Капранова М.Н., Капранов В.К. Организация сетевого взаимодействия для использования ЭОР в образовательном процессе

Организация сетевого взаимодействия для использования ЭОР в образовательном процессе

Валерий Константинович Капранов, аспирант МГУКИ,

kapranov_valera@mail.ru

Марина Николаевна Капранова, методист МЦ СУО ДО г.Москвы,

kap6112@yandex.ru

Аннотация
В статье описывается новая форма работы школьных библиотек на основе сетевого взаимодействия; приводятся условия создания, описана структура и преимущества сетевого взаимодействия по сравнению с традиционными формами работы.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, информационно-коммуникационные технологии, школьные библиотеки.

 

Современное образование предъявляет новые требования ко всем участникам образовательного процессе. Глобальная информатизация общества, формирование информационно-коммуникационной среды образовательного учреждения требуют создания конкурентоспособной образовательной системы, которая позволит избежать отрыва качества образования от современных требований жизни в информационном обществе.

Главной целью современного образования можно считать формирование готовности обучающихся к жизни в быстро меняющемся информационном мире, поликультурном обществе и постоянно развивающемся многомерном человеческом знании. Образование в широком смысле этого слова сегодня рассматривается как инвестирование в развитие будущего общества.

Возрастающий объем информационных потоков и знаний привел к смене учебной парадигмы: от призыва «образование на всю жизнь» на концепцию «образование в течение всей жизни». В современных условиях самообразование и саморазвитие личности становятся приоритетными направлениями в политики образования. Таким образом, образование превращается в непрерывный процесс, призванный воспитать в каждом человеке, особенно молодом человеке, осознанную потребность в повышении уровня культуры и знаний.

Стремительное развитие новых информационно-коммуникационных технологий актуализировало проблему повышения качества библиотечно-информационного обслуживания обучающихся и педагогических работников, от уровня которого во многом зависят достижения нового качества образования. Изменились условия взаимодействия участников образовательного процесса со школьной библиотекой. Эти взаимодействия должны подкрепляется педагогическим потенциалом библиотеки образовательного учреждения.

В практике педагогики школьную библиотеку всегда рассматривали в качестве важнейшего звена учебно-воспитательного процесса, подчеркивая огромное влияние содержания документальных ресурсов школьной библиотеки на повышение уровня учебных достижений школьников на всех ступенях обучения.

На современном этапе развития информационного общества, которое часто называют обществом знаний, значение школьной библиотеки и самого библиотекаря-педагога очень велико и постоянно возрастает. Это связано с повышением роли школьных библиотекарей, которые всегда считались специалистами по работе с информацией, с одной стороны и консультантами-педагогами, обучающими работе с информацией, - с другой. Реформирование в сфере образования ведёт к изменению традиционного представления о социокультурной роли библиотек общеобразовательных учреждений и, конечно же, о содержании их деятельности.

Можно отметить, что передовые школы России отличаются от иных обычных школ тем, что в них изменилось место и роль школьной библиотеки в учебном процессе по сравнению с традиционным положением. В этих передовых учреждениях школьная библиотека не рассматривается как пункт выдачи книг, она скорее воспринимается, как центр воспитания новой читательской и информационной культуры обучающихся и педагогических кадров. Приобщение школьников к чтению, формирование информационной культуры личности обучающихся позволяет школьной библиотеке воспитать грамотную, интеллектуальную, творческую, нравственную личность нового поколения, способную жить в информационном обществе и обществе знаний.
В современной практике наметилось три ведущих подхода, три взгляда педагогической науки и практики на роль школьных библиотек и деятельность школьного библиотекаря. Суть первого подхода состоит в обосновании необходимости создания на базе школьных библиотек нового подразделения – школьной медиатеки, или школьного библиотечного медиацентра, и обязательного включения в функционал библиотекаря дополнительной функции медиаспециалиста.

Суть второго подхода видна в том, что школьная библиотека должна стать информационным центром школы, а библиотекарь должен взять на себя функцию специалиста-информатора имеющихся медиавозможностей.
Суть третьего подхода заключается в рассмотрении школьных библиотек как педагогического структурного подразделения образовательного учреждения с новыми специфическими функциями по воспитанию, обучению и повышению квалификации участников образовательного процесса.

Организация школьной библиотеки как нового развивающегося структурного подразделения, способного работать в ногу со временем и глобальными общественными изменениями, возможна только при условии постоянного обмена опытом, практикой и ресурсами с передовыми школьными коллективами как внутри одного региона, так и между разными регионами.

Постоянный обмен данными, информацией, ресурсами, практикой педагогического сообщества возможен при работе сетевого взаимодействия школьных библиотек. Такая работа может быть построена на блочной структуре взаимодействия.

Если несколько школьных библиотекарей для повышений качества своей работы договорятся между собой о том, что они будут обмениваться имеющимися у них информационными ресурсами и практиками работы с участниками образовательного процесса, то таким образом, будет создан отдельный блок заинтересованных участников. Блочная структура взаимодействия характеризуется тем, что связь между звеньями условна, работа звеньев координируется каким-то одним более крупным звеном, важно отметить, что один блок работает по одному плану и использует единую систему приоритетов.

Отдельные блоки организуются в более крупную систему. Создаются узлы – наиболее развитые блоки сетевой организации, связанные между собой общей проблематикой. Узлы также объединяются в блоки, контролируемые узлом более высокого уровня. Таким образом, и получается сетевая организация работы школьных библиотек – децентрализованный комплекс взаимосвязанных узлов открытого типа, способный неограниченно расширяться путём включения новых звеньев, что придаёт такой форме гибкость и динамичность.

Подобная сетевая организация работы школьных библиотек способствует преодолению автономности и закрытости профессиональных объединений участников образовательного процесса, развивает взаимодействие профессиональных объединений библиотекарей и педагогов на принципах социального партнёрства, выстраивает прочные горизонтальные связи между профессиональными командами.

Преимущества сетевой организации работы школьных библиотек наглядно просматриваются в том, что при таком взаимодействии происходит более полное обеспечение информационной поддержки образовательного процесса, а так же научной, инновационной и методической работы в образовательном учреждении. Повышается эффективность использования разнообразных ресурсов и обеспечение равной возможности пользования ими для всех участников сетевого взаимодействия. И, главное , при этом расширяется возможность повышения профессионального уровня участников образовательного процесса в соответствии с потребностями развивающейся системы образования.

Основными характеристиками сетевой работы школьных библиотекарей можно считать:

  • Независимость субъектов сетевой организации. В таком включении нет вышестоящего органа, который бы регламентировал деятельность библиотекаря при работе в сетевом взаимодействии.
  •  Выявление множественных лидеров, которые могут периодически меняться. Каждая школа со своими ресурсами на определённой стадии может быть инновационной в вопросе предъявления имеющихся у них ресурсов, образовательного контента и способов работы с ними.
  •  Выработку объединяющей цели по повышению качества образовательного процесса. Каждый ребёнок имеет право на получение качественного образования вне зависимости от того, где находится его школа. И педагогический коллектив должен постоянно совершенствоваться в уровне своей профессиональной деятельности и подготовки.
  •  Обязательная полная добровольность связей в сети. Невозможно человека заставить делиться своим опытом. Участник сетевого взаимодействия должен испытывать потребность в общении и обмене мнениями, ресурсами и способами организации своей работы.
  •  Множественность уровней взаимодействия. Каждый потребитель информации должен иметь возможность получить нужную ему информацию, если она вообще существует. Инновации, которые сопровождают образовательный процесс, происходят на всей территории нашего государства. Получение необходимой информации, даже из какого-то смежного рода деятельности, должно быть реализовано через сетевое взаимодействие школьных библиотекарей.
  •  Гибкость сетевой организации. Школьные библиотекари объединяются в блоки и узлы сетевого взаимодействия, которые организовываются исходя из потребностей участников образовательного процесса в каждом конкретном учебном заведении. Но эти потребности очень динамичны, поэтому каждая школа может переходить в любые другие интересные ей узлы и блоки, ориентируясь на запросы своих потребителей.

Условиями формирования сетевой организации школьных библиотек можно считать ясное понимание целей и задач сетевого объединения, определение основных направлений и видов деятельности, формирования программ профессионального развития и повышения ИКТ -компетентности педагогических кадров. Участники сетевого взаимодействия организуют консультирование участников сетевой организации, производят экспертизу и апробация новых интересных проектов. Взаимодействие в сетевом сообществе становится возможным при организации разработки проектов и образовательных программ по повышению информационной культуры участников образовательного процесса, проведении аналитических проектных семинаров и исследований. И главное во всем этом взаимодействии – это наличие единой концепции деятельности.
Условиями функционирования сетевой организации взаимодействия школьных библиотек являются наличие нормативно-правовой базы, регулирующей её деятельность, единая информационно-коммуникационная сеть, наличие общего каталога библиотечных фондов и виртуальных образовательных ресурсов, наличие развитого справочного аппарата.

Принципами сетевой организации работы школьных библиотекарей являются наличие информационно-образовательной среды у каждого образовательного учреждения, гибкость и восприимчивость выстроенной системы к изменяющихся условиям в системе образования, и конечно же, систематическое сетевое взаимодействие, которое становится способом деятельности по совместному использованию образовательных ресурсов.

Чтобы возникла потребность у школьного библиотекаря стать участником сетевого взаимодействия необходимо, чтобы у школы было некоторое достаточно интересное и даже уникальное содержание образовательного контента, о котором захотелось бы поведать другим школам. Предъявление своего образовательного контента должно быть представлено таким образом, чтобы другие школы тоже захотели и смогли получить этот материал и отнеслись бы к нему в неком диалогическом взаимодействии.

Сетевая структура взаимодействия школьных библиотекарей способна объединить профессиональные группы участников образовательного процесса в конфигурации иной системы взаимодействия, отличной от традиционной для обычной школьной библиотеки структуры общения. При этом такая система высвобождает новые ресурсы, даёт пространство для совершенно иного маневра, потому что с субъектами сетевого взаимодействия можно выстраивать коммуникацию на новой взаимовыгодной основе.

Структурирование сети складывается из множества микросообществ, микроассоциаций и объединений с участием отдельных персоналий. Здесь выделяются малые группы, где происходит прямой контакт, формируется сеть межличностных отношений, в пространстве которой лидерство, специализации и имеющиеся авторитеты изменчивы, т.к. никем не нормированы. Горизонтальные, уравнивающие людей по рангу связи благоприятствуют коммуникации, в т.ч. распространению информации поверх всех официальных барьеров «конфиденциальности». В пределах той или иной сети у участников пробуждаются чувства солидарности, сплоченности, лояльности и уважения друг к другу.

Представленная система взаимодействия работы школьных библиотек кажется автору наиболее интересной и полезной для оживления работы образовательного учреждения по предоставлению качественных образовательных услуг и повышения компетентностей участников образовательного процесса.

Список литературы

    1. Башмаков А. И., Старых В. А. Систематизация информационных ресурсов для сферы образования: классификация и метаданные. – М.: «Европейский центр по качеству», 2003. – 384 С.
    2. Василевская Е.В. Сетевая организация методической работы на муниципальном уровне: Методическое пособие  – М.: АПКиППРО, 2007.
    3. Горбунова В.А., Василевская Е.В. Сетевая модель как новая форма организации муниципальной методической службы в решении приоритетных задач развития образования.  // Методист. Научно-методический журнал. №3, 2008. с 20-25.
    4. Ривкин Е.Ю. Управление методическими и общеобразовательными учреждениями округа на основе ресурсов модели «Школа информатизации» // Журнал Информатика и образование, 2011. №7.-с.63-67.