Не секрет, что в письменном общении современные школьники активно используют форму SMS-сообщений. Создание письма представляется им сложным, хотя электронная переписка привлекает многих. В связи с этим изучение эпистолярного наследия русских писателей приобретает особую актуальность. ИКТ предоставляют нам замечательные возможности как в поиске материала по теме (письма мастеров слова, статьи, фотографии), так и в подготовке презентации результатов его изучения.
Школьники среднего звена заинтересованы в изучении эпистолярного жанра в меньшей степени, нежели старшеклассники, которым уже знакомы «Письмо Татьяны к Онегину», «Письмо Онегина к Татьяне» (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»); письмо Веры Печорину (М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»); письмо Пульхерии Раскольниковой (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»), письмо Обломова Ольге (И.А.Гончаров «Обломов»)… Все эти письма сыграли самую решительную роль в жизни героев.
Начиная разговор о письме как способе общения, дающем уникальные возможности, рекомендую перечитать письмо Ильи Ильича Обломова возлюбленной (
диск «Русская литература»[1] или ресурсы сети
Интернет позволят быстро найти искомый фрагмент
): «Вам странно, Ольга Сергеевна (писал он), вместо меня самого получить это письмо, когда мы так часто видимся. Прочитайте до конца, и вы увидите, что мне иначе поступить нельзя…»
- Почему, на ваш взгляд, Обломов пишет Ольге письмо, то время как они «часто видятся»?
(В письме Обломов признаётся: «Зачем же я пишу вам? Зачем не пришёл прямо сказать вам, что желание видеться с вами растёт с каждым днём, а видеться не следует? Сказать вам это в лицо – достанет ли духу, сами посудите!»)
- Письмо может дать возможность более откровенного разговора, нежели «лицом к лицу, глаза в глаза». Кроме того, человек, сочиняя письмо, более тщательно, чем в процессе устной беседы, подбирает слова и выражения, обдумывает построение своего высказывания, и это даёт ему возможность самому лучше понять себя, разобраться в себе, снять с души тяжесть. Недаром ведь Илье Ильичу после написания письма «стало почти весело». Он удивляется: «Я почти счастлив… Отчего это? Должно быть, оттого, что я сбыл груз души в письмо». Значит альтернативу традиционному письму найти сложно. Почему же мы редко пользуемся этой уникальной возможностью общения? (Чтобы написать письмо, которое не скомпрометирует тебя, нужно обладать определёнными навыками, нужно уметь писать письма). Так давайте учиться у мастеров!
Вот как, например, можно организовать работу с эпистолярным наследием А.С.Пушкина.
Первый этап – поисковый. Задание - найти письма поэта жене, брату, отцу, Н.В.Гоголю, А.Х.Бенкендорф
у (работа с Мультимедиа энциклопедией «Пушкин в зеркале двух столетий»
[2] или собранием сочинений поэта).
Второй этап – аналитический. Сравнивая деловые и личные письма поэта, обращаем внимание на то, что деловые письма короче, содержат лишь необходимую информацию; здесь неуместны тёплые обращения, разговорная лексика. Просим учеников подобрать и прокомментировать примеры. (В конце мая 1934 года, например, А.С.Пушкиным написаны письма А.Н.Мордвинову, управляющему 111 отделением, о чём узнаём из комментариев, и жене. Вот письмо А.Н.Мордвинову: «Милостивый государь Александр Николаевич, осмеливаюсь беспокоить Ваше превосходительство покорнейшей просьбой о позволении мне перепечатать в одну книгу сочинения мои в прозе, доныне изданные; также и о позволении доставить Вильгельму Кюхельбекеру экземпляр всех моих сочинений. С глубочайшим почтением честь имею быть, милостивый государь, Вашего превосходительства покорнейший слуга Александр Пушкин. 26 мая 1834, СПб». А вот письмо, написанное примерно в это же время Н.Н.Пушкиной «Из Петербурга в Полотняный завод»: «Благодарю тебя, мой ангел, за добрую весть о зубке Машином. Теперь надеюсь, что и остальные прорежутся безопасно. Теперь за Сашкою дело…» Никаких официальных обращений. «Мой ангел»! И сразу - о том, что волнует Пушкина - отца семейства. Объём письма значительный. Здесь и светские новости, и хозяйственные хлопоты, и размышления («Зависимость и расстройство в хозяйстве ужасны в семействе; и никакие успехи тщеславия не могут вознаградить спокойствия и довольства»), и «крик души» («Ты разве думаешь, что свинский Петербург не гадок мне? что мне весело жить между пасквилями и доносами?»)… В конце же: «Целую вас и благословляю. Деньги шлю на имя Дмитрия Николаевича». Это письмо – задушевный разговор о бытовом, насущном и о таком, чего не высказать чужому).
На
следующем этапе переходим к обобщению, учимся адаптировать полученный опыт к современным условиям: вспоминаем общие закономерности написания письма, необходимые элементы его структуры (вежливое или тёплое обращение, этикетные формулы - пожелания, предложения, подпись, датирование, указание местонахождения отправителя, постскриптум). Практически все эти элементы сохраняются и в современных электронных письмах.
Завершающий этап работы – применение полученных знаний в практической деятельности, презентация результатов работы по теме. После обсуждения правил написания электронных писем
[3] предлагаю создать собственное письменное высказывание в эпистолярной форме.
Письмо, адресованное
учителю, может быть создано как на бумаге, так и
в электронном виде (адрес электронной почты можно записать на доске). Возможно, кто-то захочет поделиться мыслями о прочитанной книге или о неделе русского языка и литературы; у кого-то есть потребность проконсультироваться по какому-либо вопросу…
В помощь учащимся можно предложить
буклет «Как писать?», составленный группой одноклассников на основе советов Д.С.Лихачёва
[4]. Там могут быть, например, такие слова: «Надо всегда конкретно представлять себе или воображать читателя…и как бы записывать свою беседу с ним…Беседуя с этим воображаемым, записывайте всё, что вы ему говорите. Чем ближе ваш письменный язык к языку устному, тем лучше, тем он свободнее, разнообразнее, естественнее по интонации. Специфические для письменной речи обороты утяжеляют язык. Они не нужны. Однако устный язык имеет и большие недостатки: он не всегда точен, он неэкономен, в нём часты повторения. Значит, записав свою речь к воображаемому читателю, надо затем её максимально сократить, исправить, освободить от неточностей, от чрезмерно вольных, «разговорных» выражений».
Проверка работ и последующие наблюдения, беседы со старшеклассниками показывают: интерес к эпистолярному жанру, подкреплённый знаниями о правилах написания писем, открывает для школьников новые возможности общения, а использование ЭОР в процессе работы с эпистолярным наследием русских писателей дарит новые возможности учителю.
Литература
Как замечательна Ваша работа,
Здравствуйте, Галина
Галина Анатольевна, спасибо
Галина Анатольевна,
Ваша идея через электронную почту попробовать составить письмо в рамках изучения литературного произведения мне очень нравится! Мы со старшеклассниками активно используем возможности коммуникации посредством электронный почты, но чаще для решения сиюминутных проблем ,а вот как форму организации работы по изучению произведения - не думала...Блестящая идея!
Можно предложить расширить перечень произведений. в которых герои пишут друг другу письма, придумать и провести предметный или метапредметный проект на эту тему.. Мои мысли уже потекли в эту сторону! Спасибо за такой продуктивный толчок!
Какая интересная тема! Вам,