Специфика деятельности учителя в новых условиях

Построение учебного процесса на основе использования ЭОР предполагает изменение роли учителя. Происходит переосмысление позиций педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником знаний и информации.

Исходя из вышесказанного, представляется оптимальным способом проектирования и организации образовательного процесса на основе ЭОР, при котором:
• основной акцент делается на организацию активных видов познавательной деятельности обучаемых, формирование «открытой» познавательной позиции;
• учитель выступает в роли педагога-менеджера и режиссера обучения, готового предложить учащимся необходимый комплект средств обучения, а не только передать учебную информацию;
• учебная информация используется как средство организации познавательной деятельности, а не как цель обучения;
• обучаемый выступает в качестве субъекта деятельности наряду с педагогом, а его личностное развитие выступает как одна из главных образовательных целей.


 Основные тезисы, отражающие роль учителя в условиях нового подхода к организации процесса обучения:

1. Учитель — не единственный источник информации.
2. Учитель организует поиск учащимися информации и ее отбор, переработку в соответствии с выделенными критериями и, таким образом, является посредником между учащимся и источниками информации.
3. Учитель определяет оптимальную для каждого учащегося совокупность ЭУМ в соответствии с результатами диагностики.
4. Учитель определяет форму контроля усвоения знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с выявленными индивидуальными особенностями.
5. Учитель — инициатор новых форм взаимодействия учащихся с учителем и между собой на уроке и во внеурочное время.
6. Учитель — организатор (модератор) дискуссий, обсуждений проблемных и спорных вопросов на уроке и во внеурочное время.

В соответствии с высказанными положениями можно утверждать, что в корне изменяется и процесс подготовки учителя как к организации процесса обучения в целом, так и к конкретному уроку в отдельности.
Организация самостоятельной деятельности обучающихся на основе использования ЭОР НП предполагает следующие позиции педагога, которые заключаются главным образом в сопровождении и поддержке деятельности обучающегося

Подготовлено с использованием  научно-методческих материалов "Использование ЭОР нового поколения в учебном процессе"-Санкт-Петербург, РГПУ им. А. И. Герцена. Полный текст представлен в приложении на странице урока Модели уроков на основе использования ЭОР
Федеральный государственный образовательный стандарт