Кудимова Н.В. Реализация модели «1 ученик : 1 компьютер» в современной школе

Н. В. Кудимова, старший преподаватель кафедры информационных технологий
Нижегородского института развития образования, заместитель директора
по информатизации школы № 14 с углубленным изучением
отдельных предметов г. Балахны, Нижегородской области.

Реализация модели «1 ученик : 1 компьютер» в современной школе


 

Мы живем во время больших перемен, связанных с модернизацией системы образования, с переходом к новым образовательным стандартам, продиктованным более высокими требованиями современного информационного общества к интеллектуальным параметрам выпускника. С 1 сентября 2011  года в России вступил в силу новый стандарт начального общего образования, реализация которого в ряде регионов Российской федерации ведется уже с 1 сентября 2009 года. Для того чтобы понять, какие педагогические принципы должны быть положены в основу обучения, обратимся к Концепции Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Согласно данной концепции, выпускнику школы XXI века необходимо обладать:

  • готовностью и способностью к саморазвитию и реализации творческого потенциала, высокой социальной и профессиональной мобильностью на основе непрерывного образования, умением учиться;
  • позитивной самооценкой и самоуважением, умением открыто выражать и отстаивать свою позицию;
  • готовностью к самостоятельным поступкам и действиям, способностью критически их оценивать и брать на себя ответственность за результаты, целеустремленностью и настойчивостью в достижении целей;
  • стремлением осваивать основные социальные роли, нормы и правила;
  • сформированностью научной картины мира;
  • способностью управлять своей интеллектуально-познавательной деятельностью;
  • репрезентативным, символическим, логическим, творческим мышлением, продуктивностью воображения, произвольной памяти и внимания, рефлексии;
  • коммуникативной компетентностью, предполагающей сознательную ориентацию на позицию партнеров по общению, совместную с ними деятельность (умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, способность участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений)» .

Какие же технологии способствуют формированию у учащихся умений и навыков, необходимых в современном информационном обществе? Каким образом организовать учебный процесс, чтобы достичь поставленных целей? Эти вопросы стоят перед каждым образовательным учреждением, однако ответы на них находят далеко не все.
Президентская стратегия-инициатива «Наша новая школа» вызвала жаркие споры во всех учебных заведениях нашей страны. Новые государственные образовательные стандарты вызывают противоречивые чувства. Необходимы? Несомненно! Своевременны? Конечно! Актуальны? Безусловно! Но готовы ли к ним ученики и учителя?

Технологией, позволяющей всем участникам учебного процесса соответствовать запросам современного общества, является модель обучения в рамках программы «1 ученик : 1 компьютер».

В 2007 году школа № 14 г. Балахны вошла в число лауреатов регионального конкурса образовательных учреждений, использующих информационные и коммуникационные технологии в образовании. А в 2008 году, когда школа получила 48 ClassMate PC для реализации программы «1 ученик : 1 компьютер», начался новый этап информатизации ОУ — внедрение ИКТ на уроках в начальной школе. С этого момента все учащиеся третьих классов получили возможность работать на занятии с персональными ноутбуками.

В основе программы «1 ученик : 1 компьютер» могут лежать различные модели организации обучения. Но в реальном образовательном процессе российской школы очень сложно воспроизвести их в чистом виде. Это объясняется постоянно изменяющимся количеством учеников в классе, большим интересом школьников к работе с ClassMate PC, различным уровнем ИКТ-грамотности педагогов, санитарно-гигиеническими нормами, согласно которым учащийся начальных классов не может непрерывно проводить за ClassMate PC более 15 минут, и, наконец, ответственностью за сохранность ноутбуков, лежащей на педагоге. Именно поэтому, для того чтобы организовать учебный процесс с использованием СМРС, изначально необходимо:

  • обучить педагогов начальной школы основам работы с СМРС и методике применения ИКТ в учебном процессе;
  • оборудовать школьный кабинет так, чтобы он удовлетворял требованиям к использованию ClassMate PC в учебном процессе (возможность подзарядки, сеть WiFi);
  • ознакомить родителей с новыми методами обучения;
  • организовать техническое обслуживание СМРС.


В течение 2007/2008 учебного года для учителей начальных классов школы № 14 заместителем директора по информатизации Н. В. Кудимовой был проведен ряд практических семинаров, на которых они познакомились с основами работами на СМРС, изучили особенности ноутбуков, отметили их плюсы и минусы в сравнении со стационарными компьютерами. На первом этапе обучения каждый из педагогов продумал и провел одно занятие с использованием ClassMate PC для своих коллег, во время которого обсуждались удачные фрагменты урока, возможные варианты применения ИКТ на занятиях. На втором этапе педагоги давали открытые уроки, работая уже с классом, а затем также анализировали проведенное занятие. К настоящему времени учителями нашей школы разработана серия мастер-классов, позволяющих продемонстрировать возможности электронной модели обучения «1 ученик : 1 компьютер» коллегам из других образовательных учреждений района.

В рамках реализации модели «1 ученик : 1 компьютер» в нашем учебном заведении был создан специальный класс, оснащенный мультимедийным оборудованием. Установлен скользящий график посещения педагогами данного кабинета: как для проведения уроков с использованием ноутбуков, так и для самоподготовки. В результате каждый ученик начальных классов имеет возможность работать с СМРС на занятиях и во внеурочное время.

В нашем образовательном учреждении существует несколько основных направлений реализации модели электронного обучения «1 ученик : 1 компьютер»:

  • использование ClassMate PC на занятиях по различным предметам (особенно эффективно проходят уроки по рисованию, русскому языку, математике, окружающему миру). Это дает педагогу возможность быстрой обратной связи как со всем классом, так и с отдельным учеником. Таким образом реализуется личностно ориентированное обучение, когда каждый учащийся работает с заданиями определенного уровня в индивидуальном темпе;
  • создание и использование в урочной и внеурочной деятельности локальной Wiki-среды. Речь идет об эффективной форме организации как индивидуальной, так и групповой работы, которая включает в себя создание и редактирование совместных статей, презентаций итоговых работ, а также дает возможность развивать у учащихся навыки сетевого этикета, сотрудничества, умение лаконично излагать свои мысли.



Ученики, работая на СМРС, имеют возможность участвовать в создании и редактировании страниц локального школьного сайта, разрабатывают свои электронные портфолио, ведут летопись класса, участвуют в разнообразных проектах. расскажем подробнее о реализации метода мозгового штурма при работе на страницах Wiki-среды. На отдельной странице сайта формулируется проблемный вопрос, и на первом этапе, каждый из ребят, действуя индивидуально, вносит на страницу всевозможные варианты ответов на него.



На втором этапе учащиеся работают в группе и выбирают наиболее подходящие, по мнению группы, варианты ответов на вопрос. в результате, и учитель, и дети в разделе «История», могут увидеть, кто внес наибольший вклад в решение поставленной проблемы.



Работа с ClassMate PC может быть организована различными способами, позволяющими реализовать на уроках многообразие заданий:

  • групповой чат дает школьникам возможность видеть на своем мониторе собственную работу и работы всех одноклассников и, соответственно, выполнять работу над ошибками;
  • тесты, результаты выполнения которых каждым учеником и классом в целом сразу получить мониторинг выполнения тестов в процентах, в виде диаграмм;
  • в программе Note Taker с использованием мини-сканера и цифрового пера учащиеся выполняют задания на обычной бумаге; Classmate PC переводит рисунок или заметку в графический файл, после чего работу любого ученика можно продемонстрировать на мониторах Classmate PC или вывести на интерактивную доску;
  • электронные пособия-тренажеры позволяют каждому учащемуся выполнять задания в своем темпе и самому проверять правильность их выполнения.
    Таким образом, в результате использования СМРС в учебном процессе учащиеся приобретают способность мыслить глобально, работать с информацией, медиасредствами, сервисами сетевого взаимодействия; у школьников формируются критическое и системное мышление, способность решать творческие задачи, умение работать в команде, с одной стороны, и самостоятельность, с другой. Иными словами, они становятся социально ответственными. Данные личностные параметры учеников отвечают новым государственным образовательным стандартам. Означает ли это, что школа находится на правильном пути? Для того чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к исследованию, проведенному в 2009 году на региональном уровне среди использующих Classmate PC учителей, учащихся и родителей. Анализ его результатов позволяет заключить, что:
  • существенно повысились ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность педагогов, учителя приобрели навык использования компьютерных технологий на разных этапах образовательного процесса;
  • возросла мотивация школьников к обучению, соответственно, повысились их внимание, творческая активность и в целом успеваемость по предметам, уменьшилась боязнь получения плохой оценки;
  • вырос интерес родителей к учебе детей. По данным исследования, 98 % родителей положительно реагируют на участие в программе «1 ученик : 1 компьютер». Проведение для родителей открытых уроков с использованием СМРС, распространение буклетов о безопасной работе детей с компьютером позволили понизить тревожность, связанную с вопросом влияния СМРС на здоровье учащихся. Приводя детей на занятия в школу будущих первоклассников, родители в первую очередь интересуются, будут ли их дети работать с ноутбуками.

В целом применение СМРС в учебном процессе как одно из приоритетных направлений развития образовательного учреждения позволяет расширять информационно-образовательную среду школы, повышать заинтересованность педагогов в использовании ИКТ на уроках, представлять и обобщать инновационный опыт как на муниципальном, так и на региональном уровне. Возможности Classmate PC поистине неисчерпаемы, поэтому, несмотря на заметные достижения школы в данном направлении работы, ей предстоит решить не менее важные задачи:

  • в рамках участия в региональном сетевом проекте «Проектирование информационно-образовательной среды в школе» планируется провести детальное исследование развития таких личностных характеристик учащихся, как память, внимание, мышление;
  • продолжить реализацию учебных проектов с использованием СМРС, уделив особое внимание организации электронной модели обучения в условиях локальной школьной Wiki-среды с дальнейшим размещением некоторых материалов на социальных сервисах в открытом доступе как для родителей учащихся, так и других заинтересованных лиц;
  • провести серию мастер-классов для учителей начальных классов района: познакомить их с программой «1 ученик : 1 компьютер», продемонстрировать основные возможности организации учебного процесса с использованием СМРС;
  • начать работу на СМРС в рамках кружка в дошкольном образовательном учреждении, которое является филиалом школы;
  • познакомить учащихся начальной школы с программой, позволяющей создавать мультипликационные ролики и игровые проекты, развивая при этом логическое мышление, закладывая основы компьютерной грамотности.

Стандарты второго поколения. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (проект) / под ред. А. М. Кондакова, А. А.Кузнецова. М. : Просвещение, 2008.

 

Истра купить квартиру в Новостройке www.tulpanovka.ru,Мобильная связь и системы беспроводного доступа. Беспроводные системы связи wifi.,пародонтолог записаться на прием по ссылке