Дудко Ю.Н. Конструктор интерактивных упражнений на уроках русского языка и литературы

Конструктор интерактивных упражнений на уроках русского языка и литературы
 













Дудко Юлия Николаевна

МБОУ ДПО УМЦ города Челябинска,
руководитель структурного подразделения(филиала),
учитель русского языка  и литературы
МБОУ СОШ № 155 города Челябинска

dudkoyuliya@gmail.com


 

В статье описывается организация самостоятельной деятельности учащихся при изучении русского языка и литературы с помощью конструктора интерактивных упражнений.


 
Обязательное использование информационно — коммуникационных технологий в деятельности учителя  на современном этапе развития образования практически не подвергается критике. И  стратегические документы, определяющие траекторию развития отечественного образования, и нормативные документы, фиксирующие обязательность требований к квалификации учителя, к организации информационно — образовательной среды, к результатам учащихся  как  при переходе со ступени на ступень, так и на выходе из школы практически не оставляют сомнений: новые технологии должны применяться при изучении всех предметов учебного плана, в том числе и русского языка и литературы.

Но именно учитель  - филолог в силу специфики учебного материала, с которым приходится работать (художественное слово, языковая система) чаще всего сопротивляется использованию новых технологий: компьютера, интернета, электронных образовательных ресурсов, опасаясь излишнего и необоснованного использования технических средств в ущерб качественному усвоению материала курсов русского языка и литературы.
Но напомню, что в  требованиях ФГОС, сформулированных для основной и старшей школы при изучении русского языка и литературы, в качестве метапредметных результатов в числе прочих   указаны следующие, непосредственно  связанные с ИКТ:
 
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсов интернет и пр.
  • свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях
  • овладение приемами отбора и ситематизации материала на определенную тему
  • умение вести самостоятельно поиск информации
  • способность к преобразованию, сохранению и передаче информации и пр.
Что должно получиться на выходе —  вроде понятно. Как этого достичь? Какие средства помогут учителю выстроить  образовательный процесс для адекватного достижения этих результатов?

Приведу два высказывания, которые взяты из форумов, дискуссий, статей, появившихся в последний месяц и иллюстрирующих  предыдущий  мой тезис о некоторой консервативности учителя  - филолога в этом вопросе.
 
..не приведет ли столь низкий поклон в  сторону новомодных технологий к симулякру в образовании, где все больше «научных» слов и меньше смыслов.   Давайте, дорогие коллеги, честно признаемся себе, что никакие «новые» приемы и методы , никакие гаджеты не заменят учителя…

Нелли Пащук,
учитель литературы физико-математического лицея №31 г. Челябинска
 
Где чувство меры? В угоду времени компьютер, безусловно, нужен. Я пользуюсь им при подготовке к урокам,
к сдаче учащимися ЕГЭ, ГИА, при написании рефератов. Мне, филологу с 30-летним стажем,
ближе живое русское слово. Словом создан мир: «И сказал Бог...».
Живое слово, генетически заложенное самой природой, отрицать нельзя.
Есть такие темы, при изучении которых компьютер только отвлекает. Не секрет,
что иногда результат достигается путём многократного повторения,
обыгрыванием одного и того же учебного материала разными способами.
Это под силу только человеку, а не компьютеру
 

Наталья Шафоростова
 
учитель русского языка, Воронежская область

 
На мой взгляд, подобные жаркие дискуссии возникают  в ситуации отсутствия информации или ее явной недостаточности  об успешных практиках применения ИКТ и ресурсов  интернета в практической деятельности учителя - словесника. Все понимают, что  мультимедийной презентацией не ограничиваются возможности ИКТ, но примеров удачного применения на уроке, внеурочной деятельности, работе лингвистического кружка интернет — сервисов, программных средств, тренажеров и прочего арсенала не так много, как это необходимо для повседневной работы  в условиях массовой школы, которой приходится решать образовательные задачи разной категории обучающихся: и одаренных детей, и отстающих в развитии... Чаще всего на открытых уроках и конкурсных конспектах  мы видим элементы такой деятельности, некоторые пробы, поиски наощупь учителя, понимающего, что по  - старому уже нельзя, а по — новому  - еще непонятно   как..
 
Данная статья  есть  предъявление  некоторого практического опыта использования ИКТ и ресурсов интернет, который позволяет увидеть новые возможности для повышения эффективности работы учителя русского языка и литературы.
 
Я хочу познакомить вас с некоторыми результатами использования одного из  интернет — сервисов – конструктора интерактивных упражнений  в течение  текущего учебного  года в работе с учащимися 9, 10 и 11 классов.
 
Но перед этим еще одно небольшое лирическое отступление. Никто не будет наверное,  спорить, что необходимость  проведения процедуры ЕГЭ на выходе  для всех учащихся, вне зависимости от их стартовых возможностей, накладывает серьезную ответственность и заставляет искать возможность минимизировать пробелы в знаниях у  каждого учащегося и искать возможность для индивидуального сопровождения всех без исключения: и одаренных, и социально запущенных, и немотивированных, и у много пропустивших.  И в этом смысле возможности интернета  очень выручают, позволяя привлекать к работе учащихся с разным уровнем подготовки

Итак, в начале учебного года я открыла для себя очень интересный сервис для совместной деятельности - http://learningapps.org— конструктор интерактивных упражнений
 
Что такое интернет — сервис Iearningapps.org?



Готовый ресурс, позволяющий зарегистрированному пользователю  использовать уже имеющиеся и создавать  самостоятельно интерактивные упражнения разных типов: пазлы, викторины разных типов ( в том числе  с использованием видео, анимации и пр), хронологические ленты, кроссворды, сортировки (группировки) картинок и др.





Коллекциями готовых ресурсов учителя уже не удивить: нам известны и Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, и Федеральный центр информационно — образовательных ресурсов,  и  сайт Электронных образовательных  ресурсов.
 
Но зачастую готовые ресурсы по разным причинам не устраивают учителя, особенно учителя – новатора, который стремится в совершенстве овладеть работой в разных программных средах для создания собственных электронных ресурсов, которые бы  позволили организовать образовательный процесс в уникальных условиях конкретной школы, класса, конкретного состава учащихся. И очень часто мы расплачиваемся за такой энтузиазм серьезными временными реурсами, не всегда получая приемлемый продукт с точки зрения технологичности, дизайна, психолого – педагогических характеристик, предъявляемых к электронным образовательным ресурсам.

Конструктор позволяет избежать названных проблем и удовлетворить потребности педагога  в создании большого количества современных электронных интерактивных упражнений, предлагая шаблоны, в которые может быть встроено любое содержание – вербальное, визуальное, аудио, видео.
Создание небольшого упражнения для  использования на разных этапах урока — этапе мотивации, объяснения нового материала, закрепления, повторения, контроля и пр. - даже для начинающего пользователя не вызывает никаких трудностей, не требует установки никаких дополнительных программ и дистрибутивов, а самое главное — не требует значительного времени на адаптацию пользователя,  от учителя требуются только минимальные навыки ИКТ.
 
Вот пример небольшого упражнения, которое было создано буквально за несколько минут для работы в 10  классе на уроке  литературы, которое может помочь создать проблемную ситуацию, провести опрос, стать основой для актуализации знаний.

Русские писатели XIX века.



Но основное преимущество данного конструктора я вижу не в этом.
Это не просто конструктор с набором элементарных ресурсов, подготовленные для удобного соединения в учебные ситуации и задания, это полноценная среда для организации совместной деятельности учащихся по освоению  учебного содержания.

Какие преимущества с точки зрения организации сетевой коммуникации  имеет данный сервис?
  • Возможность  удобно и быстро создать список класса, группы для учета самостоятельной   деятельности учащихся (учитель создает класс,  вносит имена и фамилии , система автоматически присваивает логины и пароли), который позволят  учащимся  создавать свои ресурсы)
  • Наличие встроенного почтового сервиса, который позволяет обмениваться сообщениями,  позволяя выстраивать консультационную деятельность даже при отсутствии развитых навыков работы с электронной почтой у учащихся,  а также  сообщая учителю оперативно о созданном учеником упражнении без дополнительных усилий со стороны учащегося, автоматически.
  • Простота и удобство работы с сервисом позволяют не тратить усилия на технологической составляющей, связанной с обработкой информационных объектов, а сконцентрироваться на освоении содержания того  или иного учебного курса.
Предлагаю познакомиться с некоторыми работами учеников,  созданных при помощи конструктора. Обращаю внимание, что замысел и подбор информации, методическая целесообразность подготовленного упражнения – это зона ответственности учащегося. Задача, которая ставилась перед учениками, формулировалась следующим образом: «необходимо подготовить интерактивное упражнение для интерактивной доски, которая у нас не так давно появилась и стоит часто без дела, потому что нет нужных упражнений, которые можно было бы использовать для закрепления, повторения, изучения, контроля по такой – то теме… И я прошу тебя помочь нашим учителям подготовить интересные и грамотные упражнения, которые бы они могли использовать в работе с другими классами!»
Такая  мотивация сотрудничества, выполнения социально значимой работы, оказание помощи учителям своей школы очень значим для детей. Стоит ли говорить, что все упражнения тут же анализируются в классе, и процесс обучения приобретает тот личностно – ориентированный подход, который достаточно трудно достигнуть традиционными способами.

Можно познакомиться с некоторыми примерами
 
9 класс.
Литература

Викторина на знание персонажей классических произведений XIX века.

Работа подготовлена очень средним учеником, достаточно много пропустившим уроков по разным причинам, желающим улучшить текущую успеваемость. Созданное упражнение позволило провести опрос в конце года на одном из уроков повторения, создав условия как  для оперативного контроля знаний, так и проведения  работы по развитию речи, связанной с необходимостью  составить словесный портрет того или иного персонажа.

Еще одно упражнение  не сильно успешного и ответственного ученика, который озаботился получением оценки в конце четверти - викторина по поэме "Мертвые души". Это упражнение вряд ли можно использовать в работе - много ошибок, неграмотно с точки зрения речевого оформления, проблемы с выбором содержания..Но это опыт, может быть, первый, когда неуспевающий ученик самостоятельно попытался поставить для себя задачу на выполнение работы, попытался спланировать ее, полистать книгу в поисках необходимых вариантов ответов на самостоятельно сформулированные вопросы самостоятельно придуманной викторины, методическую целесообразность ему еще предстоит доказать при личном общении с учителем, попытаться убедить, что это продукт возможно использовать при повторении соответствующего раздела :))  А вот работа этой же ученицы, но уже после некоторых обсуждений, корректировки замысла и уточнения смыслов. Ученица уже вошла  во вкус такой работы и  разработка предложенного варианат - Соотнесение определений и названий средств художественной выразительности - вызывает у нее удовольствие, и она готова работать еще.
 
10 класс.
Русский язык.
Акцентологический минимум.
Средства художественной выразительности.
Типы подчинительной связи.
Упражнения были созданы успешной  ученицей, которая в ходе диагностических процедур при подготовке к ЕГЭ увидела собственные дефициты и осознала необходимость повторения и отработки неусвоенного в предыдущие годы учебного содержания. Работа над созданием упражнений позволила повторить значительное количество материала, осуществить самостоятельный выбор учебного содержания, что неизбежно и требовало, и одновременно формировало такие необходимые компетентности как отбор и оценка информации, систематизация информации, анализ.
 
Лексика.
Упражнение подготовлено ученицей, не демонстрирующей ранее серьезных успехов при изучении русского языка. Было предложено выбрать тему для проведения занятия в рамках Дня самоуправления для учащихся пятого класса. Выбор темы и  отбор материала  был сделан самостоятельно. Потребовалась небольшая корректировка на этапе обсуждения методической целесообразности использования данного упражнения в реальной образовательной деятельности.
 
Части речи.
Упражнение подготовлено очень слабым неуспевающим учеником, который в  ходе диагностических процедур при подготовке к ЕГЭ увидел и оценил свой явно недостаточный уровень подготовки и самостоятельно определил ту отправную точку, с которой  ему необходимо начать работу по устранению собственных дефицитов. Ученик самостоятельно определил перечень содержательных единиц,  на основе которых выстроил собственную работу. Данное упражнение еще в работе, это неокончательный вариант:)) Учащийся корректирует свою деятельность, учитывая замечания учителя.
 
10 класс.
Литература.

Хронология событий романа «Война и мир»
Упражнение готовится ученицей 10 класса, которая считает написание творческой работы по роману (было предложено сделать анализ одного из эпизодов) для себя крайне трудной работой и просит заменить ей выполнение творческой работы на создание интерактивного упражнения.  Учитель в качестве эксперимента решился на замену одного задания на другое. Данный проект еще в работе, и подвергается ежедневной корректировке в результате ежедневных консультаций, в ходе которых  учащемуся предлагается обратить внимание на какие – то аспекты,  еще раз перечитать те или иные эпизоды романа, познакомиться с теми или иными дополнительными ресурсами.
 
 Портретная характеристика
 
Упражнение подготовлено успешной ученицей, которая готовится к сдаче ЕГЭ по литературе и видит собственные дефициты в слабом знании литературных произведений, написанных в начале XIX века.

11 класс.
Литература.

Зарубежные писатели XX века.
Упражнение подготовлено в ходе выполнения итогового проекта по зарубежной литературе. Выполнение упражнения в классе позволяет выстроить беседу о произведениях  современной зарубежной литературы, проявлить учащимся знание содержания данного раздела, организовать дисскусиию и обсуждение новинок зарубежной литературы
 
Как организуется подобная работа?
Учитель знакомит детей с возможностями конструктора, рассказывает об особенностях работы в нем (при наличии сетевого пространства класса — блог, сайт, это может быть проведено в дистанционном режиме). Но даже в очном режиме это занимает 10 минут — детям не надо долго объяснять, что такое регистрация, сервис, мультимедийный продукт.. Их ИКТ – навыки достаточны для понимания сути работы и зачастую превосходят навыки ИКТ учителя в некоторых позициях.

Далее учитель создает на сервисе списки из классов, система автоматически присваивает каждому учащемуся логин и пароль для входа. Все устроено очень удобно — учетные записи создаются быстро, есть возможность для рапечатки  и раздачи учащимся прямо в классе.



После этого начинается этап проектирования и формулировки технического задания на выполнения. Этап обсуждения и переговоров учителя с каждым конкретным учащимся о подготовке того или иного интерактивного упражнения Можно идти от собственных представлений — какой раздел, какую тему необходимо превратить в интерактивное упражнение, для какого этапа урока Можно предложить детям самим выбрать тему и конкретный параграф учебника или произведение  для анализа. Я использую второй способ. В течение года ведется постоянная диагностика затруднений учащихся по тому или иному разделу программы, и предлагается выполнить упражнение именно с учетом личных дефицитов, убеждая и предлагая проработать ту или иную тему. Хотя очень радуюсь и поддерживаю, если учащийся аргументировано  обосновывает свой выбор темы.

Каждое созданное учащимся упражнение сохраняется в общей папке учителя, в любой момент доступно для просмотра и обсуждения. И конечно же, обязательно использую созданные детьми работы в реальном процессе, тем самым подтверждая социальную и практическую значимость созданного детьми цифрового продукта.
 
Можно отдельные упражнения собрать в специальной папке для работы дома, в классе, причем выбирать можно не только из тех, что созданы вами или учащимися, но из тех, которые находятся в коллекции конструктора, собраны по темам (не только  по русскому  языку и литературе, но и другие предметы) Коллекция создается совместными усилиями педагогов из разных стран — России, Германии, Франции, Великобритании, Украины.
Какие преимущества от подобной организации я вижу для себя? (напомню, мы только начали, и в течение года я работала только с желающими, хотя в конце четверти чувствуется оживление и интерес у тех учащихся, которые спохватываются  и желают улучшить свои оценки и просят дополнительной работы)
 
  • Решается задача овладения приемами отбора и систематизации материала на определенную тему. Выбор слов, картинок, аудиозаписей и видеофрагментов для подготовки упражнения требует четкое представление — что я ищу? Зачем? Как будет выглядеть упражнение, если заменить одну картинку на другую? Что изменится для пользователя, желающего воспользоваться этим продуктом&
  • Для подготовки качественного упражнения необходимо достаточно глубоко погрузиться в тот или иной содержательный объем, очень серьезно изучить соответствующий  раздел или  тему
  • Нестандартные приемы, непривычные способы работы с текстом, словом, языковым материалом вызывают серьезный устойчивый интерес со стороны учащихся, безусловно, повышают мотивацию
  • Решается задача формирования способности преобразования, сохранения и передачи информации. Каждое упражнение — мультмедийный продукт, для адекватного использования которого важно грамотно использовать имеющиеся в распоряжении учащегося инструменты
  • Практическая ориентированность  данной работы, перенос акцентов с «учу, чтобы знать»  на «изучаю для того, чтобы использовать в реальной деятельности»
 
В заключении хочу сказать, работа с подобными ресурсами не оставляет сомнений в одаренности каждого ребенка, которого удалось замотивировать на такую деятельность, позволяет раскрывать таланты и способности, о которых даже и не подозревал ранее.
 

Да, тоже знакома с сервисом.

Да, тоже знакома с сервисом. Интересно и создавать, и дополнять имеющиеся! Вот здесь ребёнок может выполнять, даже ошибаясь, и не бояться, что ему поставят "2". Всё равно, пока он правильно не сделает его компьютер дальше не пустит. :)

 Людмила Геннадьевна, честно

 Людмила Геннадьевна, честно скажу - не ожидала такого ажиотажа со стороны учащихся.  Когда писала статью, было несколько  -не более 20 - работ... Сейчас уже за полсотни перевалило, есть очень интересные. Радует, что дети обсуждают со мной формулировки и перечень заданий, тип упражнения, более подходящий для того или иного раздела.. Более уверенные присылают упражнения, созданные в других средах, которые мы не обсуждали, но которые я им в виде ссылок скинула - раз уж интересно!  Вот, посмотрите, сложнейшие темы - "Духовные искания Пьера Безухова и Андрея Болконского" одна из учениц представила в виде графиков. Я в классе познакомила их с известными всем филологам опорными конспектами ,попросила насытить иллюстративным цитатным материалам..И вот результат. Я очень довольна. Особенно, если учесть, что год фактически закончился, а они все шлют и шлют:))

Юлия Николаевна,

Юлия Николаевна, здравствуйте! Спасибо за Вашу статью. Благодаря Вам, я получила еще один ресурс для организации деятельности ( учебной и внеучебной) с детьми.Совершенно с Вами согласна в том, что "боязнь" использования на уроке интернет-сервисов -это либо от отсутствия, либо неполноты информации о том, как это делать. А ведь если не пробовать-так и не лишиться этого страха. Ваши примеры созданных упражнений убеждают, что работа под силу не только ученикам с повышенной мотивацией, но и середнячкам.А какая задача ставится перед учеником! Да он горы будет сворачивать, когда его просят помочь подготовить упражнение для использования в работе с другим классом! Как  грамотно поддерживается интерес, повышается мотивация! Отбирая и систематизируя материал, ученик еще раз качественно прорабатывает тему! Спасибо еще раз за статью. С уважением, Л.Стебенькова.

Юлия Николаевна, спасибо за

Юлия Николаевна, спасибо за столь содержательную и полную характеристику сервиса. Я только начала его осваивать, а теперь поняла, что его возможности гораздо шире, чем я предполагала. Присмотрюсь к сервису повнимательнее. Большой плюс этого сервиса в том, что он достаточно прост в обращении, и он доступен практически всем учащимся вне зависимости от уровня их ИКТ-комптентности. Оставляла комментарий о своих первых "успехах" освоения сервиса на форуме. Всего хорошего.

Коллеги, спасибо за добрые

Коллеги, спасибо за добрые слова!
Это сервис с очень большим потенциалом, мне очень нравится с ним работать!

Юлия Николаевна, спасибо за

Юлия Николаевна, спасибо за рассказ-открытие. Очень интересный сервис. Действительно, для ученика освоить его - дело нескольких минут. Увлекательнейшее занятие.

Юлия Николаевна, спасибо Вам

Юлия Николаевна, спасибо Вам за прекрасную статью. Познакомившись с ней, я открыла для себя и своих учеников новый сервис. Надеюсь: мы успешно его освоим. Успехов  Вам и .Вашим ученикам! С уважением Татьяна Николаевна

Спасибо ,Татьяна Николаевна!

Спасибо ,Татьяна Николаевна! С большим удовольствием познакомилась бы с работами Ваших учеников - у такого талантливого учителя, как Вы,  такая работа обязательно пойдет успешно! Мы еще у Вас перенимать опыт будем!