|
Для организации успешного обучения необходима среда и средства с информационно-коммуникационной поддержкой, при освоении которых учитель применяет педагогические технологии, базирующиеся на используемых в образовании средствах ИКТ, инструментах и источниках информации, достигая при этом ожидаемых результатов в освоении предметного, общеинтеллектуального и ИКТ содержания. Соответственно, у учащихся происходит формирование элементов общей и учебной ИКТ компетентности для применения их в учебном процессе и другой деятельности
Применение ИК технологий при изучении математики подразумевает использование различных электронных образовательных ресурсов (ЭОР):
-
· виртуальные лаборатории (Живая математика, Математический конструктор)
-
· сборники задач; дидактические материалы;
-
· демонстрационные материалы: слайды, созданные учителями, выполненные в программных средах, например, PowerPoint, Живая математика, Математический конструктор и т.д.;
-
· комплексные курсы, включающие определенный теоретический и практический материал, тренажеры, практические и исследовательские задания, справочный материал, тесты.
ИК технологии способствуют развитию интерактивного обучения, которые обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать и поддерживать» диалог.
Термин «интерактивное обучение», принятый в системе образования европейских стран, документах ЮНЕСКО, отражает субъект-субъектное взаимодействие участников образовательного процесса. В интерактивном режиме может использоваться подавляющее большинство известных методов обучения, если они реализуют субъектные позиции учителя и ученика.
Интерактивное обучение объединяет в себе тексты, имитационные упражнения, анимации, игры и практические занятия, которые в совокупности образуют довольно богатый набор возможностей обучения практически для любой категории учащихся.
Концепция и технология интерактивного обучения основаны на явлении интеракции (от англ. interaction - взаимодействие, воздействие друг на друга). В этом процессе происходит межличностное познавательное общение и взаимодействие всех его субъектов.
Применение интерактивных информационных средств обучения повышает эффективность уроков, процесса их выполнения, а также самоконтроля, самооценки и оценки успешности обучения.
В современной школе, как показывает практика, учащимся часто болеющим, отсутствующим на уроках по каким-либо обстоятельствам, плохо разобравшимся на уроке с новой темой и т.д. необходимо уделять больше внимания, но по ряду обстоятельств мы ограничены временем. Думаю, что выход в организации дистанционных интерактивных консультаций.
Для решения этой задачи необходимы разработки соответствующего педагогического обеспечения, новых педагогических технологий. Учащимся класса можно сообщать интернет ресурсы, которыми мы пользуемся на уроке, показывать, как можно их использовать при самостоятельной работе дома.
В рамках нашего занятия мы рассмотрим элементы уроков, предоставляемых учащимся с помощью ЭОР.
Необходимым условием успешной организации уроков с применением ЭОРов является:
-
отбор материала по содержанию;
-
структурная организация учебного материала, включение учащихся в процесс обучения;
-
выбор типов упражнений из ЭОР;
-
применение интерактивных информационных обучающих систем;
-
комплектование иллюстративного ряда, слайдов, графических изображений.
Для проверки знаний могут быть разработаны тесты и упражнения с различными учебными целями.
Учитель, планирующий урок, сам должен понимать:
-
какие цели он ставит перед собой при разработке урока;
-
чему он хочет научить учеников;
-
как сформулировать цели и задачи для учащихся.
Для того, чтобы ученик смог организовать, выполнить и оценить свою самостоятельную работу в домашних условия ему необходимо сообщить цели его обучения.
Необходимо сформулировать:
-
действия, которые может продемонстрировать успешный обучаемый;
-
действия (более тонкое описание), которые может продемонстрировать менее успешный обучаемый;
-
включить индивидуальный подход.
Конечно, на уроке сложно организовать индивидуальный подход ко всем учащимся. Но можно организовать работу в уровневых группах. Критерии оценки должны быть сообщены учащимся для того, чтобы зафиксировать, качество выполнения требуемого действия, чтобы считать обучение законченным. Критерии должны позволить ученику самостоятельно оценить и скорректировать личные результаты обучения.
Алгоритм действия ученика при выполнении задания:
-
Определить условия, при которых должно выполняться задание;
-
Установить источники информации, к которым может обратиться учащийся для выполнения учебной задачи.
-
Выяснить способы, методику выполнения задания.
О более полном изучении вопроса об интерактивном обучении учащихся можно познакомиться на следующих сайтах:
· Сайт учебно-издательского центра «Интерактивная линия» / «Интерактивная линия». – Москва, 2003. – Режим доступа: http://www.intline.ru/index_new.php?prjid=134&list=projects&tex=1
· Сайт Интернет-школы Просвещение.RU / НП Телешкола. – Москва, 2003. – Режим доступа: http://www.internet-school.ru/ Сайт дистанционного обучения шк ольников на профильном уровне / МЭСИ. – Москва, 2006. – Режим доступа: http://www.e-school.mesi.ru/
· Сайт Виртуальная школа / ФГНУ «Госинформобр». – Москва, 2006. – Режим доступа: http://vs.iot.ru/
· Сайт «iШкола» Центра образования «Технологии обучения» / ЦО «Технологии обучения». – Москва, 2003. – Режим доступа: http://iclass.home-edu.ru/
Кроме указанных ресурсов в открытом доступе в сети Интернет Вы может найти и другие, в том числе, созданные самими учителями мультимедийные разработки к конкретному уроку. Например, своеобразное хранилище образовательных ресурсов (методических материалов) представлено на сайте http://festival.1september.ru/.
Наша задача создать сценарий урока с применением ЭОРов.
Главное понимать, что ЭОРы это не самоцель, а инструменты, позволяющие
-
активизировать учебную деятельность учащихся,
-
помогать интересно и доступно объяснять математические понятия, решать различные задачи,
-
контролировать знания учащихся и т.д.
Перед тем, как создать сценарий, необходимо понять, этот урок будет даваться для всех учеников класса, для группы учащихся в компьютерном кабинете или Вы отправите его по почте заболевшему ученику, а может быть, у Вас есть сайт, на который может попасть родитель или ученик и тогда мы получим интерактивный дистанционный урок.
Предлагаю некоторую последовательность подготовки сценария урока.
-
В первую очередь мы четко определяем цели и задачи урока.
-
Затем, продумываем доступность и последовательность изложения материала.
-
Обращаем внимание на полноту изложенного материала в рамках заявленной темы.
-
Выбираем ЭОРы, применение которых будет целесообразно в контексте данного урока, учитывая возрастные психологические особенности учащихся данного класса (желательно использовать ЭОРы из набора выбранных и созданных Вами).
-
Продумываем достаточность и доступность методических комментариев, набор упражнений, точки контроля.
-
Проверяем соответствие ЭОРов, задачам урока.
-
Устанавливаем временные рамки для этапов урока, учитывая, что применение ЭОРов на уроке должно быть своевременно и регламентировано.
-
Выбираем способ подачи информации с использованием ИКТ-средств:
-
компьютер учителя, проектор;
-
ноутбуки, один на парту;
-
компьютерный класс;
-
компьютер учителя, интерактивная доска.
-
Если это ноутбуки или компьютерный класс, то продумываем заранее организационные моменты.
-
Определяем домашнее задание и варианты подведения итогов урока.
|
|
|