Принятие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), введенного в действие 1 сентября 2011 года, предъявляет ряд требований к результатам образования к необходимости использования информационных технологий.
Через самое непродолжительное время стандарты второго поколения накрою и основную школу. У нас есть время подготовиться!:))
ФГОС однозначно трактует ситуацию с использованием информационных технологий в образовательном процессе:
Основной чертой сложившейся к настоящему времени в отечественной школе ситуации с использованием в учебном процессе информационных технологий, в том числе электронных образовательных ресурсов (ЭОР), является то, что соответствующая деятельность учителей поощрялось, однако не являлась для них обязательной.
Ситуация существенно изменилась с принятием и введением в действие федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), содержащим требования к: результатам освоения основной образовательной программы; условиям реализации основной образовательной программы; структуре основной образовательной программы.
|
Какие результаты должен достичь выпускник (опираемся пока только на требования к начальной школе)?
• активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
• вводить текст с помощью клавиатуры;
• фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки и измеряемые величины;
• готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
• уметь использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
А как мы этого можем достичь? Модель "1 ученик - 1 компьютер" для большинства наших школ - пока недостижимая мечта. Ситуация меняется, но пока не так быстро, как нам хотелось бы...
Наблюдая за увеличением количества интерактивного оборудования на примере Челябинска, знакомясь с опытом внедрения интерактивных технологий в других муниципалитетах страны, могу с уверенностью сказать, что модель организации рабочей среды учебного помещения "Компьютер на рабочем месте учителя, подключенный к проектору и интерактивной доске" более реалистичен для обеспечения необходимой материально - технической базы.
В настоящее время подавляющее большинство общеобразовательных учреждений имеют хотя бы одну интерактивную доску. При этом результаты бесед с учениками и учителями во время мониторинговых визитов показывают, что учеников привлекает такое техническое средство обучения как интерактивная доска, им хотелось бы как можно чаще выполнять задания на интерактивной доске, но большинство учителей, имеющие возможность использовать интерактивную доску на своих уроках, считают, что это дорогостоящее оборудование по ряду объективных и субъективных причин используется малоэффективно.
Основными причинами малоэффективного использования интерактивных досок в учебном процессе учителя считают:
1) отсутствие у них должного уровня подготовки на самостоятельное освоение поступившей в школу интерактивной доски у них нет времени, как нет и возможности посещения курсов повышения квалификации по работе с имеющейся в их распоряжении интерактивной доске;
2) разнообразие моделей интерактивных моделей не только в соседних, но даже и в одной школе не позволяет обмениваться наработками с коллегами;
3) отсутствие на федеральных порталах электронных образовательных ресурсов, ориентированных на педагогически целесообразное использование интерактивной доски.
И если первые две проблемы могут быть решены только на уровне школы или муниципалитета, то последняя проблема - это объект нашей с вами работы.
На предыдущем этапе мы прошерстили с вами федеральные коллекции и нашли, как нам кажется, подходящие для работы с доской ЭОРы. Но вот как они реализуют базовые принципы ФГОС? Как работают на достижение ожидаемых результатов? За счет каких своих возможностей и имеющегося потенциала? - эти вопросы обсуждаем сейчас.
|