Компьютерные технологии в работе по развитию речи с одаренными детьми
Галиева Елена Зиннуровна
учитель русского языка МБОУ Лицей № 1
с.Мишкино Мишкинского района
Республики Башкортостан
aid6476@yandex.ru
В статье определяются основные направления в работе по развитию речи с одаренными детьми. Рассматривается деятельность учащихся по трем аспектам культуры речи. Автор статьи по каждому аспекту предлагает формы и методы работы с одаренными детьми.
В настоящее время компьютеризация охватила практически все сферы человеческой деятельности. Овладение новыми информационными технологиями является одной из основных задач модернизации школы. Преподавание русского языка и литературы в современных условиях также немыслимо без применения компьютера.
Компьютерные технологии позволяют получать информацию многоканально, а, следовательно, значительно возрастает объем как полученной информации, так и качество ее усвоения. Внедрение компьютерных технологий в образовательную среду урока стимулирует интерес учащихся к слову, к языку, позволяет решать проблемы речевой культуры.
Вопросы культуры речи особенно актуальны на сегодняшний день, и потому должны рассматриваться учителем как в работе со средними учащимися, так и с одаренными детьми. Эффективность и результативность обучения речевой культуре обучающихся предполагает создание системной работы по всем ее аспектам с 5 по 11 классы.
Как известно, «различают три аспекта культуры речи: 1)нормативный, 2)коммуникативный, 3)этический.
Нормативный аспект культуры речи предполагает соблюдение норм литературного языка, что обеспечивает правильность речи, которая воспринимается носителями языка в качестве образцовой. Развитие данного аспекта культуры речи особенно ценно для детей одаренных, поскольку они часто принимают участие на олимпиадах, в творческих конкурсах разного уровня.
Коммуникативный аспект культуры речи связан с выбором необходимых языковых средств в соответствии с коммуникативными задачами. Этот аспект также имеет большое значение в работе с одаренными детьми, так как они часто выступают публично с творческими работами, с защитой исследовательской работы и т.д.
Этический аспект культуры речи предписывает соблюдение правил речевого этикета». Развитие данного аспекта важно для любого воспитанного человека.
Таким образом, целенаправленная, систематическая работа по трем аспектам культуры речи с использованием ИКТ способствует повышению уровня речевой культуры учащихся, овладению умениями правильного построения речи с соблюдением литературных норм языка. Такая работа способствует достижению учащимися высокого результата в заданиях повышенного уровня сложности.
1.Реализация нормативного аспекта речи.
Культура речи прежде всего связана с соблюдением языковых норм. Учитель должен способствовать полному и осознанному овладению системой норм русского литературного языка.
В 5 классе эффективным средством для закрепления орфоэпических и грамматических норм являются тесты, выполняемые на компьютерах. Возможна организация поэтапной работы. Вначале учащиеся работают «по цепочке» с тестами, которые проецируются на интерактивную доску. Следующий этап – использование Онлайн-тестов, предполагающих работу каждого ученика с компьютером и быструю оценку результата.
Более сложные задания на закрепление орфоэпических, грамматических норм можно оформить в форме лингвистической игры, которая составляется из слайдов.
Например, игра «Черный ящик». Ученики по образцу должны догадаться о содержании задания. В данном задании речь идет о постановке ударения.
Слайд 1. Слайд 2.
звонит
|
2
|
|
квартал
|
?
|
щавель
|
2
|
жило
|
?
|
свекла
|
1
|
агент
|
?
|
Задания усложняются по ходу игры.
В 10- 11 классах для систематизации знаний по культуре речи, а также в целях успешной подготовки к олимпиадам, ЕГЭ результативной мне видится работа по созданию электронного курса (или электронного учебника). Учебник делится на разделы «Орфоэпические нормы», «Грамматические нормы», «Лексические нормы», «Стилистические нормы», «Речевые ошибки. Исследование языка литературных произведений с точки зрения языковых норм, определение цели нарушения норм (например, подобную исследовательскую работу можно провести по рассказам М. М. Зощенко)».
Учащиеся делятся на группы, собирают материал по разделу, консультируются с учителем русского языка и информатики, составляют презентацию раздела. Каждый раздел можно иллюстрировать примерами из литературы, живописи, что расширяет кругозор ребят. Например, работа по разделу «Лексические нормы» предполагает обращение к такому признаку речи как точность. Учащиеся составляют ряд синонимов к слову «грусть»- печаль, ностальгия…Каждое слово ассоциируется с определенными понятиями, которые высвечиваются на экране, например, печаль – картина В. Васнецова «Аленушка», грусть – «осенние, дождливые» картины Левитана, ностальгия – портрет И. Тургенева и его высказывание о русском языке. Таким образом у учащихся развивается «вкус к точному и меткому слову».
Проводится защита работ. При защите проектов оценивается наглядность, доступность, актуальность, полнота используемого учебного материала в представленном разделе учебника; способность учащихся выделить главное в изучаемом материале, целесообразность использования возможностей программы.
Проблема языковой нормы настолько интересна и неисчерпаема, что возможна корректировка раздела, создание дополнительных глав, привлечение тестов, созданных с помощью программ: Tester, Oprosnik, Ascatest.
2. Реализация коммуникативного аспекта культуры речи.
Учащиеся как духовная личность развиваются слабо, сотовые телефоны и другие средства заменили живое общение. Задача учителя состоит в том, чтобы технические средства, которые так близки учащимся, применить во благо, с пользой, например, для развития речи.
Представляю фрагмент учебной деятельности по разделу «Культура речи» с использованием ИКТ в 5 классе.
В 5 классе (учебник под редакцией Т. А. Ладыженской) после изучения темы «Синонимы» предлагается написать сочинение – описание по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь». Для того, чтобы сочинения получились красочными, содержательными, можно провести подготовительную работу, связанную с коммуникативным аспектом культуры речи.
Учащиеся выполняют задания поэтапно.
Первый этап – в течение недели нужно сфотографировать зимнее чудо–дерево в окрестностях села и принести учителю в электронном варианте. Учитель собирает коллекцию всех фотографий на классном компьютере.
Второй этап – написать синквейн о своем чудо-дереве по плану:
-
Озаглавить;
-
Подобрать эпитеты (какое оно?)
-
Найти сравнительный оборот (на что похоже?)
-
Придумать олицетворение (о чем думает дерево? что делает?)
-
Сделать вывод (свое мнение, призыв, восклицание,…)
Третий этап – составить ассоциативный ряд по снимку, и одно из ключевых слов разобрать как слово – концепт (образец в учебнике под редакцией Л. Г. Саяховой). В конце указать «адрес» дерева (место, где оно растет).
Итог работы – презентация миниатюр «Зимнее чудо – дерево» на интерактивной доске. Каждый ученик по своему снимку представляет проведенное мини – исследование. Такую работу могут «осилить» не все учащиеся. До презентации собственных мини-исследований доходят наиболее творческие учащиеся. Данная подготовительная работа знакомит ребят с выразительными средствами языка, обогащает словарный запас, вызывает чувство восхищения окружающим миром. Ребята не только учатся говорить правильно, красиво, но и понимают, что «прекрасное рядом с нами», которое нужно беречь (не случайно ученики называют «адрес» дерева).
Таким образом, подобная учебная деятельность с использованием интерактивной доски, с элементами творчества и исследования вызывает интерес у учащихся к урокам развития речи.
3.Реализация этического аспекта культуры речи.
Речевой этикет представляет собой систему речевых формул общения. Учащихся заинтересуют проектные работы с последующей презентацией по формулам русского речевого этикета (формулы знакомства, приветствия, обращения и т.д.). Хорошим подспорьем для учителя является пособие для учащихся «Развитие речи. Школьная риторика» (под редакцией Т. А. Ладыженской), по которому можно составить обучающие задания, возможно устроить для учащихся «прогулку в кинотеатр вежливости» и показать отрывки из детских фильмов («Незнайка и его друзья» и др.), поучительных басен (Ворона и лисица и др.) с последующей беседой.
Для старших классов будет своевременно знакомство с книгами Д. С. Лихачева «Письма о добром», Д .Карнеги об искусстве общения._
Использование компьютерных технологий в обучении, развитии одаренных детей не дань моде, а жизненно необходимое средство.
Уважаемая Елена Зиннуровна, с
два прилагательных, соединенные союзом "и";
три действия, выраженные в 4 форме глагола;
короткое полное предложение об объекте;
синоним объекта,т.е.первой строки.
И выглядит это приблизительно так:
Му mom!
Careful and gay,
Loving, worrying,laughing.
You are my best friend.
My dearest...
Спасибо за идею игры. Желаю вам успеха, Ольга Николаевна Пеньковская, Лицей №62 г.Саратова
Уважаемая Елена
С интересом познакомилась с Вашим опытом. Согласна со всеми Вашими доводами, хотя и не учитель среднего звена. Да, технологии внедряются в нашу жизнь, хотим мы этого или нет, поэтому их надо использовать во благо. Мы с учениками тоже проводили исследование по произведению М.М.Пришвина "Черемуха", тоже фотографировали острые шипы, которая выставляет по весне черёмуха, а потом наблюдали, как её сердце смягчалось. В итоге получилась интересная презентация, которая помогает лучше понять заложенный смысл. Да и дети наглядно увидели итог своей работы.
Желаю Вам дальнейших творческих успехов!
Уважаемая Елена
Рада познакомиться! Мне интересен Ваш материал с точки зрения организации работы с ЭОРами. Ведь не секрет наши дети увлекаются не только мобильными телефонами, но и их общение в социальных сетях не добавляет им практики нормированной и этикетной речи. В этом свете представленный Вами опыт работы особенно ценен. Вы использовали интерактивные возможности электронных образовательных ресурсов. Ведь часто об этом потенциале этого вида ресурсов забывают. А зря!!! Опыт Вашей работы показывает, что важно использовать возможности этих ресурсов не только иллюстративные, не только в качестве школьной доски, но и возможности интерактивные - возможность организовать продуктивное общение на учебную тему. Это очень ценно! Использовать возможности ИКТ, ЭОРов для достижения образовательных целей!Использовать навыки детей для их обучения и воспитания! Просто замечательно!
Спасибо за интереснейший материал!
С уважением Елена Евгеньевна.
я согласна с автором статьи в
Автор статьи с помощью ЭОР