участников образования (учащихся, учителей и родителей) к образовательным ресурсам медиатеки.

2009 – 2010

8.

Организация и проведения школьного Дня информатики

2008 – 2010

9.

Организация школьных турниров по компьютерным (развивающим) играм.

2009 – 2010

10.

Создание школьной компьютерной газеты.

2010

 

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Направление работы

Форма проведения

Примерные сроки

Ответ-
ственные

1.

Рекламные мероприятия для работников школы, направленные на демонстрацию возможностей и преимуществ использования ИТ в образовательном процессе

открытые уроки

в течение года

Майорова Т.Н.

2.

Оказание помощи учителям-предметникам и учащимся в создании мультимедийных пособий к урокам

консультации

в течение года

Майорова Т.Н.
Чижова С.В.

3.

Оказание помощи учителям-предметникам в проведении уроков с использованием электронных учебных изданий.

консультации

в течение года

Майорова Т.Н.
Чижова С.В.

4.

Работа кружков по информатике для учащихся школы.

занятия

в течение года

 

Чижова С.В.

5.

Создание, поддержка и обновление школьного сайта.

подготовка и размещение материалов на сайте

ежемесячно

Майорова Т.Н.
Чижова С.В.

6.

Развитие школьной медиатеки.

 

в течение года

Ермолаева В.С.
Майорова Т.Н.

7.

Организация использования ИТ в работе администрации, секретаря, библиотекаря школы.

консультации

в течение года

Майорова Т.Н.
Чижова С.В.
Ермолаева В.С.

8.

Организация информирования участников образовательного процесса и их родителей об организации государственной итоговой аттестации с использованием ИТ.

консультации

в течение года

Майорова Т.Н.

9.

Оказание консультативной помощи и внеурочная деятельность с одарёнными детьми с применением ИТ.

консультации

в течение года

Майорова Т.Н.
Чижова С.В.

10.

Обеспечение развития информационной базы системы образования школы через вхождение в базу данных районного банка электронных учебно-методических пособий, библиотечных фондов, вхождения в единую систему баз данных и информационные ресурсы сферы образования России.

работа с электронной почтой, Интернет

в течение года

Майорова Т.Н.
Чижова С.В.

11.

Организация информационного обмена школы по электронной почты.

работа с электронной почтой

в течение года

Майорова Т.Н.
Чижова С.В.

12.

Создание условий для реализации государственного образовательного стандарта в образовательных областях «Математика», по предмету «Информатика» и «Информационные технологии», в области «Технология» модуль ИКТ.

 

в течение года

Майорова Т.Н.

13.

Участие школы в конференциях, семинарах по обмену опытом в области внедрения ИТ в образовательный процесс.

подготовка материалов

в течение года

Майорова Т.Н.
Чижова С.В.

 

Вопрос Уважаемая Татьяна

Вопрос
Уважаемая Татьяна Николаевна!
С большим интересом прочитала вашу статью, действиетльно из нее хорошо прослеживается, что школа не только за последние несколько лет сделала большой рывок на пути информатизации, но и четко прописаны дальнейшие перспективы развития, это здорово!
Очень интересно будет познакомиться с вашим опытом внедрения электронного журнала в учебный процесс. С какими проблемами вы столкнулись и каким образом решали.
Кроме этого я обратиила внимание на то, что вы планируете организацию дистанционного обучения не только для учителей, но и учеников. Это очень правильно и своевременно, тем более, что в соответствии с новыми образовательными станадартами мы должны обеспечить для каждого учащегося траекторию его развития, я думаю сделать это с помощью использования дистанционных технологий будет очень удобно.
И в связи с этим у меня вопрос, с помощью каких систем вы планируете это организовать? А также в каких средах дистанционного обучения проходят повышение квалификации ваши учителя?
Ну и заключительный вопрос, вы говорите про сетевые проекты. В каких проектах вы принимали участие вместе с учениками? И не пробовали ли вы инициировать собственные сетевые проекты, хотя бы на уровне школы? Очень интересен опыт в этом напрвлении.
спасибо

Уважаемая Наталья

Уважаемая Наталья Вячеславовна! Спасибо за вопрос.
К сожалению, особых  успехов и богатого опыта  в плане участия в сетевых проектах мы пока не имеем. Мы только в начале этого пути.
Что касается дистанционного обучения учителей. Наши педагоги имели возможность пройти курсовую подготовку дистанционно по направлениям:
-  курсы повышения квалификации учителей-предметников;
-  курсы повышения квалификации руководителей;
-  тематические курсы:  "Работа с одарёнными детьми", "Использование ЭОР в учебном процессе", "Свободно распространяемое программное обеспечение и его использование в учебном процессе".

 

Татьяна Николаевна, очень

Татьяна Николаевна, очень внимательно прочитала Вашу статью.
Очень приятно, что в сельской школе так хорошо обстоят дела с информатизацией.
А к какой системе электроных дневников планирет подключаться ваша школа? Какую наиболее удобно использовать в малокомплектной школе?

Посмотрела ваши сайты. Старый на юкозе, стандартный, как и тысячи подобных, новый другой, информативный, четко структурирован, много интересной информации, но также видимо актуален вопрос наполнения... А насколько дети включены в этот процесс?

Мария Сергеевна, спасибо за

Мария Сергеевна, спасибо за вопросы.
Мы планируем использовать электронный журнал и дневник из ресурса системы электронного мониторинга общеобразовательных учреждений (ЭМОУ). см. http://www.ceod.ru/
Насколько он будет удобен и полезен в малокомплектной школе покажет время. 
В работе над сайтом, в том числе и его наполнении, активно участвуют учащиеся 7 и 8 классов. Ребята готовят заметки для рубрики "Новости" и  фотоотчёты.  Возглавляет эту работу восьмиклассник, который размещает эти материалы на школьном сайте. 

Я так поняла, что это

Я так поняла, что это ценрализованная система, что ж как один из вариантов. Интересно.
У нас Дневник.ру, очень неплохо, все довольны, и учителя и родители. Родители в особенности :)
Я, как родитель, могу наконец-то вовремя контролировать упеваемость детей, а раньше было проблемно  - учителя выставляли в дневники оценки за две-три недели, ребкнок зачастую  уже не могу вспомнить, за что была пулучена оценка...

Из статьи четко виден рост

Из статьи четко виден рост школы в области информатизации.
Очень хоршо прописаны дальнейшие перспективы.