Проектирование урока с использованием ЭОР. Особенности организации и методики

Использование на уроке информационных технологий требует от учителя тщательной подготовки. Опираясь на дидактические, психологические, гигиенические требования к уроку, учитель создает программу управления деятельностью учащихся, т.е. проектирует урок.
На первом этапе определяется роль урока в структуре изучения темы. Из роли урока вытекают его цели. Важный момент - выделение ведущей цели, определяющей всю логику будущего урока. Цели должны быть конкретны, четко сформулированы, направлены на продвижение учащегося по ступеням от знания через понимание к творческой деятельности и затем к уровню развития личности, уровню, на котором формируются личностные качества учащегося, и происходит его развитие, изменение его отношения к миру, окружению и к себе.
Планирование результатов обучения, определение главных задач урока - следующий этап проектирования. Любая задача урока может быть решена на четырех уровнях усвоения.
  • Знать (онтологический уровень) - уровень знакомства и понимания основных теорий, концепций, идей.
  • Уметь (поведенчески-деятельностный уровень) - уровень применения теорий для решения типовых (стандартных) задач.
  • Владеть (уровень способностей) - уровень освоения и применения способов деятельности, мыслительных стратегий для решения нестандартных задач.
  • Быть (смысловой уровень)- уровень развития способностей (креативных, мыслительных, коммуникативных, рефлексивных), позволяющих решать стратегические проблемы, а главное, создавать отношение к миру, делу и себе самому (смыслотворчество).
Определение начальных условий позволит уточнить систему задач и при необходимости организовать вводное повторение на уроке. Далее необходимо выбрать метод обучения, отобрать подходящие организационные формы обучения. В итоге определяется дидактическая основа главного элемента урока, нацеленного на решение ведущей цели.
Разработка структуры урока - важнейший этап проектирования. На этом этапе будущий урок оформляется в виде документа. При проектировании содержательного наполнения урока следует определить: что необходимо рассказать ученикам, что они изучат самостоятельно, какие необходимо задать вопросы, какие задачи предложить на разных этапах деятельности для коллективной, групповой, индивидуальной работы, какие задания дать на длительные сроки, как контролировать успешность процесса. Критерии работы с содержанием урока:
  • практическая значимость;
  • доступность понятий, объема материала;
  • эмоциональная значимость фактов и идеи;
  • непротиворечивость фактов и идей, проблемность.
Следующий этап предполагает обдумывание организационной схемы урока, отбор средств обучения, приемов педагогической техники.
Таким образом, при конструировании урока учителю следует проектировать:
  • цели урока;
  • мотивацию учащихся;
  • содержание занятия;
  • деятельность учащихся;
  • деятельность учителя;
  • рефлексию деятельности на занятии;
  • обратную связь с учащимися.
По своим целям и дидактической структуре урок очень подвижная и гибкая форма организации занятий, он находится в постоянном развитии и видоизменяется в зависимости от внешних и внутренних условий. Поэтому в проектируемый урок необходимо закладывать возможность постоянного расширения и обновления его системы задач и средств их достижения.
При выборе электронных образовательных ресурсов аргументируется необходимость их использования в образовательном процессе. Последовательность рассуждений учителя может быть следующей:
  1. каких целей хотелось бы достигнуть с помощью использования ЭОР (развития логического мышления, креативности, коммуникабельности, мобильности, быстроты реакции и т.д.);
  2. какие из доступных объектов ЭОР помогут добиться наилучшего результата;
  3. использование каких технологий наиболее естественно впишется в сложившуюся структуру образовательного процесса, какие объекты  будут интересны и доступны учащимся.
Факторы, которые необходимо учитывать при проектировании уроков с использованием ИКТ
Во-первых, проводится детальный анализ ЭОР  с позиций принципа генерализации информации, прогнозируется эффективность использования данного ресурса при проведении различного рода занятий, определяется методика их проведения и проектируются основные виды деятельности с данными ресурсами в учебном процессе.
Во-вторых, учитываются санитарные нормы работы учащихся за компьютером. Первоклассникам разрешено проводить за компьютером 10 минут, учащимся вторых - пятых классов не более 15 минут, шестые - седьмые классы могут работать за компьютером 20 минут, восьмые и девятые классы - 25 минут. Учащиеся десятых, одиннадцатых классов на первом уроке могут находиться за компьютером 30 минут, на втором уроке 20 минут.
В-третьих, продумываются организационные формы урока.
Ключевые моменты
Подготовка к проектированию урока с использованием ИКТ включает в себя следующее:
  1. Определение роли и места предстоящего урока в изучаемой теме, его связей с предыдущими и последующими занятиями.
  2. Формулировка целей и задач урока с учетом психологических и возрастных особенностей класса. Планирование образовательных продуктов, которые будут созданы учениками в результате занятия. Уточнение способов контроля и оценки уровня достижения каждой из целей урока.
  3. Изучение учебников, методических пособий, электронных изданий образовательного направления по данной теме.
  4. Выбор наиболее эффективных методов обучения, способствующих образовательной деятельности учащихся. Выбор форм и способов организации этой деятельности.
  5. Отбор минимального содержания учебного материала для урока, выбор формы его проведения (компьютерная лекция, диспут, семинар, практикум по решению задач, компьютерная лабораторная работа и т.д.), основных видов деятельности учеников.
  6. Оценка вариантов реализации учебной ситуации - с применением компьютера и без применения. Определение места работы с объектами ЭИОН в структуре урока.
  7. Отбор и подготовка технологической карты к уроку, демонстрационных опытов, интерактивных моделей, таблиц и другого оборудования.
  8. Разработка структуры, планирование этапов урока.