|
Современные информационные технологии
Термин «Современные информационные технологии» образован от информационных технологий, основанных на использовании современных компьютерных и сетевых средств.
Информационные технологии
Под информационными технологиями понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в настоящее время, так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей.
Под средствами современных информационных и коммуникационных технологий понимают программные, технические средства, устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей (в том числе глобальных).
Выделим средства современных информационных технологий в преподавании математики, находящихся, как правило, в предметном кабинете:
-
Компьютер
-
Проектор
-
Сканер
-
Принтер
-
Интерактивная доска
Указанные выше технические средства являются основными инструментами для организации и проведения уроков математики.
Для объяснения нового материала, проверки домашнего задания, выполнения тренировочных упражнений и другой учебной деятельности со всем классом проектор незаменим. Если заранее отсканировать проверенные домашние работы или другие, выполненные учащимися работы, то очень просто, используя проектор, посмотреть эти работы, а потом обсудить с учащимися достоинства и ошибки.
Практика показывает, что часто возникает проблема с демонстрацией графиков на доске. Для того, чтобы координатная плоскость появлялась на доске в необходимый для работы с классом момент можно использовать среду «Живая математика» или инструмент «Математический конструктор», а если у Вас нет такой возможности, то можно заранее заготовить координатную плоскость. Например, взять лист в клеточку, начертить координатную плоскость и отсканировать, сохраненный файл всегда будет в Вашем арсенале.
Интерактивная доска позволяет, не отходя от доски, находить необходимые объекты, ресурсы, производить построения, преобразования, просматривать документы, входить при необходимости в интернет и т.д.
Эти технические средства способствуют активизации учебного процесса, эффективно проводить уроки, организовывать быстрый доступ к запланированной информации.
Интернет-ресурсы:
http://www.unimath.ru/- поурочные планы в помощь учителям математики
http://www.metodkopilka.com– методическая копилка учителей математики
http://www.valeryzykin.ru/view_journal.php?id=8 электронный журнал – компьютер школьного учителя математики
●edu - "Российское образование" Федеральный портал. Каталог образовательных интернет-ресурсов: Российское образование. Законодательство. Нормативные документы и стандарты. Образовательные учреждения. Каталог сайтов (можно выбрать: предмет, аудитория, уровень образования, тип ресурса) и электронных библиотек. Учебно-методическая библиотека.
Демонстрационные варианты тестов ГИА для 9 и ЕГЭ для 11 класса on-line.
edu.ru- ресурсы портала для общего образования
ege.edu-"Портал информационной поддержки Единого Государственного экзамена".Новости. Нормативные документы. Демоверсии. Предварительные результаты ЕГЭ.
fipi ФИПИ - федеральный институт педагогических измерений. ЕГЭ - контрольно измерительные материалы (демо ЕГЭ); Федеральный банк тестовых заданий (открытый сегмент); Научно-исследовательская работа; Повышение квалификации.
mon.gov- Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.
rost.ru/projects- Национальный проект "Образование".
edunews- "Все для поступающих" Основные разделы портала: Школьникам и дошкольникам; Абитуриентам и студентам; Экзамены и тесты; Дополнительное образование. Тематические ссылки на образовательные ресурсы и сами учебные материалы на сайте.
window.edu.ru- Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Тематический каталог образовательных ресурсов.
Войдя в Единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/, вы можете познакомиться со следующими продуктами:
Набор ЭОРов к учебникам:
«Алгебра», 9 класс, Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. и др. |
|
|
«Математика», 5 класс, Волович М.Б. |
|
«Математика», 5 класс, Зубарева И.И., Мордкович А.Г.
|
|
Инновационные учебные материалы:
|
«Алгебра в основной школе», 7-9 классы |
|
«Алгебраические задачи с параметрами» |
|
|
«Виртуальная математика. Задачи с gараметрами». 7-11 класс |
|
|
«Математика, 5-11 классы. Практикум» |
|
|
«Математика, 5-11 классы» |
|
|
ЦОР по математике «График квадратичной функции»
«Вписанная и описанная окружности», 7-9 класс
|
Инструменты учебной деятельности:
|
«Математический конструктор» |
Электронные издания:
Коллекции:
|
Задачи по геометрии |
|
Олимпиадные задачи по всем разделам математики |
|
Ресурсы по математике Хабаровской краевой заочной физико-математической школы |
|
Школьный математический словарь-справочник |
|
Рекомендую познакомиться со всеми ресурсами.
Личная информационная среда (пространство) - это те материалы, документы, фотографии, видеофильмы, ссылки на сайты, которые Вам необходимы для работы, для организации отдыха и т.д.
Предметная информационная среда - это материалы по предмету, например папка по классам, папка с точками контроля (к/р, с/р, тесты, математические диктанты, устный счет и т.д.), папка с фрагментами уроков, папка с олимпиадными задачами, папка с проектами по математике, папка с итогами и анализом контрольных и других работ и т.д. Предметное информационное пространство позволяет накопить разного рода материалы, которые будут необходимы для подготовки уроков, написания разных справок, организации работы в проектах по предмету и т.д.
Средства связи(электронная почта, скайп) - по электронной почте можно связываться с родителями, обмениваться мнениями о проблемах или достижениях ребенка, передавать домашние или другие задания, сообщать адреса сайтов, связанных с олимпиадами, подготовкой к итоговой аттестации в новой форме и т.д. Современные родители не всегда находят время для посещения школы, а электронная почта позволяет получить информацию практически по первому требованию.
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – это средства современных информационных технологий, например:
-
цифровая фотография,
-
видеофрагменты,
-
статические и динамические модели,
-
звукозаписи,
-
символьные объекты и деловая графика,
-
текстовые документы, презентации и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
При выборе или создании электронных образовательных ресурсов необходимо учесть следующее.
ЭОРы должны:
-
соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования и науки РФ, используемым предметным программам;
-
ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;
-
обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения;
-
предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;
-
обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;
-
превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя при этом тематические разделы;
-
иметь удобный интерфейс.
Задачи комплекта цифровых образовательных ресурсов:
помощь учителю при подготовке к уроку:
-
компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов;
-
большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете;
-
эффективный поиск информации в комплекте цифровых образовательных ресурсов;
-
подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам);
-
подготовка творческих заданий;
-
подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами;
-
обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет и переносимую внешнюю память.
помощь при проведении урока:
-
демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;
-
использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ;
-
компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний;
-
индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с цифровыми образовательными ресурсами на уроке.
-
помощь учащемуся при подготовке домашних заданий:
-
повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала;
-
автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время;
-
большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.;
-
возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера;
-
развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде;
-
помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия;
-
приобщение школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении информационными технологиями и постоянной работе с ними.
Для достижения учебной самостоятельности, инициативности и ответственности младшего школьника особое значение имеет контрольно-оценочная самостоятельность ребенка, то есть умение самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей.
В 5-6 классах, нередко наблюдаю такую картину: способный ученик прекрасно рассуждает, решая задачу, но как только дело доходит до вычисления ответа, процесс замедляется, начинаются муки счета.
Предлагаю Вам тренажер "Таблица умножения" и тренажер "Сложение и вычитание".
Для учеников разной подготовки эти продукты будут подспорьем, при отработке навыка счета. Самостоятельно осваивая тренажер, школьник наглядно увидит свои недочеты, оценит свои возможности и будет искать пути решения проблемы, и наоборот еще раз убедится, что умеет считать.
Но, так как эти тренажеры работают только при наличии интернета, то можно отправить родителям ссылки на эти ЭОРы по электронной почте в качестве домашнего задания.
Учитывая психологические особенности детей 5-6 класса (10-12 лет), важно использовать разные формы организации обучения, например экскурсии, цель которых расширение чувственного опыта детей, формирование умения наблюдать, на основе наблюдений самостоятельно делать выводы.
Учитель, используя компьютер и интернет, может организовать видео-экскурсии по разным темам. Например, экскурсию по теме: «От абака до компьютера» в Московском политехническом музее.
Или вместе с учащимися создать презентации- экскурсии по истории математики. А ребята могут выступить перед одноклассниками, а потом пойти в начальную школу и показать свою работу первому учителю и выступить перед ее нынешними учениками.
Таким образом, мы включаем учеников в большой интересный проект, где они добывают информацию, обрабатывают ее, создают свой электронный продукт, показывают его другим ученикам, делают эту работу осознанно.
|
|
|