Галиева Е.З.Компьютерные технологии в работе по развитию речи с одаренными детьми

Компьютерные технологии в работе по развитию речи с одаренными детьми


 













Галиева Елена Зиннуровна

учитель русского языка МБОУ Лицей № 1
с.Мишкино Мишкинского района
Республики Башкортостан


aid6476@yandex.ru

 


 

В статье определяются основные направления в работе по развитию речи с одаренными детьми. Рассматривается деятельность учащихся по трем аспектам культуры речи. Автор статьи по каждому аспекту предлагает формы и методы работы с одаренными детьми.


В настоящее время компьютеризация охватила практически все сферы человеческой деятельности. Овладение новыми информационными технологиями является одной из основных задач модернизации школы. Преподавание русского языка и литературы в современных условиях также немыслимо без применения компьютера.

Компьютерные технологии позволяют получать информацию многоканально, а, следовательно, значительно возрастает объем как полученной информации, так и качество ее усвоения. Внедрение компьютерных технологий в образовательную среду урока стимулирует интерес учащихся к слову, к языку, позволяет решать проблемы речевой культуры.

Вопросы культуры речи особенно актуальны на сегодняшний день, и потому должны рассматриваться учителем как в работе со средними учащимися, так и с одаренными детьми. Эффективность и результативность обучения речевой культуре обучающихся предполагает создание системной работы по всем ее аспектам с 5 по 11 классы.

Как известно, «различают три аспекта культуры речи: 1)нормативный, 2)коммуникативный, 3)этический.

Нормативный аспект культуры речи предполагает соблюдение норм литературного языка, что обеспечивает правильность речи, которая воспринимается носителями языка в качестве образцовой. Развитие данного аспекта культуры речи особенно ценно для детей одаренных, поскольку они часто принимают участие на олимпиадах, в творческих конкурсах разного уровня.

Коммуникативный аспект культуры речи связан с выбором необходимых языковых средств в соответствии с коммуникативными задачами. Этот аспект также имеет большое значение в работе с одаренными детьми, так как они часто выступают публично с творческими работами, с защитой исследовательской работы и т.д.

Этический аспект культуры речи предписывает соблюдение правил речевого этикета». Развитие данного аспекта важно для любого воспитанного человека.

Таким образом, целенаправленная, систематическая работа по трем аспектам культуры речи с использованием ИКТ способствует повышению уровня речевой культуры учащихся, овладению умениями правильного построения речи с соблюдением литературных норм языка. Такая работа способствует достижению учащимися высокого результата в заданиях повышенного уровня сложности.

1.Реализация нормативного аспекта речи.

Культура речи прежде всего связана с соблюдением языковых норм. Учитель должен способствовать полному и осознанному овладению системой норм русского литературного языка.

В 5 классе эффективным средством для закрепления орфоэпических и грамматических норм являются тесты, выполняемые на компьютерах. Возможна организация поэтапной работы. Вначале учащиеся работают «по цепочке» с тестами, которые проецируются на интерактивную доску. Следующий этап – использование Онлайн-тестов, предполагающих работу каждого ученика с компьютером и быструю оценку результата.

Более сложные задания на закрепление орфоэпических, грамматических норм можно оформить в форме лингвистической игры, которая составляется из слайдов.

Например, игра «Черный ящик». Ученики по образцу должны догадаться о содержании задания. В данном задании речь идет о постановке ударения.

Слайд 1. Слайд 2.

звонит

2

 

квартал

?

щавель

2

жило

?

свекла

1

агент

?

Задания усложняются по ходу игры.

В 10- 11 классах для систематизации знаний по культуре речи, а также в целях успешной подготовки к олимпиадам, ЕГЭ результативной мне видится работа по созданию электронного курса (или электронного учебника). Учебник делится на разделы «Орфоэпические нормы», «Грамматические нормы», «Лексические нормы», «Стилистические нормы», «Речевые ошибки. Исследование языка литературных произведений с точки зрения языковых норм, определение цели нарушения норм (например, подобную исследовательскую работу можно провести по рассказам М. М. Зощенко)».

Учащиеся делятся на группы, собирают материал по разделу, консультируются с учителем русского языка и информатики, составляют презентацию раздела. Каждый раздел можно иллюстрировать примерами из литературы, живописи, что расширяет кругозор ребят. Например, работа по разделу «Лексические нормы» предполагает обращение к такому признаку речи как точность. Учащиеся составляют ряд синонимов к слову «грусть»- печаль, ностальгия…Каждое слово ассоциируется с определенными понятиями, которые высвечиваются на экране, например, печаль – картина В. Васнецова «Аленушка», грусть – «осенние, дождливые» картины Левитана, ностальгия – портрет И. Тургенева и его высказывание о русском языке. Таким образом у учащихся развивается «вкус к точному и меткому слову».

Проводится защита работ. При защите проектов оценивается наглядность, доступность, актуальность, полнота используемого учебного материала в представленном разделе учебника; способность учащихся выделить главное в изучаемом материале, целесообразность использования возможностей программы.

Проблема языковой нормы настолько интересна и неисчерпаема, что возможна корректировка раздела, создание дополнительных глав, привлечение тестов, созданных с помощью программ: Tester, Oprosnik, Ascatest.

2. Реализация коммуникативного аспекта культуры речи.

Учащиеся как духовная личность развиваются слабо, сотовые телефоны и другие средства заменили живое общение. Задача учителя состоит в том, чтобы технические средства, которые так близки учащимся, применить во благо, с пользой, например, для развития речи.

Представляю фрагмент учебной деятельности по разделу «Культура речи» с использованием ИКТ в 5 классе.

В 5 классе (учебник под редакцией Т. А. Ладыженской) после изучения темы «Синонимы» предлагается написать сочинение – описание по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь». Для того, чтобы сочинения получились красочными, содержательными, можно провести подготовительную работу, связанную с коммуникативным аспектом культуры речи.

Учащиеся выполняют задания поэтапно.

Первый этап – в течение недели нужно сфотографировать зимнее чудо–дерево в окрестностях села и принести учителю в электронном варианте. Учитель собирает коллекцию всех фотографий на классном компьютере.

Второй этап – написать синквейн о своем чудо-дереве по плану:

  1. Озаглавить;

  2. Подобрать эпитеты (какое оно?)

  3. Найти сравнительный оборот (на что похоже?)

  4. Придумать олицетворение (о чем думает дерево? что делает?)

  5. Сделать вывод (свое мнение, призыв, восклицание,…)

Третий этап – составить ассоциативный ряд по снимку, и одно из ключевых слов разобрать как слово – концепт (образец в учебнике под редакцией Л. Г. Саяховой). В конце указать «адрес» дерева (место, где оно растет).

Итог работы – презентация миниатюр «Зимнее чудо – дерево» на интерактивной доске. Каждый ученик по своему снимку представляет проведенное мини – исследование. Такую работу могут «осилить» не все учащиеся. До презентации собственных мини-исследований доходят наиболее творческие учащиеся. Данная подготовительная работа знакомит ребят с выразительными средствами языка, обогащает словарный запас, вызывает чувство восхищения окружающим миром. Ребята не только учатся говорить правильно, красиво, но и понимают, что «прекрасное рядом с нами», которое нужно беречь (не случайно ученики называют «адрес» дерева).

Таким образом, подобная учебная деятельность с использованием интерактивной доски, с элементами творчества и исследования вызывает интерес у учащихся к урокам развития речи.

3.Реализация этического аспекта культуры речи.

Речевой этикет представляет собой систему речевых формул общения. Учащихся заинтересуют проектные работы с последующей презентацией по формулам русского речевого этикета (формулы знакомства, приветствия, обращения и т.д.). Хорошим подспорьем для учителя является пособие для учащихся «Развитие речи. Школьная риторика» (под редакцией Т. А. Ладыженской), по которому можно составить обучающие задания, возможно устроить для учащихся «прогулку в кинотеатр вежливости» и показать отрывки из детских фильмов («Незнайка и его друзья» и др.), поучительных басен (Ворона и лисица и др.) с последующей беседой.

Для старших классов будет своевременно знакомство с книгами Д. С. Лихачева «Письма о добром», Д .Карнеги об искусстве общения._

Использование компьютерных технологий в обучении, развитии одаренных детей не дань моде, а жизненно необходимое средство.

Уважаемая Елена Зиннуровна, с

Уважаемая Елена Зиннуровна, с интересом прочитала вашу статью. Мне , как учителю английского языка, было важно познакомиться с вашей системой работы с речью на уроке с применением ЭОР. Интересно, что синквейны дети пишут не только на русском, но и на английском. Правда, на английском очень важно соблюдать форму и правила написания.А план такой: обращение (указание объекта, о котором пишется стих);
            два прилагательных, соединенные союзом "и";
            три действия, выраженные в 4 форме глагола;
            короткое полное предложение об объекте;
            синоним объекта,т.е.первой строки.
И выглядит это приблизительно так:
                               Му mom!
                       Careful and gay,
               Loving, worrying,laughing.
                 You are my best friend.
                            My dearest...


Спасибо за идею игры. Желаю вам успеха, Ольга Николаевна Пеньковская, Лицей №62 г.Саратова

 Уважаемая Елена

 Уважаемая Елена Зиннуровна!
С интересом познакомилась с Вашим опытом. Согласна со всеми Вашими доводами, хотя и не учитель среднего звена. Да, технологии внедряются в нашу жизнь, хотим мы этого или нет, поэтому их надо использовать во благо. Мы с учениками тоже проводили исследование по произведению М.М.Пришвина "Черемуха", тоже фотографировали острые шипы, которая выставляет по весне черёмуха, а потом наблюдали, как её сердце смягчалось. В итоге получилась интересная презентация, которая помогает лучше понять заложенный смысл. Да и дети наглядно увидели итог своей работы.
Желаю Вам дальнейших творческих успехов!

 Уважаемая Елена

 Уважаемая Елена Зиннуровна!
 Рада познакомиться! Мне интересен Ваш материал с точки зрения организации работы с ЭОРами.   Ведь не секрет наши дети увлекаются не только мобильными телефонами,  но и их общение в социальных сетях не добавляет им практики нормированной и этикетной речи. В этом свете   представленный Вами опыт работы особенно ценен.  Вы использовали интерактивные возможности электронных  образовательных ресурсов. Ведь часто об этом потенциале этого вида ресурсов забывают. А зря!!! Опыт Вашей работы показывает,  что важно использовать  возможности этих ресурсов не только иллюстративные,  не только в качестве  школьной доски,  но и возможности интерактивные  - возможность организовать  продуктивное  общение  на  учебную тему.  Это очень ценно! Использовать возможности  ИКТ, ЭОРов для  достижения  образовательных целей!Использовать навыки детей  для  их обучения и воспитания! Просто замечательно!
Спасибо за интереснейший материал! 
С уважением Елена Евгеньевна. 
 

я согласна с автором статьи в

я согласна с автором статьи в плане того, что урок с использованием ЭОР и урок без ЭОР это как небо и земля. При работе с ЭОР во-первых экономиться много времени на уроке, т.к. материал практически весь уже прописан и нет необходимости выносить его на доску, во-вторых-это повышает мотивацию детей к восприятию материала,который понимается и запоминается непроизвольно, а в третьих-позволяет творчески подходить к уроку, как учителю, так и ученику. Конечно, огромная разница при выполнении творческих домашних заданий, таких как составление презентации, подбор иллюстрационного материала и т.п.- здесь ребёнок задействует все анализаторы, следовательно лучше запомнит; и простое механическое списывание. Вот только бывает очень обидно, когда учитель может, дети хотят, а аппаратуры, которая бы всё это воспроизводила в школе нет.

Автор статьи с помощью ЭОР

Автор статьи с помощью ЭОР вовлекает учащихся в деятельность - это самое главное!