Петрова Л.В. Проектная деятельность с использованием ЭОР как форма работы с одаренными детьми (в системе изучения творчества Л.А.Кассиля)

Проектная деятельность с использованием ЭОР как форма работы с одаренными детьми  (в системе изучения творчества Л.А.Кассиля) 












Петрова Лилия Виктровна

 
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Музыкально- эстетический лицей им. А.Г.Шнитке»
Энгельсского муниципального района Саратовской области

peliv-08 @yandex.ru

В работе рассматриваются важные моменты в работе с одаренными детьми: формирование самостоятельности в добывании знаний и исследовательских навыков, воспитание научного мировоззрения, усиление положительной мотивации в обучении, развитие личности школьника, ее творческих и интеллектуальных возможностей, используя ЭОР.
 
 
Главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития у детей  всех  способностей и дарований, чтобы в дальнейшем они могли  реализовать себя в профессиональной деятельности. При решении актуальных проблем современной цивилизации общество в первую очередь возлагает надежду на именно на одаренных детей. Таким образом, особо важная задача обучения одаренных детей – это поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей. Поэтому МОУ «Музыкально – эстетический лицей им. А.Г.Шнитке» г.Энгельса Саратовской области   в рамках   осуществления  ФГОС работает над проектом «Научно-методическое сопровождение одаренных детей – стратегический вектор процветания России».


В федеральной  целевой  программе “Одаренные дети”, опубликованной в 2003 году, указано, что  в процессе обучения одаренных применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ.
  1. Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития.
  2. Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или областей знания.
  3. Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности. Кроме того, обогащенная программа предполагает обучение детей разнообразным приемам умственной работы, способствует формированию таких качеств, как инициатива, самоконтроль, критичность, широта умственного кругозора и т.д., обеспечивает индивидуализацию обучения за счет использования дифференцированных форм предъявления учебной информации. Такое обучение может осуществляться в рамках инновационных образовательных технологий, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты, использование специальных тренингов.
  4. Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания.
Два последних подхода являются наиболее перспективными. Они позволяют максимально учесть познавательные и личностные особенности одаренных детей.1

Как уже было сказано, проектную и исследовательскую работу в качестве новых, прогрессивных форм в школьном образовании принято относить к «Инновационным педагогическим технологиям». «Эти виды работы формируют самостоятельность в добывании знаний и исследовательские навыки, воспитывают научное мировоззрение, усиливают положительную мотивацию в обучении, развивают личность школьника, ее творческие и интеллектуальные возможности, способствуют самопознанию».2

С 2008 года в МЭЛ реализуется надпредметный (межпредметный) проект  «Наш земляк – Лев Кассиль». Межпредметные проекты  - это проекты в смежных предметных областях: гуманитарной, естественнонаучной и музыкально-эстетической. В течение последних 3-х лет ученики 5-6 классов МЭЛ участвовали в проектной деятельности по книге «Будьте готовы, Ваше высочество», изучали повесть «Улица младшего сына», рассказы военных лет, а также повесть «Черемыш – брат героя». В курс 7 класса было введено изучение повести Л. Кассиля «Дорогие мои мальчишки» и проектная деятельность по этому произведению, в 8-9 классах – работа над повестью «Кондуит и Швамбрания». И сейчас уже можно говорить о полученных результатах.

В деятельности школьников 12-13 лет самым важным является психологический анализ произведения, дискуссии по его нравственным проблемам и литературное творчество ребят, связанное с проявлением собственной оценки произведения, то свой проект  по повести «Дорогие мои мальчишки» мы назвали «Сказка и реальность: возможны ли вместе…»  Данный творческий исследовательский межпредметный проект с использованием ЭОР - возможность познакомить учащихся с  жизнью Кассиля, историей  города Энгельса и города Саратова в годы Великой Отечественной войны. Один из проблемных вопросов «Что же ты любишь на этой земле?»,который решался в ходе проекта, помогал осуществлению  воспитания духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, с общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма. Цельюпроекта также было обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений, создания своих иллюстраций к тексту.
 
Стартовая презентация учителя  по проекту познакомила учащихся с целями и задачами проекта, вызывала интерес к теме. Для родителей учащихся учителем был подготовлен буклет и  выставлен в форуме на сайте  МЭЛ, таким образом, родители были  проинформированы об участии детей  в проекте. http://biblioteka-mel.ucoz.ru/load/meroprijatija_kolleg/starshaja_shkola/buklet_reklama_dlja_roditelej_uchenikov_proekta_po_l_a_kassilju/6-1-0-46
 
На сайте библиотеки МЭЛ  было выставлено домашнее задание для учащихся http://biblioteka-mel.ucoz.ru/forum/4

Учащиеся 7 классов в соответствии со своими желаниями и умениями выбрали тот вид работы, который им по силам, наиболее интересен, соответствует виду их мыслительной деятельности (правополушарные и левополушарные дети). Таким образом, были сформированы группы историков, литераторов, художников, фотографов, экскурсоводов. При распределении обязанностей учитывалось желание учащихся, а также умение рассуждать, делать выводы, оформлять проектную работу.

Далее необходимо провести с учащимися каждой группы обсуждение плана работы, определить лидера, который поддерживает связь с учителем, ведет оценочный лист  и указывает, какой вклад вносит каждый в общее дело по созданию проекта.


Для реализации проекта были поставлены следующие задачи:
  1. Посетить  музей Л.А.Кассиля в г. Энгельсе.
  2. Совершить экскурсию в Областной краеведческий музей г. Саратова, в район Затон на судоремонтный завод, описанный в повести "Дорогие мои мальчишки".
  3. Художникам создать иллюстрации к повести Л.А.Кассиля "Дорогие мои мальчишки".
  4. Историкам провести поиск материала по теме "Саратов в годы Великой Отечественной войны", "Район Затон города Саратова в XIX - XXI веках".
  5. Литераторам подготовить материал по темам:   "Прототипы героев повести Л.А.Кассиля "Дорогие мои мальчишки",   «Сравним и сопоставим сказку и реальные события произведения», «Образы ветра в повести Л.А.Кассиля "Дорогие мои мальчишки».
  6. Фотографам провести фотосессию  "Где же находится Зеленый остров?", "Район Затон в XIX - XXI веках".
  7. Экскурсоводам совместно с историками и фотографами приготовить  виртуальные экскурсии в виде презентаций по кассилевским местам г. Энгельса и г. Саратова
  8. Просмотреть художественный фильм "Синегория".
Учащимся нужно было прочитать текст повести. Затем создать свои  вопросы к тексту, что помогло учителю узнать, как дети поняли  текст.

Просмотр художественного фильма "Синегория" дал более полное представление о героях и жизненной ситуации, в которой они оказались. Учащиеся увидели те два плана: сказочный и реальный, которые им предстояло сравнивать. Затем в классе обсуждалась сказочная часть текста.

Посещение музея Л.А.Кассиля в г. Энгельсе, экскурсия  в Областной краеведческий музей г. Саратова, в район Затон на судоремонтный завод, посещение городской центральной библиотеки, подбор книг по теме «Саратов в годы Великой Отечественной войны» - все это давало пищу для размышлений и выводов. Также учащиеся осуществляли поиск материала через Интернет. Процесс создания презентаций  проходил под руководством лидера группы и учителя: обсуждался собранный  в группах материал, отрабатывалась логика постановки слайдов в презентацию.

Одним из последних этапов работы была конференция по книге Л.А.Кассиля «Дорогие мои мальчишки», в процессе которой  каждая группа представила свои презентации. Вот вопросы для обсуждения, которые дети получили заранее.
  1. Когда была написана книга?
  2. Какие черты характера отличают главных героев повести?
  3. Почему юнги и ремесленники так враждебно встретили друг друга? Что подружило ребят?
  4. Какая тайна была у затонских ребят?
  5. Эта игра была только развлечением или приносила пользу и самим ребятам, и окружающим?
  6. Как у этих ребят проявлялась любовь к родному городу?
  7. Вспомните девиз синегорцев и расскажите, как ребята доказали верность своему девизу и в игре, и в жизни?
  8. Как вы думаете, почему эта книга посвящена памяти А.П.Гайдара?
  9. Какую роль в жизни ребят играл Арсений Петрович Гай?
  10. Нужны ли сейчас придуманные страны? Какой девиз вы взяли бы себе?
  11. Что для героев повести значат слова «ОТВАГА», «ВЕРНОСТЬ», «ТРУД»,« ПОБЕДА»?
Презентации учащихся показали, что они умеют работать в группах, умеют собирать, анализировать, сопоставлять материал. Интересными получились презентации «Аркадий Петрович Гайдар и Арсений Петрович Гай», в которой ученица сопоставила два образа по звуковому принципу имен и фамилий, по деятельности героев и их военной судьбе; «Сказочное и реальное в повести Л.А.Кассиля "Дорогие мои мальчишки» - сопоставление по принципу построения двух параллельных частей текста: три героя-друга, значение их имен,  женский образ, символичность герба Синегории, девиз синегорцев, смысл его значения для сказочных и реальных героев; « Район города Саратова Затон  и  город Затонск из повести "Дорогие мои мальчишки». Последняя работа переросла в   исследовательскую работу с научно обоснованным доказательством.
Таким образом, можно сделать вывод, что работа над проектом развивает умения и навыки школьников XXI века:
  • ответственность и адаптивность;
  • коммуникативные умения;
  • критическое и системное мышление;
  • информационную и медиа грамотность;
  • межличностное взаимодействие и сотрудничество;
  • направленность на саморазвитие.
Исследовательская и проектная деятельность  учащихся, добившихся высоких результатов, помогает  им презентовать себя, испытывать уважение со стороны одноклассников, мотивирует участие в других проектах.

 
7 класс
2010-11 учебный год
Малей В.,
 Морозов М., Персанова Р., Кузнецова О., Мягкова А.
 Участие  в районном конкурсе проектов «Хочу все знать» с работой «Сказка и реальность: возможны ли вместе»   I место
7 класс
2010-11 учебный год
Малей Валентина Областная научно – практическая конференция «Литературное краеведение глазами школьников», III место
7 класс
2010-11 учебный год
Малей Валентина Межрегиональная дистанционная конференция – конкурс учащихся 1-7 классов «Первые шаги в науку - 2».
 
 победитель
 
8 класс
2010-11 учебный год
Малей Валентина Областной конкурс творческих работ детей и подростков «Саратовские писатели - детям XXIвека» в номинации «Поиск. Расследование», I
место



 В работе над  проектом по повести Л.Кассиля «Дорогие мои мальчишки» все восьмиклассники приняли участие, но вид деятельности у каждого был разный. Это видно по заданиям, предложенным учащимся. Конечно, выделилась группа детей, которые обнаружили интерес к детальной работе с текстом, кто – то увлекся историей города в годы Великой Отечественной войны, другие отдали предпочтение книгам А.П. Гайдар, третьи - сопоставлению исторического и литературного материалов.

Было понятно: в свободное время дети стремились  заниматься любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности. У некоторых работа над проектом переросла в настоящую исследовательскую работу.

На сайте библиотеки МЭЛ http://biblioteka-mel.ucoz.ru/forum/9 состоялось обсуждение книги Кассиля «Дорогие мои мальчишки», что способствовало развитию навыков работы в Интернете.

Таким образом, использование методов проектно – исследовательской деятельности с использованием ЭОР в педагогической работе определяется необходимостью формирования личности новой эпохи, когда основными факторами развития общества будут интеллект человека и информация.
 
 
 
 
Библиографический список.
 
  1. Министерство образования Российской Федерации. Федеральная целевая программа “Одаренные дети. Рабочая концепция одаренности; Издание второе, расширенное и переработанное.М., 2003.
  2. С.В. Абрамова, Проектная и учебно - исследовательская работа школьников по русскому языку // Русский язык в школе, 2011г., №6. С.24-30