Создание единого информационного пространства школыИнформатизация образовательного процесса представляется как комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными средствами, информационными технологиями и информационной продукцией.
Основная цель программы - повышение качества образования через повышение информационной культуры и активное использование информационных технологий.
Технические ресурсы ИСШ сегодня проходят процессы насыщения и обновления, которые идут параллельно. |
|
Наименование разработки |
Информатизация образовательного учреждения |
|
Основание для разработки |
|
|
Основной разработчик |
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 35», г.Рязани |
|
Цели и задачи программы |
Реализация программы информатизации образовательного учреждения обеспечит достижение следующей цели:
|
|
Сроки реализации программы |
2008-2011 г.г. |
|
Основные направления деятельности по реализации программы информатизации школы |
1. Приоритетные направления деятельности учителя 2. Приоритетные направления деятельности ученика 3.Приоритетные направления деятельности администрации 4. Приоритетные направления деятельности родителя 5.Создание единого информационного пространства школы. |
|
Механизм реализации программы |
Программа реализуется через работу методических объединений учителей-предметников и систему методической работы, непрерывное образование и самообразование учителей , через работу творческих групп учителей и обучающихся по созданию базы данных и ее пополнению , взаимодействие всех участников образовательного процесса, которое обеспечивает межшкольный сервер |
Концепция МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35» по информатизации учреждения
Реализация Концепции модернизации образования до 2010 года предусматривает широкое применение новых информационных технологий и использование интернет - ресурсов для формирования информационной компетентности учащихся, что предполагает наличие высокого уровня информационной культуры как части его профессиональной культуры и соответствующее изменение образовательного пространства школы.
Для этого необходима реализация следующих положений:
1.Создание оптимальных условий для овладения и внедрения в образовательный процесс информационных технологий.
2. Организация деятельности по теоретической и практической подготовке учителей с целью повышения информационной культуры.
3. Реализация проблемного обучения через метод проектов с применением компьютерных технологий для создания условий самореализации обучающихся.
4. Создание единого информационного пространства школы.
5. Применение компьютерного мониторинга для проблемного анализа и своевременной корректировки деятельности педагогического коллектива.
6. Реализация личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе на информационном уровне.
7. Оптимизация условий для подготовки учителя к уроку через использование информационных ресурсов и технологий.
8. Оптимизация взаимодействия школы с информационным пространством города, страны, мира.
Пояснительная записка
Программа информатизации учреждения рассчитана на 3 года и включает в себя 5 основных разделов
- создание единого информационного пространства школы;
- автоматизация организационно-распорядительной деятельности школы;
- использование информационных технологий для непрерывного профессионального образования педагогов и оптимизации учебного процесса;
- обеспечение условий для формирования информационной культуры обучающихся;
- создание условий взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство школы.
Программа направлена на освоение участниками образовательного процесса информационных технологий и использование их в практической деятельности с целью повышения качества образования.
Реализация данной программы позволит эффективно организовать учебный процесс, опираясь на последние достижения науки, анализировать результаты деятельности всего коллектива и каждого ее участника в процессе обучения, выявлять уровень эффективности внедрения информационных технологий в образовательный процесс.
Программа включает организацию деятельности, направленную на теоретическую и практическую подготовку учителей на всех этапах освоения и внедрения информационных технологий.
Программой предусмотрен на всех этапах работы компьютерный мониторинг обученности, качества образования, создание информационного банка из опыта работы с новыми информационными технологиями, компьютерное тестирование и использование мультимедийной техники на школьных и районных мероприятиях, создание компьютерных картотек образовательных программ.
Кроме того, предусмотрена диагностика, анализ результатов и обеспечение необходимой коррекционной работы, социально-психологическое сопровождение, применение информационных технологий в работе с одаренными детьми и широкое использование образовательных Internet – ресурсов.
Аналитическая справка
по результатам информатизации образовательного процесса
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №35»
Г. Рязани
Анализ подготовительной работы школы по реализации программы информатизации, показал, что школа готова к выполнению данной программы. Информационная среда
1. Для организации учебного процесса – 2 компьютерных класса, введенных в эксплуатацию в течение 2002г. и 2006г.и имеющих по 11 персональных компьютеров на рабочих местах учащихся.
2. Для организации управленческой деятельности, информационно-методического и диагностического обеспечения – 13 персональными компьютерами и 3 ноутбуками.
3. Для автоматизации финансово-хозяйственной деятельности, и ведения делопроизводства – 3 персональными компьютерами.
4. Из периферийного оборудования в школе имеются: сканер, 5 лазерных принтеров, 1 струйный принтер, лазерный МФУ, 4 проектора, мультимедиапроектор, модем для коммутируемого доступа к сети Интернет, интерактивная доска.
5. В 2007г. в рамках приоритетного национального проекта «Образование» был организован доступ к сети Интернет по ADSL-технологии.
6. В школе проведена локальная сеть, объединившая 9 компьютеров, кабинеты директора и его заместителей, методический кабинет, кабинет информатики, канцелярию и бухгалтерию..
7. Школа №35 в течение 2003г. и 2004 г. являлась базовой при проведении курсов Intel «Обучение для будущего» для педагогических работников муниципальной системы образования г. Рязани.
8. С января 2006 г. На базе школы функционирует экспериментальная площадка с РИРО по теме: «Информационные и коммуникативные технологии в учебно-воспитательном процессе и управлении как средство модернизации образования»
9. Функционирует сайт школы.
Но цель программы – повышение качества образования через активное использование информационных технологий - требует дальнейшей работы.
С целью повышения эффективности методической работы, полной реализации запросов педагогов в школе начата деятельность по созданию единого информационного пространства и четкого регулирования информационных потоков научно-методической документации.
Несмотря на значительные достижения, остаются ряд проблем:
-
- Недостаточное развитие материально-технической базы, не позволяющее использовать возможности локальной сети и широкополосного доступа в Интернет
- недостаточно активная работа коллектива и администрации школы с информационными базами
- эпизодическое применение информационных технологий педагогическим коллективом школы
- трудности учащихся с использованием информационных ресурсов
- отсутствие информационной базы учащихся у социально-психологической службы школы
- не создан электронный каталог библиотеки
- отсутствует школьная медиатека
- локальная сеть не охватывает все учебные кабинеты
На решение этих проблем направлена деятельность по реализации программы информатизации школы ( 2008-2010 г.г.).
Целеполагание
Цель: Повышение качества образования через повышение информационной культуры и активное использование информационных технологий
Задачи:
- Создать единое информационное пространство школы.
- Автоматизировать организационно-распорядительную деятельность школы.
- Использовать информационные технологии для непрерывного профессионального образования педагогов и оптимизации учебного процесса.
- Обеспечить условия для формирования информационной культуры обучающихся.
- Создать условия для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство школы.
Приоритетные направления деятельности участников образовательного процесса
Под участниками образовательного процесса следует понимать следующие устойчивые группы: администрация (директор, его заместители), социально-педагогическая служба, педагоги (классные руководители, учителя - предметники), обучающиеся (независимо от параллели, класса и возраста), родители (как основные заказчики «качества образования»).
Приоритетные направления деятельности администрации
- Создание и наращивание материально-технической базы информатизации
- Переход на лицензионное и открытое ПО
- Автоматизация организационно-распорядительной деятельности
- Ведение мониторинга качества обучения
- Электронный документооборот
- Проведение семинаров-практикумов по внедрению информационных технологий в образовательный процесс
- Компьютеризация школьной медиатеки
- Электронная база педагогических кадров
- Электронная база по учащимся
- Создание и поддержание сайта школы, Web- страниц отдельных школьных проектов
- Размещение на сайте школы локальных документов образовательного учреждения.
- Использование сети Интернет для информирования родителей учащихся.
Приоритетные направления деятельности учителя
- Осознание Интернет-технологии как части общей информационной культуры учителя
- Использование информационных ресурсов сети Интернет в организации познавательной деятельности школьников на уроке.
- Использование Интернет-ресурсов в цикле гуманитарных, естественно-математических предметов и в курсе информатики
- Дистанционное образование, повышение квалификации
- Внедрение информационных технологий и ресурсов сети Интернет в отдельные этапы традиционного урока в средней и профильной школах
- Создание интернет-уроков, интегрированных уроков
- Уроки на основе готовых программных продуктов
- Разработка собственного программного обеспечения, формирование и использование ресурсной базы медиатеки
- Создание банка данных развития школьников, базы портфолио.
- Использование сети Интернет для информирования родителей учащихся.
Приоритетные направления деятельности ученика
- Интернет-технологии - часть общей информационной культуры ученика
- Использование информационных ресурсов сети Интернет в ходе самообразования
- Интернет-технологии в организации дополнительного образования детей
- Дистанционное обучение
- Компьютерные технологии для подготовки к уроку
- Внеклассная деятельность: организация кружковой и факультативной деятельности на основе компьютерной технологии
- Тренировочное тестирование по программе ЕГЭ
- Компьютерные конкурсы
- Дистанционные обучающие олимпиады
- Обсуждение актуальных проблем на Интернет-форуме школьного сайта
Приоритетные направления деятельности родителя
- Освоение курсов информационной грамотности
- Получение информации о расписании учебных занятий; о проводимых школьных мероприятиях и их результатах через сайт школы
- Интернет общение с руководством школы и учителями на форуме сайта
- Использование сети Интернет для получения информации о нормативно-правовом обеспечениии образовательного процесса, успеваемости ребёнка.
Приоритетные направления деятельности по созданию единого информационного пространства школы
Единое информационное пространство школы – это система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебного процесса: администраторы, преподаватели, ученики и их родители: администрация в сфере управления, а преподаватели в области повышения эффективности процесса обучения. Практически все участники образовательного процесса объединены между собой соответствующими информационными потоками.
Формирование единого информационного пространства на первом этапе сводится к созданию общей информационной базы данных – компьютерного отображения информационного поля учебного заведения, объединяющего информационные потоки, и организации постоянного доступа к ней всех участников учебного процесса. Общая база данных школы как ядро единого информационного пространства должна содержать следующую информацию и предоставлять возможность ее обновления:
-
-
- общая информация о школе
- кадровые данные о преподавателях
- личные данные об учащихся
- учебный план
- штатное расписание
- данные о материально-технической базе
- социальный паспорт школы
- данные методической службы школы
- статистические данные по итогам года
-
с целью получения администраторами и преподавателями необходимых им данных об учениках и работе коллектива.
На втором этапе предусматривается внедрение программного комплекса «Электронный школьный город», создание и открытие доступа всем заинтересованным лицам к сайту школы, созданному в рамках программы который предоставляет следующие возможности: интерактивное общение участников учебного процесса (на форуме сайта), размещение информации на всеобщий просмотр, размещение служебной информации, размещение информационных полей участников образовательного процесса, размещение электронного журнала и дневников учащихся.
На третьем этапе необходимо создание локальной сети, позволяющей объединить и систематизировать внутришкольные информационные ресурсы, обеспечить беспрепятственный доступ в Интернет для любого пользователя со своего рабочего места (согласно уровню доступа).
Прогнозируемые результаты
Эффективность реализации программы информатизации школы оценивается по следующим критериям:
создание единого информационного пространства, повышение уровня информационной культуры как составляющей профессионального мастерства учителя
показатели :
- удельный вес числа учащихся, использующих информационные ресурсы;
- удельный вес числа учащихся, получивших образовательные услуги методом дистанционного обучения;
- удельный вес педагогов, использующих ИКТ
- рост числа кабинетов, оснащенных АРМ учителя
- уровень автоматизации организационно- распорядительной деятельности школы
- рост числа школ и педагогов, обратившихся за информационной поддержкой в медиатеку;
- удельный вес уроков, проведенных с использованием школьных медиаресурсов;
- посещаемость медиатеки и пункта открытого доступа в интернет
- увеличение базы цифровых образовательных ресурсов
повышение информационной культуры обучающихся
показатели :
- использование компьютерной технологии в самостоятельной работе;
- участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях.
Прложение 2
Анализ работы по информатизации образовательного процесса за последние три года
В последние три года процесс информатизации школы осуществляллся на основе принципов, определенных Концепцией модернизации российского образования до 2010 года, национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», Стратегией развития информационного общества в России.
С целью создания единого информационного образовательного пространства школы и вхождения в единое информационное пространство города в своей деятельности коллектив руководствовался следующими документами:
- национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
- Концепция модернизации российского образования до 2010 года;
- Стратегия развития информационного общества в России;
- письмо Министерства образования Рязанской области №49 от 07.07.2008 г. «Об установке лицензионных версий программных продуктов из комплекта СБППО в ОУ»;
- письмо Федерального агентства по образованию № 17-110 от 29.07.2009г. «Об обеспечении защиты персональных данных»;
- Федеральный закон № 152-ФЗ от 27.07.2006г. «О персональных данных».
В 2008 году была разработана и принята Программа информатизации учреждения рассчитанной на 2008-2011 годы, в соответствии с которой последние три года работа школы велась в 5 основных направлениях:
- создание единого информационного пространства школы;
- автоматизация организационно-распорядительной деятельности школы;
- использование информационных технологий для непрерывного профессионального образования педагогов и оптимизации учебного процесса;
- обеспечение условий для формирования информационной культуры обучающихся;
- создание условий взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство школы.
Цель: Повышение качества образования через повышение информационной культуры и активное использование информационных технологий
Анализ работы школы по реализации программы информатизации, показал следующие результаты:
1. Создание единого информационного пространства школы.
1) Основой для создания единого информационного пространства является технический парк. На сегодняшний день он включает в себя:
- общее количество компьютеров – 103;
- количество компьютеров в учебном процессе – 93;
- количество компьютеров, используемых на рабочих местах администрации –5;
- в кабинете информатики - 22
- методической службе (психолог) – 1;
- ноутбуков – 63;
- в библиотеке – 2;
- медиапроекторов – 15;
- количество сканеров - 2;
- количество принтеров – 12;
- МФУ – 3;
- количество компьютеров, объединенных в компьютерную сеть – 21;
- проекционных экранов – 35;
- интерактивная доска – 1;
- плазменные экраны – 3;
- DVD проигрыватели – 5;
- цифровой фотоаппарат – 1;
- видеокамеры – 2;
- музыкальных центров – 3;
- синтезатор – 1;
- микшерный пульт – 1;
- локальная сеть – 21 компьютер.
За прошедший год количество компьютеров увеличилось на 61, проекторов на 5, был приобретён лингафонный кабинет, 17 стационарных проекционных экранов для оснащения учебных кабинетов, расширена локальная сеть, организованы точки свободного доступа к сети «Интернет» в учительской и актовом зале.
Рисунок 1. Расширение компьютерного парка школы

На основании ходатайства администрации школы, при поддержке Управления образования науки и молодёжной политики города Рязани от 2009 года о необходимости улучшения технических условий доступа к сети «Интернет», скорость предоставляемых услуг была увеличена со 128 Кбит/сек, до 512 Кбит/сек..
На сегодняшний день, процесс становления ИСШ перешел в фазу распределения ресурсов по специализации деятельности.
Таким образом, ИСШ начала развиваться как модульная структура, объединяющая в себе цифровые зоны школы. Эти зоны сформировались на основе традиционных АРМ директора, завуча, библиотекаря, бухгалтера.
2) Создана общая электронная база данных школы как ядро единого информационного пространства, которая содержит следующую информацию и предоставляет возможность ее обновления:
-
-
- общая информация о школе
- кадровые данные о преподавателях
- личные данные об учащихся
- учебный план
- штатное расписание
- данные о материально-технической базе
- социальный паспорт школы
- данные методической службы школы
- статистические данные по итогам года
-
Для формирования электронной базы используются возможности программного комплекса «Электронный школьный город» и АИАС «АРМ-директор».
3) Школа является частью информационного пространства города. Открытость образовательного процесса обеспечивается посредством сайта школы в городском образовательном портале «Электронный школьный город». Сайт регулярно обновляется, имеет высокий уровень посещаемости. В 7 классах среднего звена систематически ведётся электронный журнал, электронные дневники учащихся.
В течение года в параллелях 5,6,7,8,10 и 11 классов были проведены тематические родительские собрания о возможностях ЭШГ с консультациями о правилах регистрации и редактирования личной информации. Результатом явилось увеличение числа зарегистрированных пользователей школьного сайта до 78% от общего числа родителей среднего и старшего звена.
По результатам мониторинга сайтов ОУ города (письмо №4269 от 25.09.09 Управления образования, науки и молодёжной политики Администрации г. Рязани) сайт школы назван в числе лучших в городе.
В 2009 году при проведении сверки кадров, все данные о сотрудниках были предоставлены в городскую базу данных.
2. Автоматизация организационно-распорядительной деятельности школы.
В 2008-2009 учебном году была создана электронная база учащихся в АИАС «АРМ Директор».
В 2009-2010 учебном году началось внедрение «Аверс. АРМ Директор» в управленческую деятельность школы, в ходе которой была создана электронная база данных всех сотрудников школы, автоматизированы кадровый учет ОУ, составление учебного плана и распределение основной нагрузки.
Одним из важнейших структурных подразделений школы в последние годы стала школьная библиотека. С 2009 года началось системная работа по автоматизации библиотечной деятельности посредством программы 1С: Школьная Библиотека из комплекта программ 1С: Управление школой. На сегодняшний день создаётся электронный каталог всех библиотечных изданий.
3. Кадровая работа с педагогами.
Администрацией систематически обеспечивается изучение нормативных документов по вопросам информатизации образования, изучение передового педагогического и инновационного опыта, оказание помощи учителям в обобщении и представлении своего опыта работы в сфере применения ИКТ.
Традиционной стала организация краткосрочного обучения педагогов Рязанским областным институтом развития образования на базе ОУ по применению ИКТ. В 2009 - 2010 году обучение прошли 50 человек. По темам «Применение пакета СПО», «Технология создания сайтов».Процент учителей, владеющих навыками работы на ПК, составляет 85%.
Рис 2. Повышение ИКТ-компетентности педагогов

Учителем информатики Ярмарковой М.Н. проводятся индивидуальные консультации для учителей школы по вопросам работы в Электронном школьном городе, созданию собственных и использованию готовых ЦОР, а так же консультации по работе в АИАС «АРМ-директор» для учителей города.
Вопросы внедрения ИКТ в образовательный процесс рассматривались на педагогических советах:
- «Перспективы внедрения ПК ЭШГ в практику работы школы»;
- «Опыт внедрения ЭШГ в практику работы классного руководителя и учителя-предметника» (обобщение опыта учителей, входящих в творческую группу);
- «Опыт создания предметных коллекций ЦОР» (обобщение опыта работы МО по созданию тематических ЦОР).
С сентября 2009 года в школе сформирована творческая группа учителей, по созданию коллекции ЦОР, итогом работы которой стали выступления на Городской конференция по информатизации образования «Повышение качества образовательного процесса: технологии, приемы, формы работы» (Погожева Л.И., Каширская И.В., Медведева Л.В., Ярмаркова М.Н., Шепелева Е.С., Булыгина Л.В.). Городская конференция проводилась на базе школы с использованием её технических возможностей.
С 2007 года школа совместно с РИРО участвует в экспериментальной деятельности по теме: «Информационные и коммуникационные технологии в учебно-воспитательном процессе и управлении как средство модернизации образования».
В ноябре 2009 года в школе открыта городская экспериментальная площадка «Внедрение ПК «Электронный школьный город в практику работы школы». Руководитель Миловзоров Александр Владимирович – проректор по научно-методической работе РИРО, зав. кафедрой компьютерных технологий в образовании и управлении, кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Международной академии информатизации и Академии информатизации образования.
Цель экспериментальной деятельности – разработать и апробировать механизмвнедрения информационных технологий в практику работы образовательного учреждения в условиях реализации инициативы «Наша новая школа».
В экспериментальную деятельность включены 37 педагогов школы.
Рис 3. Участие педагогов в проекте Электронный школьный город

Рис 4. Участие родителей в проекте Электронный школьный город

Информационно-коммуникационные технологии применяются на уроках информатики (Ярмаркова М.Н.), русского языка (Медведева Л.В., Кюн Н.Ф.), литератры (Терёшина Т.А. Белова И.Ф., Медведева Л.В.), истории и обществознания (Иванова Г.В.), математики (Погожева Л. И., Верещагина Н.А., Ушакова Л.С., Синицына В.Е.), экономики (Елдашова С.А, Каширская И.В..), музыки и МХК (Петрова И.В.), географии (Булыгина Л.В.), химии (Жданова Н.В.), биологии (Авдеева И.В.). Активно применяются средства ИКТ и при изучении предметов в начальной школе (Шепелева Е.С., Свирина Е.А., Федина Е.Ю., Спирьянова Н.Ф., Булганина Ж.Г., Клинова Л.М.) и других. 16 предметов преподается на основе ПК, информационно-насыщенных технологий.
Современные педагогические и информационно-коммуникационные технологии применяются и в работе кружков, студий, факультативов, элективных курсов. В школе работает кружок компьютерной грамотности на базе компьютерного кабинета, активно применяет в своей работе информационно-коммуникационные технологии школьный музей, школьная детская организация «Позитив». Информационно-коммуникационные технологии используются на занятиях элективных курсов «Технология создания сайтов» (Ярмаркова М.Н.), «География Рязанской области» (Булыгина Л.В.), «Экологический практикум» (Авдеева И.В), «Математическое моделирование в решении экономических задач» (Синицына В.Е.), «Профессия и я» (Петрова И.В.). Ежегодно в среднем процент детских объединений (кружков, факультативов, студий, элективных курсов), использующих в работе ИКТ, составляет 35% - 40%.
4. Развитие школьных образовательных информационных ресурсов сети Интернет и ресурсов ОУ
Результатом повышения ИКТ-компетентности педагогов явилось их активизация в использовании информационных ресурсов на уроках и в методической деятельности. В 2008-1009 учебном году была создана школьная медиатека и в этом году она увеличилась почти на 50%. Был создан систематизированный каталог ресурсов, созданных учителями школы. Все эти материалы размещены на сайте школы со свободным доступом.
Кроме того в библиотеке Электронного города размещены созданные учителями школы каталоги ссылок на ЦОР сети Интернет по различным темам.
Рис 5. Кол-во педагогов, участвующих в создании ЦОР

Рис 6. Создание собственных ЦОР педагогами школы

6. Участие педагогов и учащихся в конкурсах и конференциях в сфере информатизации образования
Рис 7. Участие старшеклассников в проектной деятельности с использованием ИКТ

Рис 8. Участие старшеклассников в городских конкурсах и конференциях с применением ИКТ, интернет-олимпиадах

5. Развитие дистанционных форм взаимодействия
В 2009-10 учебном году велась активная работа по внедрению дистанционных форм обучения детей, обучающихся на дому. До настоящего периода такие формы взаимодействия осуществлялись посредством обмена сообщениями через электронную почту. В рамках функционирования экспериментальной площадки велась работа по изучению возможностей сайта школы для обмена информацией с учениками посредством внутренней системы сообщений (Погожева Л.И., Каширская И.В.), для проведения уроков в режиме он-лайн и проведения видеоконференций в этом году впервые были использованы возможности программы Skype.
6. Выводы:
- Для учащихся и учителей созданы условия для доступа к локальным информационным ресурсам и ресурсам сети Интернет, обновлен компьютерный и мультимедийный парк.
- Создана и используется система методической поддержки образовательного процесса на базе ресурсов медиатеки.
- Создано единое информационное пространство «Школа-ученик-родитель»;
- Идёт процесс информатизации управления школой.
Перспективы:
Перспективы деятельности школы в области информатизации на ближайшие годы определяются направлениями государственной политики в области ИКТ.
Для нашей школы мы выделили следующие направления развития:
-
- Продолжить организацию включения каждого рабочего места учителя в локальную сеть с выходом в Интернет.
- Организовать работу по включению в проект ЭШГ всего педагогического коллектива школы.
- Продолжить обобщение опыта на городской конференции по информатизации школы, участвуя в городских и федеральных Интернет-конкурсах, смотрах, семинарах, публикациях.
- В соответствии с направлением образовательной инициативы «Наша новая школа» «Обеспечение равных возможностей» продолжить работу по организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии



