Смольникова И.А. Структуризация основных требований к ЭОР

Структуризация основных требований к ЭОР

 

Смольникова Ирина Алексеевна
кандидат физ.-мат. наук, доцент факультета
педагогического образования
Московского государственного университета (МГУ имени М.В.Ломоносова)


smolnikova@bk.ru


Аннотация

В 2012-м году исполняется 25 лет российской школьной информатизации. Доступно множество разноплановых электронных средств образовательного назначения, но поиск нужного отнимает много времени и часто не даёт ожидаемых результатов. Поэтому в статье приведёна структуризация основных требований к электронным образовательным ресурсам (ЭОР) в виде бланка для систематизации хранения, оперативности поиска, а также дан алгоритм для рациональной оценки и адекватного использования в учебном процессе.
 

I. Достоинства информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

Мультимедиа способствуют усвоению не только правильного написания, но и произношения названия терминов, развитию целостного образного мышления и, т.о., повышают уровень понимания, а выбор видов представления информации адаптирует ЭОР к психофизиологии учащегося, смена видов снижает утомляемость.

Интерактив необходим для поддержания активной деятельности и аналитики результатов.

Телекоммуникации предоставляют доступ к обновляемым культурным и образовательным ресурсам, а также позволяют общаться методистам, учителям и ученикам.

ИКТ интеллектуально поддерживают всех участников учебно-воспитательного процесса, позволяют тиражировать частные методики, и, т.о., перейти к технологии личностно-ориентированного обучения и поднять качество образования в целом.

Для этого созданы предпосылки.

II. Предпосылки использования ЭОР

В рамках ФЦП в учреждения образования в 2001–2005г.г. поставлялись компьютеры с периферией и базовым программным обеспечением (ПО), CD-диски с ЭОР, в 2005–2008г.г. учреждения образования (УО) подключались к Интернет, в 2008–2010г.г. получали гранты на интерактивные доски и др. аппаратно-программное обеспечение в рамках нацпроекта «Образование».

В 2006 году в рамках займа Международного банка было создано общедоступное хранилище цифровых общеобразовательных ресурсов (ЦОР – http://school-collection.edu.ru).
В рамках ФПРО в 2006-2007 годах созданы электронные учебные модули (ЭУМ) по основным школьным предметам с 5 по 11 класс (http://www.fcior.edu.ru), потом начальному общему и среднему профессиональному образованию.

СРАВНЕНИЕ указанных бесплатных федеральных ресурсов:
1. педагогические характеристики:


ЕК ЦОР

ФЦИОР

 1

Более 100 тыс. ресурсов, в т.ч., тематические коллекции, музыка, искусство

До 28 тыс. ресурсов к концу 2011 г. Закрывают все уроки базового уровня с моделями по 10 основным предметам с 5 по 11 класс, проф. и доп.образование

 2

Рассчитано на три уровня подготовки педагогов

Один уровень подготовки педагогов

 3

Много методических материалов

Поиск не обнаруживает методических материалов

 4

Избыток различных ЦОР разных издательств по каждой теме

Вариативы провозглашены, но пока минимум ЭОР одного издательства по каждой теме

 5

Более удобный поиск необходимых ресурсов с облаком тэгов

Упрощённый поиск: класс, предмет, тип (И, П, К), для инвалидов

 6

С частичной апробацией ЦОР.

Без апробации ЭУМ 3-х типов: И, П, К.

2. технологические характеристики:


ЕК ЦОР и локальная система

ФЦИОР и плеер

 1

Система организации и поддержки образовательного процесса

Простой плеер для стандартных SCORM-ресурсов

 2

Масштабирование ЦОР до полного экрана

Плеер без масштабирования, часть экрана используется нерационально

 3

Рассчитано на использование портфолио

Портфолио отсутствует

 4

Сетевая работа в классе

Сетевая работа не реализована. Будет в ЭОР нового поколения с 2011 года

 5

Есть автоматизация административной деятельности, в т. ч., электронный журнал

Автоматизация административной деятельности не предусмотрена

 6

Архивация и восстановление системы при сбоях.

Модули в архиве до 10 Мб. Нет автоматического восстановления.

По федеральным или региональным контрактам, в частном инициативном порядке создано много общих, предметных, в т.ч., авторских коллекций, а также сайтов новостей, мероприятий и форумов по образованию, например:


Название

адрес в Интернет

 1

Сводный каталог образовательных ресурсов сети Интернет

http://katalog.iot.ru/

 2

Открытый класс

http://Depsamobr.ru

 3

Сеть творческих учителей

http://it-n.ru/

 4

Портал "Цифровое образование"

http://digital-edu.ru/

 5

Материалы по начальной школе

http://www.nachalka.com/biblioteka

 6

демонстрационные варианты тестов ЕГЭ и ГИА

http://www.edu.ru/moodle/

 7

ГИА-онлайн

http://giaonline.ru

 8

Перечень мероприятий (олимпиады, конкурсы и) т.п.

http://schools.techno.ru/olimpiads/

 9

 например, "Интеллектуально-творческий потенциал России"

http://future4you.ru/

 10

или Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского

http://www.vernadsky.info/

 11

или Всероссийские дистанционные олимпиады Центра "Эйдос"

http://www.eidos.ru/olymp/schedule.htm

 12

и дистанционные олимпиады и конкурсы Центра развития мышления и интеллекта

http://vot-zadachka.ru/#top

 13

Информационно-коммуникационные технологии в образовании с ПО

http://www.ict.edu.ru

 14

Инновации образования РФ

http://innovacia.ros-edu.ru

 15

ЭОР и дистанционное обучение

www.teachpro.ru

 16

Пример интерактивного ПО, дистанц. обучения младших школьников и учителей по информатике Роботландия - Botik.ru

ftp://botik.ru/rented/robot/www/index.htm

 17

Информатика Выграненко

http://iikt.ru

 18

«Дневник» с форумом и новостями

http://dnevnik.ru/

 19

Конференции-выставки ИТО с архивами

http://ito.su, http://it-edu.ru (Москва) и http://ito.edu.ru (конгресс регионов)

 20

Российская Государственная Библиотека (РГБ) с диссертациями

http://www.rsl.ru

 21

Методисты издательства ЛБЗ

http://metodist.lbz.ru

 22

Издательство 1-е Сентября

http://1September.ru

 23

Московский институт открытого образования

http://mioo.ru

III. Особенности ЭУМ ФЦИОР

ФГОС нового 3-го поколения (http://standart.edu.ru) перевели российское образование на уровневую модель с упором на интегрированные компетенции. Для этого нужна технологическая поддержка не только декларативных, но и процедурных знаний [1].

Тип ЭОР соответствует педагогической задаче: О – организационный, И – информационный, П – практический, К – контрольный. Организационно-методические рекомендации к курсу с учетом контингента и привязки к конкретным условиям создаются преподавателем.

Информационные модули предназначены для введения новой мультимедийной информации путём:
1) интерактивных лекций (ИЛ)
2) виртуальных (музейных) экскурсий (ВЭ)
3) пошагового объяснения (ШО) с ответами обучаемого в интерактивных ИОР и т. д.
Т.о., автоматизирована информационная функция учителя (преподавателя), особенно при самостоятельной работе учащихся с ЭОР. Возможны не только беседы, но проблемные семинары, дискуссии и даже «мозговые штурмы».
Основная цель практических модулей (П) – формирование умений и навыков овладения безопасной экспериментальной деятельностью по предметному содержанию с использованием интерактива, вариатива и моделинга посредством:
1) конструктора предметных (химия, биология, физика и математика) формул
2) практикумов (Пр) с поэтапным решением сложных задач и разноуровневыми подсказками
3) тренажеров (Т)
4) виртуальных лабораторий (ВЛ)
5) игровых и творческих заданий (ТЗ)
6) моделирования работы отдельных объектов или систем (М)
7) создания объектов или систем посредством конструкторов и миров (СМ)  и т. п.

Преимущество П-модулей: необходимая для решения информация (в Пр), возможны: продуктивная работа учащихся по получению субъективно нового знания, самостоятельное получение выводов и самопроверка.
Разнообразие и дополнительный материал для углубления приводят к постепенному повышению успешности своей деятельности и, следовательно, мотивации обучения и развития.

Контрольные модули (К) оценивают степень усвоения учащимися знаний, уровень сформированности умений и навыков по всем темам учебных курсов.
Проще реализуются и поэтому распространены тестовые задания:
1) с однозначным или множественным выбором ответа
2) на упорядочивание
3) на классификацию
4) на установление соответствия
5) на указание и перемещение объектов
6) на заполнение пропусков или подписывание фрагментов рисунка
7) на ввод строки или числа при решении задачи.
Эти ЭУМ автоматизируют текущий, а тесты в сети – и итоговый контроль. На портале "Цифровое образование" http://digital-edu.ru/fcior/132/ есть ссылки на ЭОР по ЕГЭ и ГИА:
1) демонстрационные варианты тестов ЕГЭ и ГИА: http://www.edu.ru/moodle/
2) ГИА-онлайн: http://giaonline.ru.
Не только П и К-модули, но даже И-модули с проблемным вопросом содействуют развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, классификация, абстрагирование.
Примеры авторской поддержки курсов, в т.ч., по информатике и ИКТ, см. в [2].

IV. Функции и степень активности предметника и учащихся с ЭОР

Функции учителя при работе учащихся с ЭОР – организация (в т.ч., обучение работе с ЭОР), отслеживание и индивидуальное консультирование.

Сопоставим возможности ЭОР > учебной деятельности (УД) и связям между субъектами УД в таблице:


связи и активность

тип

Взаимодействие

Этапы

пп

группы методов

ЭОР

прямая

обратная

учитель

учащийся

 1

организ–методич-ие

О

+ 1, m, ?

++ + + + +

– ±– – – –

 2

объяснительно-иллюстративные
с обсуждением

ИЛ
ВЭ
ШО

+ n, ?
+ m, ?
+ 1, ?



±1, m

± ± + ± + +
± + + ± ± +
± ± ± ± + +

– ±– – –±
– ±– – –±
– +±– – +

 3

репродуктивные

ВЛ, Пр, Т

+ 1, ?

+1, m

± ± – – – ±

± + + ± ± +

 4

аттестационные

К и критерии

+ 1, ?

+1, m

± ± – – – ±

+ + + ± ± +

 5

исследовательские
дизайнерские

ТЗ, М,СМ ТЗ, ИТ

+ 1, ?
+ 1, ?

+1, m
+1, m

± ± – – ± +
± ± ± – ± +

+ + + + + +
+ + + + + +

Здесь: связи между субъектами УД:
прямая:  учитель > учащийся; обратная:  учитель < учащийся
между:  учащийся > др. учащийся.

Количество получателей: 1 – один, m –подгруппа, n –группа, ? – все желающие (через Интернет).
Степень активности: «-» – пассивно, «±» – с поддержкой, «+» –самостоятельно.
ЭОР обеспечивают индивидуальную работу в удобных для учащегося темпе, очередности, возвратами и форме.

Этапы: подготовка, восприятие, решение, представление, защита, рефлексия. Видим, что  ЭОР перенаправляется активность учителя и повышается активность учащегося.
Индивидуальное использование ЭОР учащимися воспитывает самостоятельность, а проектирование – опыт творчества.

Результаты проекта: исследовательские – анализ проблемы, дизайнерские – конструирование объекта с заданными свойствами. ИТ помогут не только оформить произведение искусства, но и содействовать воплощению замысла. Оценка – по заранее известным критериям. Разработки могут участвовать в конкурсах и храниться в портфолио для будущего использования.

На информатике и ИКТ роль М могут выполнять компьютеры и сети, а СМ – не только инструментальные приложения (редакторы, таблицы, базы данных), но Лего, САПР и системы программирования. Для экономии времени обучения редакторам, таблице и разработке сайта учебные материалы оптимально делать соответственно в изучаемом текстовом или графическом редакторе, обучающе-контролирующей презентации или кроссворде, обучающе-контролирующем сайте [3].

Однако преподаватель тратит очень много времени для первоначальной подготовке к занятию с ЭОР.

V. Затраты времени, связанные с цифровой информацией

По собранной мною статистике:


Работа преподавателя

Часы в неделю

Работа с хранилищами ЭОР

Электронная почта: чтение и написание ответов

13

+

Поиск и структуризация данных

7,8

+++

Анализ информации

9,1

+++

Ввод данных и анализ структурированного контента

6

++

Создание нужного электронного контента

10,7

+++

Коммуникация и совместная работа в организации

6,4

++

Коммуникация и совместная работа с внешними партнёрами

5,2

 

Публикация данных

2,7

+++

Управление проектами и кадрами

2,1

 

Итого

63

++

Обычно продуктивно поработать удаётся в каникулы или отпуск. Но суммарное время больше, чем рабочая неделя! Поэтому непродуктивное время нужно автоматизировать:


Работа преподавателя

Часы в неделю

Работа с коллекциями ЭОР

Поиск без результатов

3,5

+++

Повторное создание контента, который не был найден

3,2

+

Перевод с языка на язык

1,2

-

Адаптация и редактирование данных, собранных из других источников

4,7

++

Переформатирование данных, полученных из других источников

2,7

++

Публикация данных с помощью нескольких приложений

2,4

++

Итого

17,7

++

VI. Оптимизация поиска цифровой информации

Сравнение поисковых систем
Типы поисковых серверов по организации поиска:

  1. справочники (дорогие (сделанные вручную адекватные) тематические каталоги Интернет) – www.yahoo.com
  2. специализированные (смежные с WWW, например, файловые FTP –  http://ftpsearch.lycos.com или БД, библиотеки)
  3. индексные общего назначения по ключевым словам из обновляемых роботами баз данных (Open Text Index)
  4. оптимизации множественного доступа.

Школьных учителей (кроме лингвистов) чаще интересуют русскоязычные ресурсы. Большинство «русскоязычных» поисковых систем индексируют и ищут тексты на многих языках — украинском, белорусском, английском и др. Если «всеязычные» системы индексируют все документы подряд, то русскоязычные в основном индексируют ресурсы, расположенные в доменных зонах, где доминирует русский язык или другими способами ограничивают своих роботов (поисковые программы) русскоязычными сайтами. Статистика охвата:

  1. Яндекс (46,3 % Рунета)
  2. Mail.ru (8,9 % Рунета)
  3. Rambler (3,3 % Рунета)
  4. Nigma (0,5 % Рунета)
  5. Генон (0,1 % Рунета)
  6. Gogo.ru (<0,1 % Рунета)
  7. Aport (<0,1 % Рунета)

Nigma относится к 4-му типу – надстройка над другими машинами, поэтому имеет наибольшее количество результатов (объединение без дублей).
Сравним результаты поиска Интернет-информации на примере запросов о Михаиле Ломоносове (к 300-летию рождения гения в 2011 году):


Запросы

/search/

Расширен.поиск по истории, литературе, физике и химии дл 5-11 кл.файлов всех типов  на порталах

во всём русскоязычном Интернет

 

варианты

Открытый класс

ФЦИОР

ЕК ЦОР

Nigma

 1

Михаил Ломоносов (найдены не нужные Михаилы – авторы ЭОР)

0

1 релевантный из 62, драматург Д.И. Фонвизин

все слова 38

5,4 млн., начиная с Википедии

 2

уточним «Михаил Ломоносов»

0

0

по подстроке 4

5,4 млн., начиная с Википедии

 3

или «Михаил Васильевич Ломоносов»

0

0

по подстроке 9

2,7 млн., начиная с Википедии

 4

или  инициалы
«М. В. Ломоносов»

0

1 в модуле по лит. для 7 кл.
Русская культура второй половины XVIII века, сентиментализм

по подстроке 14

2,7 млн., начиная с Википедии

 5

или переставим
«Ломоносов М. В.»

0

1 в модуле по химии
Химия – наука экспериментальная

по подстроке 0

2,7 млн., начиная с Википедии

 6

расширим «Ломоносов» и снимем «V» –ограничения т.н. «Расширенного поиска»

2

все те же 3 (выше)

226 (в том числе с и без имени),
а с учетом морфологии 223

18 млн., начиная с Википедии
в т.ч., книги о (даже из бесплатной Всемирной цифровой библиотеки), новости и мероприятия, например, Молодежный научный портал "Ломоносов"

 7

сузим Ломоносов  по классам и предметам (см. в заголовке)

без технологии 6 кл. - 1

все те же 3

почему-то одинаково 223 при доп. параметрах–рубриках: 1) лит. и лит-муз. композиции
2) живопись, скульптура
3) музыка

без слов «300 - летие со дня рождения» - 18 млн., в т.ч., без поздравления Медведевым

Т.о., в специальных образовательных коллекциях ЭОР может и не найтись или найтись не релевантный ресурс, а в открытом Интернет слишком много ресурсов, поэтому запросы надо сужать, а найденные ресурсы приходится адаптировать к занятиям разного типа.

VII. Развитие федеральных ЭОР

Федеральные ЭОР планируется дополнить к 2012 году для новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и ИКТ.
В школах уже появляются легкие, удобные электронные книжки со всеми нужными иллюстрированными текстами (а эффективнее – и с нужным ПО) и выходом в Интернет (для обновления и пополнения ресурсов и ПО, а также коллективной работы и общения), в т.ч., на базе облачных вычислений (SaaS).
Предлагаю дополнительно посмотреть презентации:

  1. Босова Л.Л. Опыт и перспективы формирования электронного образовательного контента для системы отечественного образования (http://tmo.ito.edu.ru/upload/seminar/Bosova.pdf)
  2. Тармин В.А. Мобильные электронные устройства и возможности их использования в учебном процессе (http://tmo.ito.edu.ru/upload/seminar/Tarmin.pdf)
  3. Чеботарёв П.Н. Школьный портфель XXI века (http://tmo.ito.edu.ru/upload/seminar/ChebotarevTcarkov.pdf)
  4. Муранов А.А. Информационные технологии и новые образовательные стандарты в начальной школе (http://tmo.ito.edu.ru/upload/seminar/Muranov.pdf)

Министерством образования и науки Российской Федерации был проведен анализ результатов работ по созданию ЭОР, реализованных в рамках проекта «Информатизация системы образования» и проектов Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы. Результаты данного анализа показали, что полученные созданные материалы в целом способны обеспечить возможность обучения по образовательным программам основного общего и среднего (полного) общего образования с применением ЭОР с учетом разработки соответствующих современных методик. В то же время анализ также показал недостаточное количество ЭОР, обеспечивающих образовательный процесс по программам начального общего и дошкольного образования.

Поэтому в рамках выполнения данного Проекта предусмотрена разработка ЭОР по ключевым направлениям, по которым ранее она не проводилась.


№ пп

Направление (уровень образования)

Образовательные области или «Наименование серии»

Количество разработанных ЭОР НП

2011 г.

1

Дошкольное образование

«Социализация»

35

«Познание»

250

«Художественное творчество»

5

«Безопасность» 

5

«Коммуникация»

135

2

Начальное образование

Творческие конструктивные среды  для учащихся 1-4-ых классов начального общего образования

5

ЭОР для первого и второго полугодий 1-го класса

0

ЭОР для первого полугодия 2-го класса

0

3

Общее образование

Математика

150

Физика

50

Биология

40

4

Комплекс культурно-познавательных ресурсов по различным темам

«Природно-экологические комплексы России»

80

«Сокровища российских музеев»

80

«История освоения космоса Россией»

100

«Страна Россия»

90

«Мир современной техники»

100

В состав интерактивных образовательных модулей (ИОМ) кроме иллюстраций, схем, видеофрагментов, сферических фотопанорам и рисунков войдут объекты трехмерной (3D) реальности, модели и тесты для привязки к целям урока.

В ходе разработки конструкторских сред для основного и среднего (полного) общего образования будут созданы виртуальные конструкторы и лаборатории для образовательных областей «естествознание» и «математика». Использование виртуальных конструкторских сред позволяет реализовать системно-деятельностный подход в образовании, лежащий в основе ФГОС.
Важным направлением работы является формирование культурно-познавательных сервисов. В рамках этого направления будет создана информационная система, обеспечивающей использование культурно-познавательных ресурсов и сервисов, которая позволит объединить все ресурсы единой поисковой системой, снабдить их перекрестными ссылками. Это позволит создавать различные подборки ресурсов, с учетом их тематической направленности, обеспечивать межпредметные связи, организовывать проектную деятельность. В созданной информационной системе будут размещены все разработанные культурно-познавательные ресурсы по различным темам, в том числе: «История освоения космоса», «Сокровища российских музеев», «Природно-экологические комплексы России». В систему будут также интегрироваться ресурсы Единой коллекции электронных образовательных ресурсов.

Естественно, будет обеспечена совместимость разработанных в 2006–2010 гг. и разрабатываемых в 2011–2012 гг. ЭОР с различными программно-технологическими платформами, включая свободное программное обеспечение на базе ОС Linux.

Доступность ЭОР для учреждений общего образования будет обеспечена за счет развития территориально распределенной системы хранения ресурсов, включая развитие систем, обеспечивающих дистанционное обучение учащихся, в том числе с ограниченными возможностями.

VIII. Экспертиза федеральных ЭОР

По мере разработки будет проведена техническая и содержательная экспертиза и приемка ЭОР. Для этого разработан регламент:

  1. Требования к составу, оформлению и содержанию материалов, представляемых на экспертизу
  2. Порядок работы экспертов
  3. Формы типовых экспертных заключений
  4. Порядок работы с обращениями граждан.


Показатели  качества реализации технологических функций

  1. Объем
  2. Архитектура
  3. Программные решения (функциональность)
  4. Манифест
  5. Метаданные

Показатели качества организации использования

  1. Интерактивность
  2. Мультимедийность
  3. Модифицируемость
  4. Кроссплатформенность:
    • 6 операционных систем
    • 4 браузера

Показатели эргономичности интерфейсов

  1. Интерфейс и навигация
  2. Визуальная среда
  3. Удобство использования
  4. Качество мультимедиа компонентов:
    • символьная информация
    • статические изображения
    • видео и анимация
    • звуковой ряд

Будут обновлены рубрикаторы для общего образования, начального и среднего профессионального образования.
Однако применяемый инструментарий для проверки метаданных не поддерживает работу с метаданными ЭОР НП:

  1. социокультурного характера
  2. для воспроизведения которых не нужен ОМС-плеер.

Задачи содержательной экспертизы: установить соответствие разрабатываемых ЭОР:

  1. содержательным требованиям государственного контракта;
  2. потребностям образовательного процесса;
  3. требованиям ФГОС.

Перечень критериев психолого-педагогической и научной экспертизы ЭОР:

  1. Дидактические (научность, доступность, проблемность, наглядность, активизация, систематичность и последовательность, прочность усвоения, единство обучения, развития и воспитания)
  2. Специфические (адаптивность, интерактивность, визуализация, интеллектуальное развитие, системность, полнофункциональность, целостность и непрерывность)
  3. Методические (взаимосвязь и взаимодействие, разнообразие тренировки)
  4. Психологические (вербально-логическое и сенсорно-перцептивное восприятие, устойчивость и переключаемость внимания, память,теоретическое понятийное и практическое наглядно-действенное мышление, воображение, мотивация, учет возраста)
  5. По уровням образования (общее - специальное, профессиональное, дополнительное) и типам занятий (лекции, семинары, лабораторные, консультации, аттестация).

Содержательные, методические и дизайн-эргономические требования – см. http://www.pingwinsoft.ru/master_class_work_page/189059.
Технологические требования к ЭОР

  1. Технические ( надежные и универсальные ПК, периферия, ММ, устойчивые и защищенные ЭОР, простые, тестируемые, различные носители)
  2. Сетевые (архитектура «клиент-сервер»,телекоммуникации, сетевые ОС и Интернет-навигаторы, средства администрирования процесса обучения, коллективной работы, внешней обратной связи)
  3. Эргономические (дружественность, выбор темпа, последовательности, адаптация к индивидууму)
  4. Эстетические (упорядоченность, выразительность элементов, цвета, размера, расположения, сочетания соответственно возрасту обучаемого)
  5. Документация (полнота для эффективности эксплуатации, мобильности использования компонентов).

IX. Бланк характеристик ЭОР

Для облегчения анализа эл.ресурса предлагаю бланк в виде таблицы с инструкцией вверху:


Характеристика продукта (программа, ЭОР) Впишите после или отметьте нужные, заменив – на + перед названием

Название (и Интернет ссылка)

 

Описание

язык (– русский,                ), версия        , год    201    , издатель          , цена           р.

Автор

содержание                           , оформление                           , программист                          

требуемое аппаратное
и
программное обеспечение

– Интернет, – лок. сеть, – сервер, – экран или – эл. доска, – принтер, – компьютер учителя, – компьютеры учащихся, – микроскоп, –  Lego, – LabView, спец.
ОС – Linux, – Windows, – OMS, – Flash, – Acrobat Reader, – Word, – PowerPoint, – Excel, – Access, – браузер, другое

Формат цифровых данных, объём в Кб

 или минимальное контактное время

– текст (txt) с иллюстрациями и гиперссылками (doc, rtf, pdf,), –текст с формулами в виде картинки ( djvu), –географические карты (shp), – 2или –3D-графика (gif, jpg, png, tif), – 2 или –3D-анимация (swf, dcr), – звук (mid, mp3), – видео (asf, avi, mpg), – презентация (pps ), Интернет (html, xml ), объект виртуальной реальности (vrml) для моделирования, таблица (xls ), база данных (mdb), интерактивное приложение (exe ), др.форматы

Тип ресурса (по назначению)

О – организационный, – И – информационный (интерактивная лекция, виртуальная (музейная) экскурсия, пошаговое объяснение с ответами обучаемого),
–  П – практический (конструктор предметных (–химия, –биология, –физика и –математика) формул, –практикум с поэтапным решением количество сложных задач и разноуровневыми подсказками, тренажер, виртуальная лаборатория, игровое и творческое задание, моделирование работы отдельных объектов или систем, создание объектов или систем посредством конструкторов и миров,
– К – контрольный (автоматическая проверка:– тест: –текущий, –итоговый
1) – с однозначным или – множественным выбором ответа
2) – на упорядочивание
3) – на классификацию
4) – на установление соответствия
5) – на указание и перемещение объектов
6) – на заполнение пропусков или – подписывание фрагментов рисунка
7) – на ввод строки или -– числа при решении задачи.
–программа с 3-мя результатами (в штатном, граничном и недопустимом случае), –объект с заданными свойствами,
–эссе с ключевыми словами, –сочинение с автоматизированной проверкой

Уровень образования

– дошкольное, – общее (– начальное, – основное, – базовое, – профильное), – профессиональное (– начальное, – среднее, – высшее, – высшей квалификации), – дополнительное (в области                                                                                      )

Тематика (предмет
или область деятельности)

–математика, –физика, –химия, –биология,– география, –экономика, –история, –информатика, –технология, язык (–англ, –исп, –нем, –рус, –франц), –литература,  –др.

Классы школы, курсы вуза, асп, докт.

–0, –1, –2, –3, –4, –5, –6, –7, –8, –9, –10, –11, –I, –II, –III, –IV, –V, –VI, –асп, –докт.

Характер использования

– без ограничений доступности; затруднения –при концентрации внимания, –нарушенное восприятие цветов, –повышенная утомляемость, –пониженная острота зрения –сниженный слух, физические ограничения – ДЦП, движения –руки, –пальцев

Методическое применение

–на лекциях, –на практике, –на кружке, для –консультации, –коррекции, (–само)–контроля, –дома (–к уроку, –к проекту, –к олимпиаде, – к празднику); – для отчётности, –визуализации, –анализа, –телекоммуникации, –др.

Кто может использовать

– методист, – учитель, – учащийся, – администрация (– директор, – соц. педагог, – психолог, –завуч, – библиотекарь, –бухгалтер, секретарь), – специалисты техподдержки (–редактор сайта, –системный администратор, –программист, –ремонтник), др.:

Уровень интерактивности

– пассивный просмотр, – навигация, – поиск, – сопоставление, – манипуляции с –текстами и объектами (– перемещение, – поворот, – растяжение), – модификация существующих, – добавление новых из библиотеки или – создание своих;
– вариатив (количество вариантов и количество уровней сложности) и –моделинг,
– возможность одновременной групповой работы с мгновенным отображением изменений

Варианты применения Учителем:
один компьютер без
с большим экраном

– подготовка и поддержка при проведении:
–изучения (и первичного закрепления новых знаний)
–закрепления новых знаний
–комплексного применения ЗУН
–обобщения и –систематизации знаний
–проверки (фронтальный или одного контроль)
–оценки и –коррекции ЗУН всех учащихся

Варианты применения Учеником:
мало компьютеров (–подгруппа или ––последовательно),
компьютер у каждого (–одновременно)

–изучение (и первичного закрепления новых знаний)
–закрепление новых знаний (решение задач, эссе)
–комплексное применение ЗУН (моделирование и вывод закономерностей)
– обобщение и – систематизация знаний
–проверка (–само- или –контроль)
после оценки –коррекция ЗУН учащегося, –расширение, –углубление, – проект

Варианты применения др.

 

Основные недостатки (подчеркнуть) (+ -преимущества) интерактивных ЭОР:

1. Концептуальные  (изменение качества учебного процесса УП)

  1. – ясное и – четкое определение – целей и – задач обучения
  2. – новизна (отличительные особенности                                                                 , –оригинальность) относительно традиционного подхода, ее– соответствие потребностям информационного общества.
  3. – соответствие образовательных результатов, которые могут быть обеспечены данным ИОР, заявленным целям.
  4. – обоснованность (целесообразность)  предлагаемых – форм и – методов организации образовательного процесса с использованием ИОР.
  5. –оптимальность  предлагаемого состава ИОР,– адекватность избранных технологических подходов поставленным задачам (степень использования преимуществ ИКТ в ИОР).
  6. – соответствие ИОР заявленному                        типу в соответствии с                     этапом учебного процесса и форме обучения (– самостоятельно, – под руководством преподавателя; – индивидуально, – в группе).
  7. – соответствие ведущим международным тенденциям:
  8. – целесообразность приобретения и – широкомасштабного внедрения ИОР.

2. Содержательно (материал)

методические (использование)

1. Педагогическая целесообразность содержания:

  1. соответствие содержания ИОР –нормативным требованиям, –ФГОС, –учебным планам и иным документам:
  2. соответствие основным дидактическим принципам: –научность, –наглядность, – деятельность, – воспитание, – развитие:
  3. –логичность и –последовательность в– изложении учебного материала и –организации учебной деятельности;
  4. поддержка –внутри и –межпредметных связей;
  5. –оптимальность, –эффективность и –разнообразие предлагаемых –форм и –методов контроля учебных достижений учащихся;
  6. адекватность –технологических решений и –форм представления материала решаемым педагогическим задачам.

2. Степень соответствия современным направлениям модернизации образования:

  1. формирование общеучебных –умений и –компетенций;
  2.  развитие –умений работы с информацией;
  3.  выработка –навыков проектной деятельности;
  4.  формирование –навыков исследовательской деятельности;
  5.  развитие  –навыков самостоятельного изучения материала и –оценки результатов своей деятельности, –умений принимать решения в нестандартной ситуации;
  6.  формирование – навыков работы в группе;
  7.  развитие –толерантности и т.д.:

3. Соответствие возрастным особенностям обучаемых:

  1. –тем и –учебных заданий возрасту обучаемых;
  2. –темпа подачи учебного материала индивидуальным особенностям обучаемых за счет регулировки и/или пошагового представления учебного материала;
  3.  учет –психологических особенностей учащихся для активизации –внимания и –развития интереса к предмету;
  4.  –приемлемость требований к уровню технической подготовки обучаемых.

4. Возможность вариативности образования:

  1. – уровневая дифференциация в содержании, – варианты заданий;
  2.  – изменение последовательности подачи материала для –поддержки традиционных и –внедрения новых методик обучения;
  3.  разнообразные средства ведения диалога: –вопросы в произвольной форме, –ключевые слова, –форма с ограниченным набором символов и др.

5. Методическая состоятельность продукта:

  1. наличие –комплекта методических материалов (–указания учителю, –рекомендации учащемуся, –др.                                                                      );
  2.  –четкость определения роли, –места и –времени использования ИОР;
  3.  –целесообразность предлагаемых –форм и –методов организации УП;
  4. –методическая поддержка ресурса (–учебно-методические публикации, –система подготовки учителей, –Интернет-поддержка и др.                                 )

3. Дизайн (режимы работы) -эргономические (комфортность предъявления)

Ниже - комфортность работы с ИОР:  удобство навигации,  дружественность интерфейса,  эргономичность и  удобство использования в УП
1. Адекватность используемых технологий решаемым педагогическим задачам = уровень технологической реализации:

  1. –оптимальность текстовых материалов,
  2. –визуальный и –звуковой ряд,
  3. –интерактивность,
  4. –сетевая поддержка и др.

2. Универсальность (–совместимость) и –новизна замысла в технологическом плане:
3. Качество воспроизведения:

  1.  –полное использование возможностей компьютера в обработке и представлении информации там, где это необходимо с точки зрения взаимодействия с пользователем;
  2.  – самостоятельная –настройка для разных учащихся, в том числе –разрешение использовать параллельно с ИОР др. программы и т.д.

4. Качество экранного дизайна:

  1. –чёткость представления –текста и–графики,
  2. –соответствие –цветовых, – текстовых, –звуковых решений, –информационной насыщенности и –гармоничности экранов –эргономическим требованиям (естественность)  и –возрастным –психолого-педагогическим особенностям учащихся:

5. Удобство интерфейса:

  1.  –гибкость диалога и –настройка диалога под свои потребности;
  2.  –ясность диалога для понимания функционирования ИОР;
  3.  легкость –обучения и –использования (возможность освоения интерфейса в процессе работы за счет –помощи и –обработки возможных ошибок пользователя);
  4.  –надежность ( –защита данных, –устойчивость к ошибкам  и –некорректным действиям обучаемого);
  5. –стандартность интерфейса.

6. Степень адаптации  ИОР  к образовательному  процессу (ОП):

  1.  –инструкция пользователю;
  2.  –технологическая встраиваемость в ОП (требования к– компьютерному оборудованию, –сетевой инфраструктуре, –программной платформе);
  3.  – реальное и –удобное использование – преподавателями и –учащимися.

4. Технические (функционирование)

Технологические – корректность:

  1. –установки ИОР
  2. –функционирования ИОР
  3. –модернизации ИОР
  4. –удаления ИОР.

Меры для повышения качества модернизируемого ресурса:

1. Концептуальные – повышение качества учебного процесса

расширение –форм              и– методов                 , –индивидуализации:
–групповая работа учащихся, –обмен опытом преподавателей с –архивом находок

2. Содержательно (материал) –методические (использование)

обновить даты, –добавить– анимацию схемы, –видео демонстрацию, –3D-панораму, –раздел:                                                                                  ,–глоссарий и ссылки из текста на него с возвратом, –алгоритм и – демонстрацию выполнения,–варианты заданий,– ответы или –автоматическую проверку, др.:

3. Дизайн (режимы работы) -эргономические (комфортность предъявления)

добавить –контекстные подсказки, возможность –модификации, дополнения библиотеки –демонстраций, –заданий, вариантов, повысить –контрастность, –размер –текста, –объекта, дополнить навигацию –возвратом к последнему в предыд.сеансе, вести –статистику чтения, –степени выполнения заданий –с переходом на неверные

4. Технические (функционирование)

– возможность очистки при недостатке памяти, –обновление версии,  –дополнение библиотеки заданий, –использование из дома, –на др. платформе

X. Поиск и систематизация ЭОР

Перспективные задачи систематизации ЭОР:

  1. Разработать «путеводители по коллекциям».
  2. Полнее структурировать информацию (например, по многим основаниям из предложенного выше бланка).
  3. Добавить систему оценки ресурсов пользователями (поможет бланк).
  4. Разработать специальные инструменты для анализа результатов поиска.

Всесторонний охват характеристик помогает не только при экспертной оценке, но и при контекстном поиске – рекомендую интеллектуальную поисковую систему Nigma.ru, которая использует другие поисковики, объединяет и представляет без дублей результаты поиска согласно вашим настройкам. Nigma-фичи, отличающие ее от других поисковиков: умные подсказки, распознавание математических, химических формул и нотных записей, специфический поиск по торрентам, официальным сайтам, библиотекам, таблицам, с расшифровкой сокращений.

XI. Алгоритм отбора ЭОР для проведения занятия

Особенности учебного процесса диктуют приоритеты отбора ЭОР:

  1. Педагогическая целесообразность
  2. Экранная эргономика
  3. Соответствие содержания
  4. Соответствие минимальных ресурсов имеющимся.

Существует смешанная классификация занятий с использованием ИКТ в номинациях Всероссийского конкурса педагогического мастерства по применению ЭОР в образовательном процессе «Формула будущего - 2011».

XII. Компоненты профессиональной педагогической деятельности

Далеко не все учителя блестяще владеют своим предметом, но ЭОР, специальное (образовательное) и универсальное инструментальное ПО могут им в этом помочь, автоматизируя их разнообразную деятельность.

Преподаватель становится субъектом метадеятельности, т.е. деятельности по организации деятельности Другого. Это предполагает развитие педагогических способностей, включающих конструктивный, организаторский, коммуникативный, гностический, оценочный компоненты (Ю. В. Сенько). Перечислим компоненты профессиональной педагогической деятельности для 3-х типов ориентации педагогического процесса по нарастанию степени интеграции с целью повышения эффективности деятельности (с фамилиями их первых исследователей):

1. Традиционные компоненты деятельности педагога:
1) информационный – операции: сбор, анализ и отбор материала в виде данных (разного типа) и знаний (различного уровня), его систематизация, структурирование, обобщение, вывод новых (продукция); обработка и передача информации - Е.И. Лященко, В.М. Монахов, И.В.Роберт, А.И. Щербаков и др.;
2) познавательный (гностический) – обеспечение продуктивности интеллектуально-познавательной активности обучаемых (знание не только своего предмета, но и способов педагогического воздействия, психологических особенностей обучаемых (познавательных процессов, закономерностей развития личности), а также процессов самопознания (собственной личности и деятельности) - Н.В. Кузьмина, В.М. Монахов, В.В. Сериков, А.И. Щербаков и др.;
3) организаторский – выбор форм обучения и планирование системы мероприятий – Г.Е. Алимухамбетова, В.И. Гинецинский (инсентивный), Н.В. Кузьмина, Е.И. Лященко, В.М. Монахов (управленческий), В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.;
4) конструктивный – планирование использования методов и средств для собственной деятельности педагога и активности учащихся с учетом обучающей, развивающей и воспитательной целей (занятие, цикл занятий, контроль, проект и т.п.) – Н.В. Кузьмина, А.И. Щербаков, В.А. Сластенин, Е.И. Лященко, Г.В. Хорева (компоненты – педагогическая задача – педагогическая цель в заданных условиях «ученик - учебный материал - учитель»), В.И. Гинецинский (презентативный компонент) и др.;
5) коммуникативный – общение и взаимодействие объектов и субъектов педагогического процесса для достижение дидактических (воспитательных и образовательных) целей - Н.В. Кузьмина, А.И. Щербаков, В.А. Сластенин, Е.И. Лященко, Г.В. Хорева, В.М. Монахов и др.
2. Дополнительные к п.1 управленческие компоненты деятельности преподавателя-организатора: целеполагание, прогнозирование, организация мотивирования деятельности обучаемых, контроля; анализ результатов и коррекция (В.И. Гинецинский, В.М. Монахов, В.А. Сластенин, Г.В. Хорева и др.):
1) прогноз интуитивное предвидение конечного результата обучения (Б.С.Гершунский, В.М. Монахов, В.А. Сластенин и др.);
2) проектирование – постановка перед обучаемыми конкретных целей и задач обучения, развития и воспитания (Н.В. Кузьмина, В.М. Монахов, В.А. Сластенин, и др.);
3) диагностика – измерение степени усвоения знаний и формирования умений, развития и воспитания учащихся, а также обработка результатов ( В.С.Аванесов, В.П.Беспалько, М.В.Кларин, Г.С.Ковалева, В.Г.Кузнецов, О.Б.Логинова, А.Н.Майоров, В.М. Монахов, В.И.Огорелков, Е.Н. Перевощикова, В.А. Сластенин, В.М.Соколов, А.О.Татур, В.С.Черепанов, М.Б.Челышкова и др.);
4) рефлексия – самоанализ собственных действий, результатов и состояния (Е.И. Лященко, А.К. Маркова, В.М. Монахов, Г.В. Хорева, А.И. Щербаков и др.);
5) коррекция сопоставление результатов деятельности учащихся и исправление ошибок (В.И. Гинецинский, В.М. Монахов, Е.Н. Перевощикова, В.А. Сластенин, Г.В. Хорева и др).
3. Дополнительно к п.1 и 2 – инновация: выражение творческого потенциала преподавателя с выходом за нормативы путём исследования. Этапы: выявление проблемы учебной деятельности учащихся в новых условиях, ее актуализация; формулировка цели, задач, предмета, объекта, гипотезы; анализ педагогического опыта, отбор и освоение методов педагогического исследования, планирование эксперимента; моделирование; мониторинг путём проведения наблюдения, анкетирования, тестирования, оценивания; обработка результатов [4], переосмысление, формулировка выводов (В.М. Монахов, А.И. Щербаков и др.); модернизация посредством широкого внедрения новации (В.М. Монахов, В.В. Сериков и др.). Компоненты деятельности преподавателя-методиста:
1) аксиологический – отражение истории отечественного образования в истории России, ориентация на общенациональные и мировые ценности и т.п. (Ю.А. Дробышев, В.М. Монахов, Т.С. Полякова и др.);
2) интеллектуальный – сравнение, классификация и систематизация, обобщение и ограничение, анализ и синтез, абстрагирование, осмысление, целеполагание, рефлексия (В.М. Монахов, М.М. Поташник, В.В. Сериков и др.);
3) креативный – воображение, схематизация, типизация, предвосхищение, реконструирование, модернизация (В.М. Монахов и др.).
Педагог может некоторые свои подфункции перекладывать на ИКТ, используя их как инструмент. Предметники становятся консультантами, а соц. педагоги – тьюторами в рамках дополнительного образования. В освободившееся время они смогут индивидуально консультировать отстающих и заниматься творчеством с одарёнными учащимися.

XIII. Библиотека ЭОР предметника

Для рационализации деятельности педагог должен создать свою библиотеку ЭОР. Для систематизации все материалы нужно разложить по папкам:

  1. интегрированные (общие по охвату)
  2. предметные разделы, а внутри – по назначению.

Для облегчения поиска нужно создать личный каталог с комментариями по ресурсам по своему предмету, но проще давать краткие сущностные имена папкам и файлам.
Практика показывает, что хранить и пользоваться разнородными ресурсами неудобно, лучше связать их в урочные презентации по подтемам, с гиперссылками на другое ПО. Для того, чтобы ссылки работали и дома, и в классе, нужна одинаковая предметная система папок и файлов (с учётом системы УО).

Вывод

Т.о., по систематизация и интеллектуальные ИКТ поддерживают педагога и позволяют сделать учебный процесс личностно ориентированным, более насыщенным материалами и взаимодействием, усилить активность и творчество, и, следовательно, повысить качество обучения.

Литература

  1. Соколова И.В., Смольникова И.А. Концепция электронного учебно-методического комплекса для обеспечения самостоятельной работы студентов информационного профиля // Современное социальное образование: опыт и проблемы модернизации . VII Всероссийский соц.-пед. конгресс. – РГСУ, 2008.
  2. Смольникова И.А. Электронная поддержка учебно-методической деятельности. – МИСиС, 2010.
  3. Мартынов Д.В., Смольникова И.А. Разработка и использование электронных образовательных ресурсов, I-й съезд учителей информатики, секция  5 – ВМК МГУ, 2011.
  4. Мартынов Д.В., Смольникова И.А. Интеграция педагогических технологий на базе средств ИКТ. – Учёные записки Института информатизации образования РАО, 2007, 25, с. 52-57.