Что такое экспертиза, или Разберемся с понятиями

Аватар пользователя dudkoyuliya
Не в сети
Регистрация: 30/03/2009
  • Кто такой эксперт?
  • Чем эксперт отличается от неэксперта?
  • По каким критериям производить отбор экспертов?
  • В чем суть экспертизы?
  • Чем экспертиза отличается от оценивания?
  • Что мы ждем от экспертизы?
Вопросы жизненные. У методиста,  организующего деятельность по экспертированию методических продуктов, они должны вызывать живой и острый интерес. Не менее интересны ответы на эти вопросы для автора экспертируемых материалов, который свои вопросы чаще формулирует с  риторического вопроса " А судьи кто?" :))
Предлагаю всем нам обменяться теоретическими сведениями по этому вопросу, чтоб определить базовые смысловые позиции понятий "эксперт" и "экспертиза" применительно к методическим продуктам.
Не забываем указывать источник заимствования!
Особо интересные ресурсы по этому поводу - статьи, сборники конференций и пр., предлагаю опубликовывать в виде гиперссылок в нашем семинаре. 
 
Аватар пользователя Z-Osya
Не в сети
Регистрация: 17/10/2011
Эксперт, я полагаю, это
Эксперт, я полагаю, это знаток, критик, специалист, консультант, рецензент.
Знание эксперта в сфере его экспертизы обычно отличается от знания неэксперта в этой сфере. Наверное, в этом и есть основное отличие эксперта от неэксперта.
Основным критерием для отбора эксперта я бы назвала степень компетентности эксперта. Ее измерить, конечно, достаточно сложно ( если речь не идет о стаже работы или ученой степени). Но все-таки можно рассматривать и число опубликованных работ, число ссылок на эти работы в литературе, оценка работ общественностью.
Еще я бы отметила один критерий- оптимальное сочетание узкой специализации и общего кругозора эксперта. (В.Я. Ельмеев, В.Г. Овсянников. Прикладная социология
Методы подбора и работы экспертов).
Что же касается термина "экспертиза", то большинство словарей дают приблизительно схожее определение- это "исследование специалистом-экспертом каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники, искусства и т. д." (Экономический словарь, БЭС, Исторический словарь). Применительно к методическим продуктам я вижу основное отличие экспертизы от оценивания в том, что экспертиза является видом деятельности, охватывающим исследование методического материала и определение технологии его применения,  действий участников образовательного процесса, что требует от эксперта глубоких знаний в области педагогики, психологии, профессионально-предметных знаний.
Аватар пользователя dudkoyuliya
Не в сети
Регистрация: 30/03/2009
Оксана Александровна , рада
Оксана Александровна , рада вас видеть на нашем семинаре! Вдвойне рада землячке!   

Соглашусь,  что подбор экспертов для проведения методической экспертизы очень серьезно зависит от уровня компетентности эксперта , и простыми инструментами это не померить.
Вы называете  их несколько:
  • стаж работы 
  • наличие ученой степени
  • число опубликованных работ
  • число ссылок на эти работы в литературе
  • оценка работ общественностью
  • сочетание узкой специализации и общего кругозора эксперта
Если мы имеем дело с экспертизой методических материалов в повседневной практике , то как организаторам экспертизы выдержать эти требования к эксперту?  - это первая и основная , на мой взгляд,  проблема. Где набрать столько экспертов? Или какие  -то критерии  являются главными, какие - то второстепенными?

Аватар пользователя Z-Osya
Не в сети
Регистрация: 17/10/2011
Вот если реально смотреть на
Вот если реально смотреть на вещи, то я бы оставила два критерия- первый (стаж работы) и последний(сочетание узкой специализации и общего кругозора эксперта). Как измерить первый-это тривиальный вопрос-есть четкие данные))) А как измерить второй-тут уж тестирование можно использовать, да и суждения претендента по многим вопросам. Ибо если человек не знает родной язык, пишет с элементарными ошибками- можно ли доверять его экспертной оценке? Я б засомневалась в его компетентности, честно... Все остальные критерии, к сожалению, грешат субъективностью. И показушностью, может быть... Ну это я так вижу)))
Аватар пользователя dudkoyuliya
Не в сети
Регистрация: 30/03/2009
Оксана Александровна, вы
Оксана Александровна, вы очень тонкиий момент подметили - эксперт тогда эксперт, когда кроме глубоких познаний в области экспертизы демонстрирует и знания в других областях, и знаний грамматики родного языка - одно из важнейших:)) Это мое глубочайшее мнение!
Не знаю, как вам ,а мне, как учителю русского языка и литературы,  частенько приходится слышать просьбы от "уважаемых" людей проверить их методические материалы на  соблюдение грамотности.. И это нечестно и неправильно! Если ты эксперт,  то с начала и до конца несешь ответственность за свое экспертное заключение, в том числе и за речевое и грамматическое оформление!
Аватар пользователя бтг1965
Не в сети
Регистрация: 25/11/2008
Кто такой эксперт? Если
  • Кто такой эксперт? Если заглянуть в Толковый словарь иностранных слов (Издательство Феникс, 1995), то можно прочитать следующее: "Сведующее лицо, приглашаемое в особых случаях для экспертизы". Возникает вопрос: "Что есть экспертиза?" Ответ из того же источника "Исследование и разрешение при помощи сведующих лиц какого-либо вопроса, требующего специальных знаний".
  • Чем эксперт отличается от неэксперта? Очевидно,  наличием глубоких профессиональных  знаний. 
  • По каким критериям производить отбор экспертов? Может быть по результативности их работы. Как правило, этот критерий работает на муниципальном уровне. В виртуальном пространстве этот критерий трудно определить, т.к. любой человек стремиться подать себя с наилучшей стороны, не афишируя свои  проблемы и недостатки. Поэтому можно просмотреть предлагаемые им материалы, чтобы увидеть его компетентность как специалиста и сделать вывод о его профессиональном  уровне.
  • В чем суть экспертизы? Прежде всего,  в исследовании качества предоставляемого материала. 
  • Чем экспертиза отличается от оценивания? На мой взгляд, экспертиза есть процесс, предполагающий достаточно глубокий анализ предлагаемого материала. Оценивание - это  также процесс, в котором ставится оценка не только за теоретическую разработку идеи, но и за ее практическое воплощение и результат.
  • Что мы ждем от экспертизы? Объективности и профессионализма. (Хотя любая оценка несет в себе печать субъективности). 
Аватар пользователя dudkoyuliya
Не в сети
Регистрация: 30/03/2009
Татьяна геннадьевна, очень
Татьяна геннадьевна, очень рада видеть вас на моем семинаре! Тем более польщена, что тема вызвала интерес у тех людей, которых я воспринимаю как представителей экспертной группа Открытого класса! Очень признательна! Надеюсь, ваши  ожидания от семинара оправдаются!:))

Позвольте прокомментировать  ваш пост.

"Что есть экспертиза?"  Ответ из того же источника "Исследование и разрешение при помощи сведующих лиц какого-либо вопроса, требующего специальных знаний".

Если мы собрались, чтобы обсудить проблемы экспертов, перед которыми стоит необходимость экспертировать   продукты методической деятельности, созданные для работы в ИКТ - насыщенной среде, то под специальными знаниями мы однозначно воспринимаем  знания эксперта, связанные с просмотром, созданием, использованием продуктов, созданных  в разных программных средах.Без этого эксперт не эксперт!

На мой взгляд, экспертиза есть процесс, предполагающий достаточно глубокий анализ предлагаемого материала. Оценивание - это  также процесс, в котором ставится оценка не только за теоретическую разработку идеи, но и за ее практическое воплощение и результат.

Правильно ли я понимаю, что оценивание и экспертиза для вас имеют разницу    только в содержании  процесса ? Экспертиза - это анализ теоретического предъявления,  а оценка - это анализ практического применения?
Аватар пользователя бтг1965
Не в сети
Регистрация: 25/11/2008
Юлия Николаевна, добрый день.
Юлия Николаевна, добрый день. Вопросы, данные Вами для размышления, оказались простыми лишь на первый взгляд.  Казалось бы все понятно: вот оценка, вот экспертиза. И мы не задумываясь используем их, переставляя местами, не особо вникая в их смысл, уж очень рядом "стоят" понятия. Вы правильно поняли мои мысли. Основное отличие, на мой взгляд (могу и ошибаться) именно в содержании процесса.  Думала о результате процессов. Здесь более сходства, нежели различия. В результате экспертизы появляется   экспертное заключение (простите за тавтологию), которое является по сути оценкой продукта.  Написала и задумалась, ведь оценка и оценивание имеют разное содержание? Да, действительно, исследование получается:))
Аватар пользователя dudkoyuliya
Не в сети
Регистрация: 30/03/2009
Татьяна Геннадьевна,
Татьяна Геннадьевна, здравствуйте! Тешила себя иллюзиями, что буду активно работать с 15 числа - даты официального  старта семинара :)) Но активность участников зашкаливает!  Может и к лучшему - будет больше времени обсудить именно теорию вопроса, которая чаще всего  остается за бортом работы повседневной...

Спасибо вам за внимательность и вдумчивость.. Думаю, проблема официальной экспертизы в  образовании  состоит в том, что ее результат (экспертное  заключение) становится основанием для принятия внешних официальных решений относительно автора экспертируемых продуктов, а теория вопроса говорит нам, что это самое заключение должно стать стимулом к изменению  подходов к работе  автора экспертируемых продуктов.. И вот это вот слияние  "экспертиза  как оценка" порождает множество проблем..

Мне кажется, что будущее все  - таки за экспертизой по запросу педагога.. Педагог самостоятельно решает вопросы экспертирования продуктов профессиональной деятельности: участвует в конкурсах профессионального мастерства, собирает портфолио отзывов, и потом уже предъявляет описанный и проэкспертированный опыт для работодателя.. И чем выше уровень авторитета экспертов,  поставивиших подпись или выразивших мнение, тем больше шансов на то или иное место, работу, выше уровень претензий к зарплате, выше статус... Мы начинаем все больше зависеть друг от друга и все больше нести ответсвенность за сказанное и написанное слово!
Аватар пользователя ZXCVB_
Не в сети
Регистрация: 19/12/2010
Здравствуйте, Юлия
Здравствуйте, Юлия Николаевна! Попытаюсь ответить на поставленные вопросы.
  • Кто такой эксперт?
ЭКСПЕРТ (от лат. expertus - опытный) - квалифицированный специалист в определенной области, привлекаемый для исследования, консультирования, выработки суждений, заключений, предложений, проведения
Вот такое определение  эксперт даётся  в свободной энциклопедии ВИКИПЕДИЯ
В БСЭ даётся такое определение эксперта
В толковом словаре С.И.Ожегова эксперт – специалист, дающий заключение при рассмотрении какого-нибудь вопроса.
  • По каким критериям производить отбор экспертов?
Я считаю, что при отборе экспертов надо руководствоваться следующими критериями:
компетентность
принципиальность
объективность
креативность
всесторонность
стаж работы в определённой сфере
  • В чем суть экспертизы?
Сам термин «экспертиза» произошел от латинского «expertus», что означает «опытный». Краткий словарь иностранных слов дает следующую трактовку данного понятия: экспертиза – исследование и разрешение при помощи сведущих людей какого-либо вопроса, требующего специальных знаний. В толковом словаре С.И.Ожегова экспертиза определяется как рассмотрение какого-нибудь вопроса экспертами для вынесения заключения.
Экспертиза, как метод изучения состояния объекта, применяется во многих отраслях человеческой жизни. Как считают исследователи, история возникновения экспертизы как особого способа познания берет свое начало в глубокой древности. Первыми формами экспертного оценивания считаются советы старейшин и мудрецов, государственные и военные советы, сенаты, коллегии и так далее. Тысячелетнее развитие экспертных процедур проходило стихийно, но в настоящее время экспертные оценки становятся предметом научных исследований.
Педагогическая экспертиза является одним из направлений экспертной деятельности, целью которой, в общем виде, является изучение и оценка объекта. Понятно, что объектом педагогической экспертизы могут выступать педагогические процессы или определенные виды педагогической деятельности. То есть цель конкретизируется в зависимости от предмета экспертной деятельности.
  • Чем экспертиза отличается от оценивания?
Существуют различные подходы к определению сущности педагогической экспертизы. Педагогическая экспертиза рассматривается через характеристику ее методов, через критерии подбора экспертов, через этику экспертной деятельности, через обоснование оценки учреждений и работников образования и т.п. В ряде работ понятие «экспертиза» рассматривается наряду с понятием «оценка». Авторы по-разному соотносят данные понятия: оценка определяет сущность экспертизы, оценка выступает элементом технологии экспертизы, оценка выступает результатом экспертизы и так далее. Однако в целом такой подход диктует следующий вариант определения понятия педагогическая экспертиза - это особый способ изучения образовательной действительности, осуществляемый компетентными специалистами, экспертное решение которых позволяет получить комплексную оценку и проект развития данной действительности.
  • Что мы ждем от экспертизы? (Применительно уроков  с использованием ЭОР? Правильно поняла? Или вообще?)
От экспертизы ждём объективности, рекомендаций, которые  позволят учителю-предметнику планировать этапы использования электронных учебных модулей, помогут уточнить методы обучения и выбрать адекватную форму организации учебного занятия, создавать собственные сценарии уроков.
 
Аватар пользователя dudkoyuliya
Не в сети
Регистрация: 30/03/2009
Альбина Ильматовна,
Альбина Ильматовна, приветствую вас на  нашем семинаре! Благодарна вам за очень развернутый и глубокий ответ!
Очень заинтересовал меня ваш взгляд на самый неоднозначный, на мой взгляд вопрос, связанный с оцениванием..

Мнение без оценки никого не интересует :)) экспертное решение ...позволяет получить комплексную оценку и проект развития данной действительности.

Мы желаем получить мнение эксперта, чтоб оценить собственную работу. Т.е. посторонний человек высказывает мнение, а оценку мы уже делаем сами, с учетом этого экспертного мнения, с которым спорить бесполезно, поскольку это мнение высказано тем, кого мы воспринимаем как эксперта. И с учетом этого строим дальнейшую деятельность, так?
Вот такие выводы я делаю, прочитав ваш комментарий..

Знаете, Альбина Иматовна, данный семинар задумывался как место  для дискуссии тех людей, которые способны расставить все точки над i  в таком не всегда понятном для учителей процессе как экспертиза.. И вы очень нужный для нас человек, спасибо!

Еще комментарий..

От экспертизы ждём объективности, рекомендаций, которые  позволят учителю-предметнику планировать этапы использования электронных учебных модулей, помогут уточнить методы обучения и выбрать адекватную форму организации учебного занятия, создавать собственные сценарии уроков.

Не будете спорить, вероятно, что объективность в понимании каждого человека -  категория неодинаковая и непостоянная. Что значит  "объективно"?

У нас не так давно была ситуация на конкурсе по использованию интерактивного оборудования, когда участник был резко не согласен с экспертной оценкой своего конспекта одним из экспертов. Проблема была в следующем.Учитель предъявил конспект занятия для работы в начальной  малокомплектной  школе, описал  одновременную работу с учащимися разных параллелей ( ну объективная ситуация такая: 2 человека из первого класса. 3 из второго, и 4 из третьего - вот и весь класс:)) Эксперт отметил недостаток - не соблюденны требования к возрастным особенностям. Участник обиделся. А ведь эксперт прав: если у тебя очень необычная объективная ситуация , то надо убедительные аргументы привести в защиту выбранной технологии, используемых инструментов и пр.

Как соблюсти "объективность" экспертизы в  подобной ситуации ?