Современные информационные технологии и электронные образовательные ресурсы на уроках математики

Современные информационные технологии  

          Термин «Современные информационные технологии» образован от информационных технологий, основанных на использовании современных компьютерных и сетевых средств.  


 Информационные технологии

          Под информационными технологиями понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
          В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в настоящее время, так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей. 
           Под средствами современных информационных и коммуникационных технологий понимают программные, технические средства, устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей (в том числе глобальных).
           
          Выделим средства современных информационных  технологий в преподавании математики, находящихся, как правило,    в   предметном кабинете:
 
 
  • Компьютер 
  • Проектор
  • Сканер
  • Принтер
  • Интерактивная доска
             Указанные выше технические средства являются основными инструментами для организации и проведения уроков математики.

             Для объяснения нового материала, проверки домашнего задания, выполнения тренировочных упражнений и другой учебной деятельности со всем классом проектор незаменим. Если заранее отсканировать проверенные домашние работы или другие, выполненные учащимися работы, то  очень просто, используя проектор, посмотреть эти работы, а потом обсудить с учащимися достоинства и ошибки.

             Практика показывает, что часто возникает проблема с демонстрацией графиков на доске. Для того, чтобы координатная плоскость появлялась на доске в необходимый для работы с классом момент можно использовать среду «Живая математика» или инструмент «Математический конструктор», а если у Вас нет такой возможности, то можно заранее заготовить координатную плоскость. Например, взять лист в клеточку, начертить координатную плоскость и отсканировать, сохраненный файл всегда будет в Вашем арсенале.

            Интерактивная доска позволяет,  не отходя от доски, находить необходимые объекты, ресурсы, производить построения, преобразования, просматривать документы, входить при необходимости в интернет и т.д. 

            Эти технические средства способствуют активизации учебного процесса, эффективно проводить уроки, организовывать быстрый доступ к запланированной информации.
 
  


   Интернет-ресурсы:
http://www.unimath.ru/- поурочные планы в помощь учителям математики

http://www.metodkopilka.com– методическая копилка учителей математики

http://www.valeryzykin.ru/view_journal.php?id=8 электронный журнал – компьютер    школьного учителя математики

       edu - "Российское образование" Федеральный портал. Каталог образовательных интернет-ресурсов: Российское образование. Законодательство. Нормативные документы и стандарты. Образовательные  учреждения. Каталог сайтов (можно выбрать: предмет, аудитория, уровень образования, тип ресурса) и электронных библиотек. Учебно-методическая библиотека.
      Демонстрационные варианты тестов ГИА для 9 и ЕГЭ для 11 класса on-line.
      edu.ru- ресурсы портала для общего образования
      ege.edu-"Портал информационной поддержки Единого Государственного экзамена".Новости. Нормативные документы. Демоверсии. Предварительные результаты ЕГЭ.
     fipi ФИПИ - федеральный институт педагогических измерений.  ЕГЭ - контрольно измерительные материалы (демо ЕГЭ); Федеральный банк тестовых заданий (открытый сегмент); Научно-исследовательская работа; Повышение квалификации.
      mon.gov- Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.
      rost.ru/projects- Национальный проект "Образование". 
      edunews- "Все для поступающих" Основные разделы портала: Школьникам и дошкольникам; Абитуриентам и студентам; Экзамены и тесты; Дополнительное образование. Тематические ссылки на образовательные ресурсы и сами учебные материалы на сайте.  
      window.edu.ru- Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Тематический каталог образовательных ресурсов.
      Войдя в Единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов       http://school-collection.edu.ru/,  вы можете познакомиться со следующими продуктами:

         
Набор ЭОРов к учебникам:

         «Алгебра», 9 класс, Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. и др.    
         «Математика», 5 класс, Волович М.Б.  
         «Математика», 5 класс, Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

 
 
        Инновационные учебные материалы:

  «Алгебра в основной школе», 7-9 классы
  «Алгебраические  задачи с параметрами»      
  «Виртуальная математика. Задачи с gараметрами». 7-11 класс  
  «Математика, 5-11 классы. Практикум»  
  «Математика, 5-11 классы»  
          ЦОР по математике «График квадратичной функции»          
«Вписанная и описанная окружности», 7-9 класс
 
        Инструменты учебной деятельности:
      «Математический конструктор»
       
        Электронные издания:
       Журнал «Наука и жизнь»
       
         Коллекции:
  Задачи по геометрии
  Олимпиадные задачи по всем разделам математики
  Ресурсы по математике Хабаровской краевой заочной физико-математической школы
  Школьный математический словарь-справочник
              Рекомендую познакомиться со всеми ресурсами.

 
        

         
Личная информационная среда (пространство) -  это те материалы, документы, фотографии, видеофильмы,  ссылки на сайты, которые Вам необходимы для работы, для организации отдыха и т.д.
        
Предметная информационная среда  -    это материалы по предмету, например папка по классам, папка с точками контроля (к/р, с/р, тесты, математические диктанты, устный счет и т.д.), папка с фрагментами уроков, папка с олимпиадными задачами, папка с проектами по математике, папка с  итогами и анализом контрольных и других работ и т.д. Предметное информационное пространство позволяет накопить разного рода материалы, которые будут необходимы для подготовки уроков, написания разных справок, организации работы в проектах по предмету и  т.д.
      
 Средства связи(электронная почта, скайп)  -   по электронной почте можно связываться с родителями, обмениваться мнениями о проблемах или достижениях ребенка, передавать домашние или другие задания, сообщать адреса сайтов, связанных с олимпиадами, подготовкой к итоговой аттестации в новой форме и т.д. Современные родители не всегда находят время для посещения школы, а электронная почта позволяет получить информацию практически по первому требованию.
    
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)  – это средства современных информационных технологий, например:
  •  цифровая фотография,
  • видеофрагменты,
  • статические и динамические модели,
  • звукозаписи,
  • символьные объекты и деловая графика,
  • текстовые документы, презентации и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
          
          При выборе или создании электронных образовательных ресурсов необходимо учесть            следующее.
 

       ЭОРы должны:
  • соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования и науки  РФ, используемым предметным программам;
  • ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;
  • обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения;
  • предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;
  • обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;
  • превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя при этом тематические разделы;
  • иметь удобный интерфейс.
 
            Задачи комплекта цифровых образовательных ресурсов:

           помощь учителю при подготовке к уроку:
  • компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов;
  • большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете;
  • эффективный поиск информации в комплекте цифровых образовательных ресурсов;
  • подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам);
  • подготовка творческих заданий;
  • подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами;
  • обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет и переносимую внешнюю память.
          помощь при проведении урока:
  • демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;
  • использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ;
  • компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний;
  • индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с цифровыми образовательными ресурсами на уроке.
  • помощь учащемуся при подготовке домашних заданий:
  • повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала;
  • автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время;
  • большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.;
  • возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера;
  • развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде;
  • помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия;
  • приобщение школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении информационными технологиями и постоянной работе с ними.
      
          Для достижения учебной самостоятельности, инициативности и ответственности младшего школьника особое значение имеет контрольно-оценочная самостоятельность ребенка, то есть умение самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей.
       
                В  5-6 классах,  нередко  наблюдаю такую картину: способный ученик  прекрасно рассуждает, решая задачу, но как только дело доходит до вычисления ответа,  процесс замедляется, начинаются муки счета.
          
  Предлагаю  Вам тренажер    "Таблица умножения"   и   тренажер  "Сложение и вычитание"

        Для учеников разной подготовки  эти  продукты  будут подспорьем, при отработке навыка счета.  Самостоятельно осваивая   тренажер, школьник наглядно увидит  свои недочеты, оценит свои возможности и будет искать пути решения проблемы, и наоборот еще раз убедится, что умеет считать.
       
 
      
        Но, так как эти тренажеры  работают  только при наличии интернета, то можно  отправить родителям ссылки на эти ЭОРы по электронной почте в качестве домашнего задания. 
       
        Учитывая психологические особенности детей 5-6 класса  (10-12 лет),  важно использовать разные  формы организации обучения, например  экскурсии, цель которых расширение чувственного опыта детей, формирование умения наблюдать, на основе наблюдений самостоятельно делать выводы.
      
        Учитель, используя компьютер и интернет,  может организовать видео-экскурсии по разным темам. Например,  экскурсию по теме: «От абака до компьютера» в Московском  политехническом  музее.
 

       Или вместе с учащимися  создать презентации- экскурсии по истории математики. А  ребята могут  выступить  перед одноклассниками, а потом пойти в начальную школу и показать свою работу  первому учителю и выступить перед ее нынешними учениками.
     
                    
             Таким образом,  мы включаем учеников в большой интересный проект, где они добывают информацию, обрабатывают ее, создают свой  электронный продукт, показывают его другим ученикам, делают эту работу осознанно.