Автор:Чурикова Нина Алексеевна
Место работы: учитель географии и экономики
Муниципального образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа села Ивантеевка
Ивантеевского района Саратовской области »
Контакты: Nina-Alekseewna@yandex.ru
Просто знать – еще не все,
знания нужно уметь использовать.
Гете
В настоящее время актуальным для школы является комплекс задач связанных сформированием информационной культуры обучающихся, которым предстоит жить и работать в современном обществе с развитой сетевой коммуникационной инфраструктурой, обеспечивающей быстрый доступ к информации, ее получение и использование. Это обусловлено и интенсивным внедрением компьютера во все сферы человеческой деятельности. Поэтому актуальность использования ЭОР при обучении географии бесспорна.
На основе анализа научной и специальной литературы, собственной педагогической практики с использованием ЭОР на уроках и во внеурочной деятельности можно выделить особенности школьного географического образования путем его информатизации, такие как:
-
универсальность компьютерной техники как средства обучения с широкими демонстрационными возможностями;
-
возможность моделирования объектов на основе динамики изображения и высокой степени наглядности;
-
организация индивидуальной и дифференцированной работы на качественно новом уровне;
-
доступ к большому объему информации;
-
отработка в интерактивном режиме базовых умений и навыков;
-
организация самоконтроля;
-
усиление значимости экспериментальной, творческой и проектно-исследовательской деятельности.
ЭОР в обучении географии широко использую после прохождения курсов повышения квалификации по программе Intel «Обучение для будущего» в 2005 году. В это же время в школу поступили электронные учебные пособия по географии для 6-10 классов. Для их применения имеются большие возможности, так как в нашей школе функционируют два кабинета информатики и мультимедийный кабинет с интерактивной доской. В начале 2007-2008 учебного года получено оборудование для кабинета географии: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска. В комплект входят так же и интерактивные наглядные пособия. Современное оборудование кабинета географии, а так же подключение его к сети Интернет помогает учителю в подготовке и проведении уроков, способствуют развитию познавательных и творческих интересов школьников, выработке практических навыков работы с интерактивной доской, использованию геоинформационных систем, внедрению в учебный процесс дистанционного образования.
Все учебные электронные мультимедиаиздания на компакт-дисках, которые использую на каждом уроке географии, имеют примерно аналогичную структуру:
-
собственно иллюстрированный текст по темам и разделам курса;
-
мультимедиакомпоненты (звук, видео, анимации, интерактивные карты), поддерживающие соответствующие темы и разделы;
-
интерактивный практикум;
-
контрольные вопросы и тесты;
-
словарь терминов и понятий;
-
блок дистанционного обучения.
Основное информационное пространство заполнено слайдами, видео-, аудио - материалами, анимацией.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия выпустила электронные учебно-методические комплекты «Уроки географии». Каждый из них включает до 60 мультимедийных уроков, более тысячи медиаиллюстраций, около 500 тестов и проверочных заданий, справочник, энциклопедические статьи, экзамен по курсу, которые также использую в преподавании географии.
Образовательные диски позволяют осуществлять самостоятельный поиск учебного материала, обобщение и систематизацию новых знаний. Видео и фотоматериалы развивают образное мышление, формируют географические представления. Элементы анимации дают возможность смоделировать на экране географические процессы и явления. Все это стимулирует познавательный интерес, поисковую деятельность учащихся, повышает эффективность и результативность обучения.
Интерактивные карты – новый тип средств обучения географии. С одной стороны, они обладают свойствами географической карты, то есть являются уменьшенными в масштабе изображениями земной поверхности с использованием условных знаков. С другой стороны, у них появляется новое свойство, приближающее их к геоинформационным системам – возможность изменения содержания.
Интерактивные карты живут намного больше печатных и имеют возможность постоянно обновляться. Преимуществом интерактивных карт также является возможность составления разнообразных учебных заданий, что повышает уровень восприятия картографического номенклатурного материала. Цифровые карты являются своеобразным «слоеным пирогом», т. к. географическая информация представлена на них как совокупность геоинформационных слоев. Каждый слой содержит определенную группу объектов, посвященных конкретной теме. Демонстрационные возможности интерактивных карт существенно выше обычных. При работе с электронной картой можно:
-
приближать выбранные участки земной поверхности для более детального рассмотрения;
-
снимать часть обозначений, упрощая карту, делая ее более наглядной;
-
делать рисунки;
-
наносить надписи при помощи клавиатуры;
-
ряд карт можно совмещать, что позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности;
-
на некоторые карты добавлен привязанный к территории дополнительный иллюстративный и текстовой материал.
Приведу примеры некоторых приемов работы с интерактивными картами, апробированные мною на уроках.
В 6 классе по теме «Географическая карта» предлагается задание: обозначить на карте, где отключен слой с градусной сетью, экватор, нулевой и 180 меридиан, полюсы Земли, северный и южный полярный круг, тропики. Затем, включив этот слой, можно сравнить точность выполнения задания.
Интерактивная карта «Великие географические открытия» позволяет показать не только путь мореплавателя, маршрут которого изучается в данный момент, но и его портрет, краткие сведения биографии.
При изучении темы «Литосфера» отключив все слои и превратив карту в контур, предлагаю с помощью функции рисования и нанесения надписей обозначить крупнейшие горы и равнины мира. Это задание помогает ученикам адаптироваться к новому для них виду деятельности и успешно в дальнейшем выполнять практические работы на контурных картах.
Большие возможности дают интерактивные наглядные пособия при изучении природных зон. На интерактивной карте «Природные зоны мира» изучается расположение той или иной природной зоны. Затем открывается окно с панорамой, например, африканской саванны. Для иллюстрации известного докучаевского положения «природная зона – продукт климата» на фоне панорамы можно вывести окно с климатической диаграммой, по которой дается характеристика климата субэкваториального пояса. Затем в интерактивном режиме идет знакомство с другими компонентами природных комплексов саванны: почвами, растительностью, животным миром и так далее. При этом можно не только увидеть, но и услышать различных обитателей природных зон, посмотреть интерактивные видеоролики, иллюстрирующие их приспособленность к сложившимся природным условиям.
При изучении политической карты мира возможны следующие задания: выключив слой надписей и увеличив масштаб, узнать страны мира по очертаниям (Россия, Китай, Канада, Индия, Бразилия, Чили и другие «узнаваемые» примеры); расставив вопросительные знаки на территории стран, предложить ученикам назвать их, указав столицы.
Виды работ с интерактивной картой «Электроэнергетика России»: при изучении нового материала последовательно открывать слои во время лекции; включив дополнительный материал показать, как выглядит ТЭС, ГЭС, АЭС; выявить особенности размещения ТЭС, включив слои о ТЭС, плотности населения и топливной промышленности. Это позволит сделать вывод о приуроченности тепловых электростанций к Главной полосе расселения нашей страны и основным видам топливных ресурсов. Также можно проследить особенности размещения ГЭС и АЭС при раздельном включении соответствующих слоев. Далее выполняется проектное задание: разместить на карте России варианты строительства приливных, ветровых, геотермальных и солнечных электростанций, обосновав свои предложения.
В курсе экономической и социальной географии, обучающиеся при определении специализации экономических районов России и стран мира, изучают выпускаемую продукцию отдельных отраслей производства и информацию о ней, а затем, используя интерактивную карту, распределяют ее по экономическим районам России и станам мира, показывая их «лицо».
Выполняя практические работы, ученики на интерактивной доске с помощью цифровых карт определяют географические координаты, строят графики, диаграммы, выделяют границы государств, показывают интеграционные процессы в мире и т. д. Использование интерактивной доски позволяет широко внедрять современные формы и методы обучения, способствует повышению качества образования.
Один из важных аспектов процесса обучения географии – его ориентация на конечный результат, усвоение всеми учащимися географических знаний и умений, ориентация учеников на жизнь в информационном обществе. Этому способствуют различные виды электронного контроля. Электронный контроль знаний имеет более широкое значение, чем проверка. Помимо проверки процесс электронного контроля включает оценку знаний и умений, фиксирование результатов, корректировку ошибок через компьютер. Такая организация контроля позволяет оптимально и результативно реализовать все функции контроля: диагностическую, стимулирующую, контролирующую, обучающую, прогностическую, ориентирующую, воспитывающую, осуществление обратной связи. На своих уроках использую следующие виды электронного контроля.
Предварительный контроль позволяет не только определить имеющийся уровень знаний, он способен активизировать познавательную деятельность учащихся, вызвать интерес к изучению нового учебного материала. При таком виде контроля хороши нетрадиционные формы контроля, такие, как: загадки, шарады, ребусы и т.д.
Текущий контроль является одним из основных видов проверки знаний, умений и навыков учащихся. Ведущая задача текущего контроля – регулярное управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировка. Он позволяет получить непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала и на основе этого оперативно вносить изменения в учебный процесс. Проведение текущего контроля – это продолжение обучающей деятельности преподавателя. Текущий контроль является органической частью всего учебного процесса, он тесно связан с изложением, закреплением, повторением и применением учебного материала. Он занимает небольшую часть учебного занятия, чтобы не приводить к спешке при изложении нового материала и закреплении полученной информации. Такой контроль делает акцент на пробелах знаний учащихся. Использую игровые тесты, выполненные в программе Power Point, Flash-тесты, кроссворды Hot Potatoes с выбором правильного варианта ответа. Учащиеся с удовольствием играют и лучше усваивают учебный материал.
Итоговый контроль направлен на проверку конкретных результатов обучения, выявление степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения курса географии. Итоговый контроль – это контроль интегрирующий, именно он позволяет судить об общих достижениях учащихся. При подготовке к нему происходит более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала, что позволяет знания и умения поднять на новый уровень. Знания по итогам изучения темы могут быть оценены положительно, если учащиеся овладели всеми основными элементами программного материала. Для определения общего уровня географических компетенций я использую: познавательные и интеллектуальные игры, тесты разных уровней сложностей из электронных учебных пособий, электронный контроль знаний в системе UTC Аграновича. Данная система позволяет учащимся проходить тесты по содержимому всего курса географии. Тесты сформированы автором на основе опубликованных печатных тестовых заданий. Имеется возможность задать порядок вопросов теста (произвольный или заданный), просмотр результатов и неправильного выполненных заданий.
Электронный контроль знаний |
Достоинства |
Недостатки |
-
форма контроля, требующая минимум объема письма;
-
возможность одновременной проверки знаний учащихся всего класса;
-
экономия учебного времени при контроле знаний;
-
оперативная диагностика уровня усвоения учебного материала каждым учеником;
-
объективность оценки, поставленной компьютером;
-
статистика результатов обучения учащихся;
-
возможность повторного решения контрольных измерительных материалов с целью ликвидации пробелов знаний.
|
-
электронный контроль не способствует развитию устной и письменной речи учащихся;
-
выбор ответа может происходить наугад;
-
учителю невозможно проследить логику рассуждений учащихся.
|
Форм электронного контроля знаний значительно больше. Многое зависит от мастерства и изобретательности учителя. Выбор зависит от цели, содержания и технических возможностей.
Отдельно необходимо отметить роль сети Интернет в системе комплексного использования средств новых информационных технологий в обучении географии, который оказывает огромную помощь в овладении информацией, поддерживает интерес при обучении, является средством для самообразования, предоставляет своим пользователям многочисленные возможности для получения знаний в различных областях. Интернет можно сравнить со стремительно обновляющимся справочным изданием.
Использование ресурсов Интернет при изучении географии необходимо еще и потому, что сведения в современном мире устаревают слишком быстро. Интернет-ресурсы помогают в получении достоверной, свежей статистической, картографической информации.
В своей работе по обучению основам географических знаний использую образовательные ресурсы и особые поисковые серверы, которые позволяют найти дополнительную и обновленную информацию как в процессе подготовки к урокам, так и во время их проведения. Школьникам ресурсы Интернета необходимы для выполнения различного рода творческих работ (докладов, рефератов, учебно-исследовательских проектов, презентаций и т.д.). Интернет открывает широкие горизонты для более углубленного освоения предмета. Используя его ресурсы, вместе с учениками совершаем виртуальные путешествия в любые точки планеты, участвуем в различных конкурсах и конференциях.
Несомненно, мои уроки и внеклассные мероприятия благодаря ресурсам Интернета в сочетании с комплексом мультимедийных возможностей компьютера, интерактивной доски и большому разнообразию образовательных электронных учебных изданий по географии, стали более интересными, увлекательными и эффективными. Считаю, использование электронных образовательных ресурсов в обучении – это современное направление в методической науке и практике. Информатизация образовательного процесса – дело многотрудное, однако, это путь творчества и развития. Работать по-новому не просто, но только так можно повысить эффективность и качество обучения географии.
nwybtsl kfowcvd
Les chaussures chaussures
lways is ascetic and
Очень хотелось бы знать, как
Успеваемость учащихся
This post is really the
This post is really the sweetest on this notable topic.ACCA I harmonize with your conclusions and will thirstily look forward to your incoming updates. Saying thanks will not just be sufficient, for the phenomenal clarity in your writing.I really loved reading your blog. It was very well authored and easy to understand.airport parking Unlike additional blogs I have read which are really not tht good.car park at heathrow I also found your posts very interesting. In fact after reading, I had to go show it to my friend and he enjoyed it as well!Thanks so much for this! I have not been this thrilled by a blog post for quite some time! You’ve got it, whatever that means in blogging. Anyway, manchester parking You’re definitely someone that has something to say that people should hear. Keep up the wonderful job. Keep on inspiring the people.sushi sushi