Карасева Н.М. Возможности использования ЭОР на уроках литературы. ( Из опыта работы учителя русского языка и литературы)

Возможности использования ЭОР на уроках литературы. ( Из опыта работы учителя русского языка и литературы)

 
Карасёва Наталья Михайловна

 

 Республика Хакасия, г. Черногорск
МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №19
с углублённым изучением отдельных предметов», у
читель русского языка и литературы
Е-mail: natash5507@yandex.ru

Современный урок литературы трудно представить без использования ЭОР, учитель должен в достаточной степени владеть компьютером, уметь работать в Интернете.
Сегодня  на уроках литературы чаще всего используется показ презентаций, проигрывание музыкальных композиций, просмотр видеофильмов. Поскольку в наше время литература тесно связана с другими видами искусства, использование технических средств становится все более актуальным.
О том, как в педагогической практике использую   ЭОР   узнаете Вы, прочитав эту статью…          
 

 
Современный урок литературы трудно представить без использования ЭОР, учитель должен в достаточной степени владеть компьютером, уметь работать в Интернете.

Сегодня  на уроках литературы чаще всего используется показ презентаций, проигрывание музыкальных композиций, просмотр видеофильмов. Поскольку в наше время литература тесно связана с другими видами искусства, использование технических средств становится все более актуальным.

Многие классические произведения уже нашли свое новое воплощение в кинематографе. Последние постановки произведений М.Булгакова, романов Ф.М.Достоевского, М.Ю.Лермонтова, а также старые советские фильмы служат хорошим подспорьем на уроках литературы. Можно использовать отдельные видеофрагменты при проведении традиционного урока, а также организовать киносеанс с обязательным последующим обсуждением просмотренного фильма. Последняя форма наиболее актуальна в силу значительных расхождений между авторским текстом и его режиссерской интерпретацией.

Также использование ЭОР на уроке связано с музыкой. Не секрет, что тексты многих современных песен и старинных романсов представляют переложенные на музыку стихотворения известных поэтов. Кроме того, музыка позволяет создать нужный эмоциональный фон для литературной гостиной.

И все же одним из оптимальных и доступных для учителя средств использования ЭОР на уроках литературы является создание презентаций. Основная функция презентации – служить наглядным материалом. При помощи проектора на экран выводятся цветные портреты писателей, иллюстрации к произведениям, фотографии, оживляющие ход урока, пробуждающие в обучающихся интерес к литературным произведениям, позволяющие образно представить жизнь и личность писателя. Такая форма работы позволяет работать сразу со всем классом. При этом презентация может служить как основной формой проведения урока (когда она несет значительную часть информационной нагрузки), так и дополнительной (в данном случае она играет роль наглядного пособия или опорного конспекта). Возможна и индивидуальная работа учащихся с презентацией, представленной на отдельных компьютерах. Ученики могут самостоятельно выбирать скорость прокрутки слайдов, иногда возвращаясь, иногда останавливаясь на выбранной странице, чтобы законспектировать нужную информацию или более детально ознакомиться с изображением. Кроме того, презентации могут быть одной из форм отчетности по завершении работы над литературным проектом.

Наиболее часто презентации используются на уроках изучении биографии. Данные работы обычно представляют набор изображений: портреты, фотографии писателей, мест, связанных с их жизнью и творчеством; а также несут краткую информацию об основных этапах литературной деятельности и жизни. В отдельных случаях презентация бывает основой для урока заочной экскурсии. Кроме этого, презентации используются как на уроках- викторинах, так и в ходе проведения литературных гостиных. Для литературной гостиной важна определенная атмосфера на уроке, поэтому презентация может содержать музыкальные композиции и видеофрагменты.

Вторая функция презентации – информативная. Цели урока, задания, вопросы, большие по объему тексты можно вывести на экран, чтобы предоставить возможность учащимся самостоятельно работать с ними. А это важно, так как старшеклассники мало читают классическую литературу.
Презентации на уроках открывают новые возможности анализа текста. Так как диалогический потенциал презентации позволяет:
  1. применять анимационные эффекты, выделяющие значимые элементы структуры текста;
  2. составлять лексические, исторические и культуроведческие комментарии, необходимые для понимания литературы прошлого (на основе словарей, энциклопедий, включая поисковое поле интернета);
  3. разрабатывать гипертекстовые комментарии, выявляющие интертекстуальную природу художественной литературы;
  4. включать в урок аудиоматериалы и видеоматериалы, позволяющие изучать литературу в контексте других искусств, что углубляет ее восприятие и понимание.
Анимационные эффекты позволяют:
  • переставлять фрагменты текста или иллюстрации, например, чтобы расположить их в нужном порядке или с целью выявления элементов сюжета произведения;
  • выделять в тексте слова по определенному признаку, например, эпитеты, глаголы или слова с повторяющимися гласными или согласными (звукопись), это наглядно демонстрирует учащимся значимость тех или иных структурных элементов текста.
Обучение составлению лексических и историко-культурных комментариев на основе справочной литературы и интернет-ресурсов можно осуществить дифференцированно, определив зоны непонимания текста разными учениками и поставив для них индивидуальные познавательные задачи. Процесс самостоятельного добывания и усвоения литературной информации поможет учащимся убедиться ,что в художественном тексте нет незначимых элементов и всякий элемент структуры несет в себе определенный смысл

Так, в стихотворении А.А. Ахматовой «Последняя роза» встречаются многочисленные культурные реалии, значение которых  ученики могут прояснить с использованием сетевых словарей и энциклопедий, количество которых в интернете значительно превышает возможности многих библиотек. Кроме того строка поиска позволяет находить значение нужного слова или составлять комментарий к нему за секунды, что значительно экономит время при работе со справочной литературой. Лексические и историко-культурные комментарии могут быть представлены в презентации с помощью гиперссылок.

Мне с Морозовою класть поклоны,
С падчерицей Ирода плясать,
С дымом улетать с костра Дидоны,
Чтобы с Жанной на костер опять…

К историко-культурным реалиям этого стихотворения на основе интернет-ресурсов можно составить такие комментарии:

Морозова (Соковнина) Феодосия Прокопиевна (1632 – 1675), боярыня, старообрядка (раскольница). Состояла в переписке с Аввакумом, оказывала помощь его семье, вопреки угрозам и пыткам осталась верной расколу. Арестована в 1671 году, умерла в заточении в Боровске. (в скобках указывается электронный адрес ресурса, откуда была взята информация).

Эта Интернет-информация помогает пониманию текста стихотворения, причем комментарии можно представить наглядно на одном экране с текстом в специально открывающихся окнах. Мультимедийные гиперссылки могут познакомить учащихся не только со словесной, но и с изобразительной (репродукции картин) или аудиоинформацией (музыкальные фрагменты).

Применение компьютерных презентаций на уроках открывает и новые возможности анализа текста, например, позволяют разрабатывать гипертекстовые комментарии, выявляющие интертекстуальную природу художественной литературы, что «объясняется достаточно специфическим соотношением интертекстуальной природы литературы и электронного гипертекста».

Очень важно, что «компьютерный гипертекст как организованная внутри текста и визуализированная система ссылок соотносится с интертекстом как внешняя и внутренняя структура, то есть компьютерный гипертекст может стать средством объективации и наглядного представления гипертекста». Сам формат компьютерного гипертекста дает возможность находиться в пространстве нескольких текстов одновременно и позволяет переходить от основного текста к скрытым цитатам и обратно. Анимационные эффекты презентации демонстрируют и внутреннюю структуру интертекста, «показывая, что все цитаты, реминисценции и аллюзии присутствуют в тексте одновременно и их пересечение создает особое существование человека в культуре».

Например, в стихотворении Т. Кибирова о Родине из цикла «Нищая нежность»:

Ну, была бы ты, что ли, поменьше,
не такой вот вселенской квашней,
не такой вот лоханью безбрежной,
беспредел бы умерила свой —
чтоб я мог пожалеть тебя, чтобы
дал я отповедь клеветникам,
грудью встал, прикрывая стыдобу,
 неприглядный родительский срам!
Но настолько ты, тетка, громадна,
так ты, баба, раскинулась вширь,
так просторы твои неоглядны,
так нагляден родимый пустырь,
так. вольготно меж трех океанов
развалилась ты, матушка-пьянь,
что жалеть тебя глупо и странно,
а любить,., да люблю я, отстань.

В стихотворении подчеркнуты те элементы, которые являются реминисценциями из других текстов. Стихотворение Кибирова о Родине наполнено «драматическим комизмом». Комический эффект создается при помощи аллюзий на известные произведения русской поэзии, узнаваемые скрытые цитаты.

Для того чтобы их обнаружить и углубить понимание стихотворения, к ряду слов и выражений нужно составить гиперссылки, например:
безбрежной -
Но я люблю, за что не знаю сам
Ее полей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям...
(М.Ю. Лермонтов. «Родина»).

чтоб я мог пожалеть тебя -
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу
(А. А. Блок. «Россия»),

дал я отповедь клеветникам -
О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
(А.С. Пушкин, «Клеветникам России»),

неприглядный родительский срам -
Богаты мы, едва из колыбели
Ошибками отцов и поздним их умом...
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом
(М.Ю. Лермонтов. «Дума»).

раскинулась вширь, /
так просторы твои неоглядны -
Широка страна моя родная,
Много в ней лесов полей и рек
(В.И. Лебедев-Кумач, «Песня о Родине»),

меж трех океанов
Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города...
 (К.М. Симонов. «Родина»).

а любить... да люблю я —
Люблю отчизну я, но странною любовью...
Но я люблю, за что не знаю сам...
(М.Ю. Лермонтов. «Родина»).
 
Но и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне
(А.А. Блок. «Грешить бесстыдно, непробудно...»).

Расположение в одном информационном пространстве (на экране) и самого стихотворения Т. Кибирова, и «претекстов», являющихся образцами русской поэтической классики, позволяет школьникам находиться в пространстве нескольких текстов одновременно, сохраняя их смысловую взаимозависимость и единство.

Актуализация интертекстуального содержания расширяет литературный кругозор, обогащает читательский опыт и культурную память, и, главное, углубляет понимание произведения школьниками, потому что обращение к внутрипредметным связям и смысловому отбору нуж­ных текстов выявляет новые грани смысла, обнаруженные в скрытых цитатах.

Весьма показательно, что гиперссылки дают возможность показывать не только текстовые, но и изобразительные или музыкальные объекты. Например, при изучении «Петербургских повестей» Н.В. Гоголя, наполненных историко-культурными реалиями (Рафа­эль, Гвид, Тициан, фламандцы и др.), можно включить в гиперссылки не только сведения о художниках (текстовая информация), но и показать качественные репродукции их известных полотен (изобразительная информация). А при изучении повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» заложить в гиперссылки презентации фрагменты арий из оперы Дж. Верди «Аида», которые напевает профессор Преображенский.

Весьма важно, чтобы в любом компоненте гипертекста была заложе­на избыточная информация, обеспечивающая дифференцированный подход к школьникам в зависимости от того, какие элементы содержа­ния изучаемых произведений окажутся в данной учебной ситуации в зоне непонимания каждого ученика. Поэтому средства ЭОР в процессе анализа произведения могут помочь учащимся от поверхностного понимания  (на уровне сюжета) прийти к его глубинному пониманию (как многоуровневой и многоаспектной структуры). Такие возможности анализа текста могут быть осуществлены только в условиях работы в электронном формате.

Сегодня есть достаточное количество электронных образовательных ресурсов (ЭОР), которые содержат максимальную информацию о том или ином писателе. Так, например, серия электронных книг «Классика», выпущенная на компакт-дисках, предлагает не только полное собрание сочинений классиков русской литературы, но и содержит портретную галерею как самого писателя, так и его родственников, фотографии или картины тех мест, где жил писатель. Это уникальная возможность показать учащимся автографы писателей, их черновики. Уроки с использованием таких электронных книг позволяют не просто перечислить основные этапы жизни и творчества, но и наглядно показать, как и чем жил писатель, сообщить интересные факты из его жизни. Так в 10 классе при изучении жизни и творчества Л.Н. Толстого использовалась электронная книга из серии «Классика» «Лев Николаевич Толстой», учащиеся заинтересовались личностью писателя, когда познакомились с материалами диска. Позже в сочинении многие упоминали факты из биографии писателя.

Сегодня в интернете есть много сайтов , на которых собрана информация практически обо всех известных писателях, учителю достаточно сказать ученикам их адреса, чтобы они использовали это при подготовке к уроку. В этом случае ученики стараются найти что-то действительно для них интересно из жизни писателя, что может заинтересовать и одноклассников, и учителя. Интерес к личности писателя повышается и как результат чтение произведений становится осознанным.

Не секрет, что не все ученики владеют техникой выразительного, а тем более художественного чтения, часто это из-за того, что не всегда учитель на уроке может включить чтение стихотворений профессиональными актерами. Такую возможность предоставляет интернет.

Интерактивные тесты, тесты on-line помогут учителю на уроках контроля. Сегодня есть программы, которые позволяют учителю составить необходимый ему тест по нужной теме.

Использование электронных учебников позволяет сделать урок более интересным, такая форма работы дает ученику больше свободы, так как в таких учебниках содержится большое количество информации и она часто выходит за рамки школьной программы, учащиеся могут по своему выбору изучать ту или иную тему.

У учителя есть возможность самому составить электронный учебник для того, чтобы расширить знания учащихся по той или иной теме, заинтересовать учеников. Программа Frontpage позволяет составить свой учебник любому учителю, в достаточной степени владеющему компьютером. Так, например, для изучения темы «Мифы» в 6 классе по программе под редакцией Кутузова А.Г. предлагаются древнегреческие мифы, в частности миф о Геракле. Электронный учебник «Мифы народов мира» (см. Приложение), в который включены, помимо древнегреческих,  мифы древних славян и хакасов, позволяют не только расширить знания учащихся, но и выявить общность взглядов на мироустройство у древних греков, славян и хакасов. Такие электронные пособия могут создаваться учителем по мере необходимости для более подробного изучения той или иной темы. Рекомендации по созданию электронных учебников можно посмотреть в статье Савкина И.Ю. «Конструирование учебника по литературе как одна из форм организации проектно-исследовательской деятельности учащихся, а также на сайте Федерального агентства по экспертизе учебников.

Сегодня выпущено достаточно различных электронных пособий по литературе, в частности электронные учебники для каждого класса средней и старшей школы, они универсальны и подходят для любого УМК по литературе у учителя есть выбор, он может не ограничиваться традиционным учебником, также работа с электронным учебником повышает интерес учащихся к предмету, особенно у мальчиков, которые ранее интереса к предмету особо не проявляли. Среди таких электронных пособий нам хотелось бы особо отметить пособия «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Это настоящее образовательное пространство, разработчики не только создали учебники по всем предметам для всех классов, но еще предлагают достаточное количество продуктов для учителя, например, конструктор уроков, который значительно превышает возможности обычной мультимедийной презентации.

«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» помогает разнообразить уроки литературы, сделать их более познавательными и интересными. Например, при изучении темы «Серебряный век» русской поэзии» использование учебника «Уроки литературы Кирилла и Мефодия 11 класс» позволяет не просто рассказать о литературных течениях того времени, но и показать их в соотношении с другими видами искусства. Несомненно, электронный учебник расширяет информационное пространство, учит работать с информацией, развивает информационную компетенцию учащихся. Гиперссылки внутри текста статей учебника позволяют не только посмотреть термины, биографии писателей, но и перейти к текстам произведений, которые содержатся в библиотеке электронного учебника. Каждый урок заканчивается тестированием, которое позволяет ученику определить, что им усвоено в изучаемой теме, а над чем необходимо еще поработать. Такие интерактивные тесты возможно пройти еще раз в случае неудовлетворительного результата, просмотрев материалы урока еще раз.
В 9-ых классах в течение 2009-2010 учебного года уроки литературы проводились с использованием ИКТ. Опрос, проведенный в этих классах, показал, что большинство учащихся (80%) считают уроки с использованием ЭОР более интересными; 70% считают, что они больше узнали о писателе из интернета (адреса сайтов указаны учителем), чем мог бы рассказать учитель и учебник; 60% опрошенных считают, что электронные презентации лучше доносят информацию; тесты, выполняемые на компьютере, предпочли 90% учащихся. Все опрошенные сказали, что без ЭОРов трудно готовиться к урокам, а при работе над проектом без них не обойтись.
 
 

Здравствуйте, Наталья

Здравствуйте, Наталья Михайловна, с большим интересом прочитала вашу статью и поняла, что мы с вами единомышленники.Мои ученики с удовольствием работают над проектами, осуществляют поиск информации в Интернете, создают презентации... Но сами презентации им уже неинтересны, поэтому я с вами согласна: гипертекстовые презентации помогают учащимся лучше усвоить материал, дают возможность понять художественную литературу. Спасибо за то, что поделилсь своими наработками, за глубину и обширность материала.С уважением, Петрова Л.В.

 Уважаемая Наталья

 Уважаемая Наталья Михайловна! 
 Очень приятно познакомиться!   На мой взгляд, Ваш материал  обобщает возможности использования ЭОРов на уроках литературы.Действительно,  уроки литературы  очень информативны по своей сути, но   еще больше  материала остается за  рамками урока. А как бы хотелось их использовать!!! Ведь уроки литературы -это уроки одного из видов искусства! Следовательно,  нужно и можно использовать на этих уроках  средства  воспитания эстетического вкуса, способствовать  восприятию художественного мира писателя, поэта  средствами других искусств. А если мы еще вспомним, что для уроков литературы часто необходимы сведения из истории,   обществознания, русского языка,  то сразу видна необходимость дополнительных "инструментов"   учителя для выполнения образовательных целей и задач.  ЦОРы или ЭОРы  в этом смысле  бесценный инструмент. Вы очень подробно описали  с  какой целью используете ЭОРы на уроках.  Но    как - то  вскользь  затронули интерактивную роль презентаций на уроках. Ведь  это не только   род иллюстрации к  рассказу учителя,  но  часто материалы презентаций становятся материалом для рассуждений  учащихся, обсуждений, дискуссий.  Мы не просто предлагаем детям  готовый материал,  но и предлагаем над ним поработать,  интерпретировать,  уточнить.  Таким образом, столь распространный ресурс  становится основой  инновационной  работы  на уроке - интерактивных технологий, где ребенок учится творчески,  критически и вдумчиво  относится  к любому материалу,  уметь формулировать свою точку зрения и отстаивать ее. Это, мне кажется,  очень ценно. 
Спасибо за интереснейший материал. 
С уважением Елена Евгеньевна. 

Уважаемая Наталья Михайловна!

Уважаемая Наталья Михайловна! ваши идеи поиска учащимися дополнительной информации к художественному тексту мне очень близки. На мой взгляд, это возможность для деятельности(!), в которой обретается смысл, и другого способа нет. Я не принимаю ситуацию использования ЭОР только для предъявления информации, непременно должны быть задания на освоение этой информации. В этом мы солидарны с Вами.  Интересно было бы познакомиться с презентациями учащихся. Удачи и успехов!