Фролова Г.А. Использование ЭОР при изучении эпистолярного наследия русских писателей

Использование ЭОР при изучении эпистолярного наследия русских писателей

 Фролова Галина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 3 города Петровска Саратовской области,
e-mail: pulka.69@mail.ru
web-сайт:  www.galanfr.ucoz.ru
    Статья содержит описание опыта работы по развитию речи в старших классах, в том числе гуманитарного профиля. Использование ЭОР  в ходе работы по теме способствует реализации деятельностного подхода к обучению, усиливает практическую направленность материала. На основе изучения эпистолярного наследия русских писателей старшеклассники под руководством учителя овладевают актуальными приёмами создания собственных письменных развёрнутых высказываний – писем, в том числе электронных.
 
   Не секрет, что в письменном общении  современные школьники активно используют  форму SMS-сообщений. Создание письма представляется им сложным, хотя электронная переписка привлекает многих. В связи с этим  изучение эпистолярного наследия русских писателей  приобретает особую актуальность. ИКТ предоставляют нам замечательные возможности как в поиске  материала по теме (письма мастеров слова, статьи, фотографии), так и в подготовке презентации результатов его изучения. 
      Школьники среднего звена заинтересованы в изучении эпистолярного жанра в меньшей степени, нежели старшеклассники, которым уже знакомы «Письмо Татьяны к Онегину», «Письмо Онегина к Татьяне» (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»); письмо Веры  Печорину  (М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»); письмо Пульхерии Раскольниковой (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»), письмо Обломова Ольге (И.А.Гончаров «Обломов»)… Все эти письма сыграли самую решительную роль в жизни героев.
     Начиная разговор о  письме как способе общения, дающем уникальные возможности,  рекомендую перечитать письмо Ильи Ильича Обломова возлюбленной (диск «Русская литература»[1] или ресурсы сетиИнтернет позволят быстро найти искомый фрагмент): «Вам странно, Ольга Сергеевна (писал он), вместо меня самого получить это письмо, когда мы так часто видимся. Прочитайте  до конца, и вы увидите, что мне иначе поступить нельзя…»
- Почему, на ваш взгляд, Обломов пишет Ольге письмо, то время как они «часто видятся»?
(В письме Обломов признаётся: «Зачем же я пишу вам? Зачем не пришёл прямо сказать вам, что желание видеться с вами растёт с каждым днём, а видеться не следует? Сказать вам это в лицо – достанет ли духу,  сами посудите!»)
- Письмо может дать возможность более откровенного разговора, нежели  «лицом к лицу, глаза в глаза». Кроме того, человек, сочиняя письмо, более тщательно, чем в процессе устной беседы, подбирает слова и выражения, обдумывает построение своего высказывания, и это даёт ему возможность самому лучше понять себя, разобраться в себе, снять с души тяжесть. Недаром ведь Илье Ильичу после написания письма «стало почти весело». Он удивляется: «Я почти счастлив… Отчего это? Должно быть, оттого, что я сбыл груз души в письмо». Значит  альтернативу традиционному письму найти сложно. Почему же мы редко пользуемся этой уникальной возможностью общения? (Чтобы написать письмо,  которое не скомпрометирует тебя, нужно обладать определёнными навыками, нужно уметь писать письма). Так давайте учиться  у мастеров!
    Вот как, например, можно организовать работу с эпистолярным наследием А.С.Пушкина.
    Первый этап – поисковый. Задание -  найти письма поэта  жене, брату, отцу,  Н.В.Гоголю, А.Х.Бенкендорфу (работа с Мультимедиа энциклопедией  «Пушкин в зеркале двух столетий»[2] или собранием сочинений поэта).   
    Второй  этап – аналитический. Сравнивая деловые и личные письма поэта, обращаем внимание на то, что деловые письма короче, содержат лишь необходимую информацию; здесь неуместны тёплые обращения, разговорная лексика. Просим учеников подобрать и прокомментировать примеры. (В конце мая 1934 года, например, А.С.Пушкиным написаны письма А.Н.Мордвинову, управляющему 111 отделением, о чём узнаём из комментариев, и жене. Вот письмо А.Н.Мордвинову: «Милостивый государь Александр Николаевич, осмеливаюсь беспокоить Ваше превосходительство покорнейшей просьбой о позволении мне перепечатать в одну книгу сочинения мои в прозе, доныне изданные; также и о позволении доставить Вильгельму Кюхельбекеру экземпляр всех моих сочинений. С глубочайшим почтением честь имею быть, милостивый государь, Вашего превосходительства покорнейший слуга Александр Пушкин. 26 мая 1834, СПб».  А вот  письмо, написанное  примерно в это же время Н.Н.Пушкиной «Из Петербурга в Полотняный завод»: «Благодарю тебя, мой ангел, за добрую весть о зубке Машином. Теперь надеюсь, что и остальные прорежутся безопасно. Теперь за Сашкою дело…» Никаких официальных обращений. «Мой ангел»! И сразу - о том, что волнует Пушкина - отца семейства. Объём письма значительный. Здесь и светские новости, и хозяйственные хлопоты, и размышления («Зависимость и расстройство в хозяйстве ужасны в семействе; и никакие успехи тщеславия не могут вознаградить спокойствия и довольства»), и «крик души» («Ты разве думаешь, что свинский Петербург не гадок мне? что мне весело жить между пасквилями и доносами?»)… В конце же: «Целую вас и благословляю. Деньги шлю на имя Дмитрия Николаевича».  Это письмо – задушевный разговор о бытовом, насущном и о таком, чего не высказать чужому).
     На следующем этапе переходим к обобщению, учимся адаптировать полученный опыт к современным условиям: вспоминаем  общие закономерности написания письма, необходимые элементы его структуры (вежливое или тёплое обращение, этикетные формулы - пожелания, предложения, подпись, датирование, указание местонахождения отправителя, постскриптум). Практически все эти элементы сохраняются и в современных электронных письмах.
    Завершающий этап работы – применение полученных знаний в практической деятельности, презентация результатов работы по теме. После  обсуждения правил написания электронных писем[3] предлагаю создать собственное письменное высказывание в эпистолярной форме. Письмо, адресованноеучителю, может быть создано как на бумаге, так и в электронном виде (адрес электронной почты можно записать на доске). Возможно, кто-то захочет поделиться мыслями  о  прочитанной книге или о неделе русского языка и литературы; у кого-то есть потребность  проконсультироваться по какому-либо вопросу…
     В помощь учащимся можно предложить буклет «Как писать?», составленный группой одноклассников на основе советов Д.С.Лихачёва[4]. Там могут быть, например, такие слова: «Надо всегда конкретно представлять себе или воображать читателя…и как бы записывать свою беседу с ним…Беседуя с этим воображаемым, записывайте всё, что вы ему говорите. Чем ближе ваш письменный язык к языку устному, тем лучше, тем он свободнее, разнообразнее, естественнее по интонации. Специфические для письменной речи обороты утяжеляют язык. Они не нужны. Однако устный язык имеет и большие недостатки: он не всегда точен, он неэкономен, в нём часты повторения. Значит, записав свою речь к воображаемому читателю, надо затем её максимально сократить, исправить, освободить от неточностей, от чрезмерно вольных, «разговорных» выражений».
    Проверка работ и последующие наблюдения, беседы со старшеклассниками  показывают: интерес к  эпистолярному жанру, подкреплённый знаниями о правилах написания писем,   открывает для школьников  новые возможности общения, а использование ЭОР в процессе работы с эпистолярным наследием русских писателей дарит новые возможности учителю.
 
Литература
 
  • Лихачёв  Д.С. «Письма о добром и прекрасном» - М.: «Детская литература».-1989
  • Мультимедийная энциклопедия «Русская литература. 8-11 класс» - «Новый диск»
  • Мультимедиа энциклопедия «А.С.Пушкин в зеркале двух столетий» - «1С»: Познавательная коллекция
 
Приложение
Рекомендации учащимся
 
Правильное составление электронного письма
 
  • Как любое хорошее письмо, ваше сообщение должно быть ясным и четким. Придерживайтесь коротких предложений. Не повторяйтесь.
  • Редактирование сообщения
  • Редактируйте себя. Просмотрите свое сообщение, по крайней мере, один раз холодным и критическим взглядом. Ищите опечатки и грамматические ошибки, пользуйтесь словарем.
  • Тема сообщения
  • Используйте строку «тема»: это полезно для тех, кто получает сообщение, и может оказаться полезным даже для вас, автора. Выбор правильной темы может помочь вам сосредоточиться на сути вашего сообщения. Старайтесь излагать тему сообщения настолько кратко, насколько это возможно. Считайте это скорее названием, чем основной мыслью. Люди, ежедневно получающие большое количество электронной почты, используют строку темы сообщения для сортировки и расположения почты по приоритетам. Таким образом, тема сообщения может стать заголовком, говоря: «Прочитай меня первым».
  • Слова вежливости
  • Применяйте все известные формы приветствий. А под конец письма, перед подписью, подставьте: «с уважением», «всего доброго». 
  • Дополнительное средство коммуникации
  • Легко увлечься простотой и новизной, удобством, электронной почты, но всегда помните, что она должна дополнять другие способы  коммуникации (личная встреча,  письмо, написанное от руки).  


[1] Мультимедийная энциклопедия «Русская литература. 8-11 класс» - «Новый диск»
[2] Мультимедиа энциклопедия «А.С.Пушкин в зеркале двух столетий» - «1С»: Познавательная коллекция
[3] В разделе «Приложение» представлены основные рекомендации. На их основе можно составить мультимедийную презентацию или раздаточный материал (карточка, буклет)
[4] См. книгу Д.С.Лихачёва «Письма о добром и прекрасном» - М.: «Детская литература».-1989

Как замечательна Ваша работа,

Как замечательна Ваша работа, уважаемая Галина Анатольевна! Какая чУдная идея! Через письма Великих- к правильному собственному письму, в том числе и электронному... Это, естественно, и новые возможности коммуникации, и практические навыки... "Загорелась", уже строю планы... Спасибо!

Здравствуйте, Галина

Здравствуйте, Галина Анатольевна, соглашусь с коллегами: очень современно, своевременно, интересно и дальнозорко. Спасибо за статью. С уважением,Петрова Л.В.

Галина Анатольевна, спасибо

Галина Анатольевна, спасибо за статью. Весьма заинтересовал ход с письмом Обломова. Действительно, очень своевременная тема. В прошлом году мы её подробно обсуждали с восьмиклассниками: анализировали письмо Гринёва-отца, открыли для себя письма 16-тилетнего Пушкина, сравнили их с сетевыми "шедеврами", пытались "реабилитировать своё поколение в глазах потомков" - учились писать, знакомились с секрктами эпистолярного жанра. Очень интересными получились послания школьников в прошлое - проект "Письма на фронт". (Посмотреть подробнее можно по ссылке:  /node/49325 ). Ваша статья открыла новый путь в этой теме. Спасибо. Момот Е.О.

Галина Анатольевна,

Галина Анатольевна, замечательная идея! Ну любят наши дети писать СМС и не понимают , как люди раньше без этого обходились!
Ваша идея через  электронную почту попробовать составить письмо в рамках изучения литературного произведения  мне очень нравится!  Мы  со старшеклассниками  активно используем  возможности коммуникации посредством электронный почты, но чаще для решения сиюминутных проблем ,а вот  как форму организации работы по изучению произведения - не думала...Блестящая идея!
Можно предложить расширить перечень произведений. в которых  герои пишут друг другу письма, придумать  и провести предметный или метапредметный проект на эту тему..  Мои мысли уже потекли в эту сторону! Спасибо за такой продуктивный толчок!

Какая интересная тема! Вам,

Какая интересная тема! Вам, Галина Анатольевна, удалось найти смычку между высоким и массовым, пусть современные подростки воочию увидят разницу! Интересно было бы увидеть разницу "до" и "после" обучения. Изменился ли уровень коммуникации? Я своим студентам даю задание написать электронное письмо родителям учеников. Это, действительно, совершенной иной уровень коммуникации!