Планирование учебного процесса с ЭОР в учебной ситуации

Елена Александровна Вострикова пн, 01/10/2012 - 07:16
Данные о конференцияе
Данные о заявителе
Вострикова Елена Александровна, канд. пед. наук, доцент кафедры теории и методики общего образования, начальник отдела развития образования МАОУ ДПО  ИПК, г. Новокузнецк.
Елена Александровна Вострикова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦ
Кемеровская (обл.)
Новокузнецк
Описание работы

1.Формы взаимодействия пользователя с электронным образовательным ресурсом

 
Активное взаимодействие пользователя с электронным учебным продуктом является главным преимуществом, стратегической задачей информации образования. Уровень интерактивности, другими словами – уровень активности пользователя при работе с ЭОРом служит одним из важнейших показателей качества ЭОР. [12]
С технической точки зрения ЭОР – это совокупность программ и данных, с точки зрения потребителя – это контент, т. е. совокупность содержательных элементов, представляющих объекты, процессы, абстракции, которые являются предметом изучения.
По существу,контент –то, что мы видим и слышим. Соответственно, контент подразделяется на визуальный и звуковой ряды. Текст, строго говоря, нужно относить к визуальному ряду, но возможности описания абстракций и некоторые особенности хранения и воспроизведения символьной информации выделяют ее в отдельный компонент.
Контент, как правило, дополняется элементами управления, которые позволяют перемещаться по содержательному массиву, т. е. переходить от одного его фрагмента к другому. Организацию перемещения (в общем случае – нелинейного) с помощью этих элементов принято называть навигацией.
Навигация может быть организована по элементам контента (ключевое слово в гипертексте, смысловой элемент в визуальной композиции), а также по контентно-независимым элементам навигации, чаще всего располагаемым на периферии экрана (кнопки «вперед/назад», «в начало» и др.). Кроме того, к контентно-независимым элементам графического пользовательского интерфейса ЭОР относятся элементы кастомизации, позволяющие осуществить персональные настройки (громкость звука, размер шрифта и т. п.).
Вообще говоря, использование элементов навигации и кастомизации уже представляет собой взаимодействие пользователя с ЭОР, т. е. интерактив. Однако эта широко используемая (достаточно вспомнить интернет-броузер) форма интерактива нас в настоящее время не интересует. Далее мы будем рассматривать взаимодействие пользователя непосредственно с элементами контента и анализировать преимущественно интерактивный контент.
Под интерактивным понимается электронный контент, в котором возможны операции с его элементами: манипуляции с объектами, вмешательство в процессы. Как правило, все операции производятся в активном поле контента, которое может занимать как весь экран монитора, так и его часть.
Рассмотрим детально формы взаимодействия пользователя с ЭОР, структурированные по четырем уровням в порядке повышения образовательной эффективности за счет увеличения уровня интерактивности, и, соответственно, более полноценного выражения активно-деятельностных форм обучения. Отметим, что с повышением уровня эффективности ЭОР растут творческие и технологические затраты на его создание.
  1. Условно-пассивные формы характеризируются отсутствием взаимодействия пользователя с контентом, при этом контент имеет неизменный вид в процессе использования. «Условно»-пассивными данные формы названы, поскольку от пользователя все же требуются управляющие воздействия для вызова того или иного содержательного фрагмента.
К условно-пассивным формам взаимодействия относятся:
1. Чтение текста, в том числе с управлением его движения в окне представления («листание» страниц или скроллинг).
2. Просмотр деловой графики:
  • графиков и диаграмм;
  • схем и графов;
  • символьных последовательностей и таблиц.
3. Прослушивание звука:
  • речи;
  • музыки;
  • комбинированного (песня или речь на фоне музыки).
4.Просмотр изображений:
  • статических (реалистических и синтезированных);
  • динамических (реалистических и синтезированных).
5. Восприятие аудиовизуальной композиции:
  • звук +текст;
  • звук + статическое изображение (фотографии, рисунки);
  • звук + последовательность статических изображений;
  • звук + динамическое изображение (видео).
При этом аудиовизуальная композиция может иметь варианты, различающиеся по эффективности:
  • созерцательный (наблюдение рисунка в целом, видеоролика в исходном виде);
  • акцентированный (с выделением деталей визуального ряда или фрагментов звукоряда при цифровой обработке исходных материалов).
  • Активные формы характеризуются простым взаимодействием пользователя с контентом на уровне элементарных операций с его составляющими (элементами).
К активным формам относятся:
  1. навигация по элементам контента(операции в гипертексте, переходы по визуальным объектам);
  2. копирование элементов контента в буфер(чаще всего – для создания собственных оригинальных композиций);
  3. множественный выбориз элементов контента (символьных строк или изображений);
  4. масштабирование изображениядля детального изучения;
  5. изменение пространственной ориентации объектов(чаще всего – поворот объемных тел вокруг осей);
  6. изменение азимута и угла зрения(«поворот и наезд камеры» в виртуальных панорамах);
  7. управление интерактивной композицией.
  8. Деятельностные формы характеризуются конструктивным взаимодействием пользователя с элементами контента.
К деятельностным формам относятся:
  1. удаление/ведение объектав активное поле контента;
  2. перемещение объектовдля установления их соотношений, иерархий;
  3. совмещение объектовдля изменения их свойств или получения новых объектов;
  4. составление определенных композицийобъектов;
  5. объединение объектов связямис целью организации определенной системы;
  6. изменение параметров/характеристикобъектов и процессов;
  7. декомпозиция и/или перемещение по уровням вложенностиобъекта, представляющего собой сложную систему.
Деятельностные формы, как и активные, относятся к детерминированным формам взаимодействия с интерактивным контентом. Отличаются от активных большим числом степеней свободы, выбором последовательности действий, ведущих к учебной цели, необходимостью анализа на каждом шаге и принятия решений в заданном пространстве параметров и определенном множестве вариантов.
  1. Исследовательские формы. Исследования ориентируются не на изучение предложенных событий, а на производство собственных событий. Пользователю не предлагается заданное множество действий, его манипуляции с представленными или сгенерированными в процессе взаимодействия с ЭОР объектами и процессами могут быть произвольными. Учебные цели не внедрены в контент, т. е. не предлагается методическая последовательность, которая заведомо приведет к заданному результату. Совокупность сказанного определяет исследовательские формы взаимодействия пользователя с ЭОР как недетерминированные.
Соответственно, учебные задачи могут формулироваться достаточно разнообразно, а пути их решения для достижения определенной извне учебной цели выбирает сам пользователь. При этом, разумеется, не исключен вариант, что при всем старании пользователя задачу решить не удастся, и учебная цель достигнута не будет.
В этом смысле практическая задача применения ЭОРов в исследовательской деятельности обучающихся заключается в разработке педагогом педагогических сценариев, учебных ситуаций, которые обеспечивают образовательный, развивающий и воспитательный эффекты от использования ЭОРов

2. Использование электронных образовательных ресурсов в технологии развивающего обучения

 
Современные модели организации обучения можно разделить на две группы: к первой относятся те, в основе которых лежат педагогические конструкции (цели – идеалы), ко второй – те, которые построены на новых возможностях дидактических средств обучения, к которым относятся и ЭОРы. Поворот российского образования к человеку, его обращение на новом витке истории к гуманистическим идеям вызвало повышенный интерес педагогов к построению различных моделей обучения, направленных на развитие сущностных сил человека.
Современная модель обучения отражает психологические закономерности организации и осуществления процесса образования, обучающихся разного возраста и в разных условиях.
Известно, что система изменяет свои свойства, если изменяются её элементы. Системообразующим фактором педагогического процесса являются его цели. От того, какие ставятся цели, зависит сущность самого процесса обучения. Если целью является формирование знаний, то процесс обучения приобретает объяснительно-иллюстративный характер, если – формирование познавательной самостоятельности, то процесс приобретает черты частично проблемного обучения, если ставит цель развития индивидуальности школьника и его личностных качеств, то процесс является подлинно развивающим, то есть целостным процессом проблемно-развивающего обучения.
Процесс обучения в своем генезисе прошел ряд стадий развития от модели догматического обучения, затем объяснительно-иллюстративного, до проблемно-развивающего типа. При этом уровень целостности процесса обучения становился все выше. Сущность целостности проблемно – развивающего типа обучения – в подчиненности всех его частей и функций основной задаче: формированию целостного человека, гармоничному развитию индивидуальности и воспитанию личности.
Модели обучения постоянно видоизменяются и сейчас проблемно-развивающий процесс обучения мы уже относим к традиционному его типу. Традиционный процесс обучения в настоящее время осуществляется в виде педагогической или андрагогической модели.
Когда мы говорим о модели обучения, мы имеем в виду систематизированный комплекс основных закономерностей деятельностей обучающегося и обучающего. При этом необходимо учитывать и другие компоненты процесса обучения: содержание, источники, средства, формы и методы.
Рассмотрим, насколько использование ЭОР удовлетворяет требованиям теории развивающего обучения П. Я. Гальперина [6].
 
Таблица 1 – Применение ЭОР на уроке развивающего обучения
Этап урока Тип ЭОР Технические условия применения
Взывание исходной мотивации Видеофрагмент, анимация, иллюстрация, презентация или интерактивное задание Мультимедийный компьютер или класс мультимедийных компьютеров
Подкрепление и усиление возникшей мотивации Презентация, интерактивное задание Мультимедийный компьютер или класс мультимедийных компьютеров
Создание мотивации на этапе завершения урока Презентация Мультимедийный компьютер
Поэтапное формирование умственных действий
1. Предоставление ученику ориентировочной основы действий
Гипертекст, гипертекст с иллюстрациями, иллюстрация, видеофрагмент, схема, график, чертеж, презентация Мультимедийный компьютер
2. Показ процесса решений типовых заданий Гипертекст, гипертекст с иллюстрациями, презентация, видеофрагмент Мультимедийный компьютер или класс мультимедийных компьютеров
На втором этапе
1. Выполнение учеником действий в развернутой форме всех видов входящих в данное действие операций
Интерактивное задание Класс мультимедийных компьютеров
2. Осуществление пооперационного контроля за действием ученика Интерактивное задание Класс мультимедийных компьютеров
3. Выполнение учеником только типовых заданий, рассмотренных на первом этапе Интерактивное задание Класс мультимедийных компьютеров
4. Выполнение учеником в речи (письме) всего того, что выполняется им практически    
На третьем этапе
Выполнение действий в письменной форме с опорой на ориентировочную основу действий, а затем без неё
Интерактивное задание, тестовые задания Класс мультимедийных компьютеров
На четвертом этапе
выполнение действий в умственной форме
Тестовые задания Класс мультимедийных компьютеров
 
 
Пример. Автор урока Чуприянова Елена Афанасьевна,учитель начальных классов высшей квалификационной категории, победитель конкурса учителей ПНП «Образование», 2007 г., МОУ «Гимназия № 62» г. Новокузнецка 
Урок русского языка по теме «Сильные и слабые позиции согласных звуков в служебных словах» разработан по программе В. В. Репкина, Е. В. Восторговой, Т. В. Некрасовой; система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В.Давыдова для 2-го класса.
На предыдущих уроках учащиеся узнали, что согласные звуки могут находиться в слабых и сильных позициях. Они обнаружили проблемный характер обозначения буквами согласных звуков в слабой позиции, поэтому записывают слова с пропуском орфограмм слабых позиций.
На данном уроке им предстоит ответить на вопрос: как быть с орфограммами слабых позиций в служебных словах?
Тип урока: решение частных задач на конкретизацию общего способа действия.
Структура урока:
1. Создание ситуации успеха (мотивации).
2. Постановка задачи.
3. Моделирование.
4. Проверка работы полученного способа.
5. Итоговая рефлексия.
Реализовать первые два этапа помогает применение цифровых образовательных ресурсов. Для создания ситуации успеха применяем тренинг № 70 на выделение орфограмм слабых позиций (http://school-collection.edu.ru/catalog/res/31176c72-6b6d-4d80-8c8f-c2ce...).

3. Учебная ситуация

Учебная ситуация –особая единица учебного процесса, в которой учащиеся с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например переформулируют, или предлагают свое описание и т. д., частично – запоминают.
Познакомьтесь с подготовленным к введению ФГОС НОО пособием «Рекомендации по проектированию учебного процесса, направленного на достижение требований стандарта к результатам освоения основных образовательных программ» [14], где говорится, что необходимо опираться на способы реализации деятельностного подхода.
Проектирование учебного процесса с опорой на ЭОРы необходимо рассматривать именно в контексте учебной ситуации.
Для этого приоритетным является:
  • определение педагогических задач, решаемых на данном этапе учебного процесса, например, формирование навыков устной или письменной речи (ЭОР ради цели, а не цель под ЭОР!);
  • отбор учебного материала + ЭОР (ЭОР дополняет учебник, плакат, речь учителя);
  • определение способов организации учебных ситуаций (методических средств, дидактического обеспечения, порядка действий учителя, порядка взаимодействия учащихся) (ЭОРы бывают информационные, практические, контролирующие);
  • прогнозирование возможных действий детей.
Проектируя учебные ситуации,необходимо иметь в виду, что они строятся с учетом:
  • возраста ребенка (то, что провоцирует на действие младшего школьника, оставляет равнодушным и пассивным подростка);
  • специфики учебного предмета (учебная ситуация в сфере искусства качественно отличается от учебной ситуации в сфере точных наук типами формируемых умений);
  • меры сформированности действий учащихся (исполнительских, не требующих активного содействия педагога, или ориентировочных, которые могут осуществляться, особенно поначалу, только при активном участии учителя).

 

Шаблон описания учебной ситуации

Предложен М. А. Горюновой и О. Н. Шиловой на дистанционном тренинге тьюторов программы «Интел – обучение для будущего» в октябре 2010 г. [7].
Общие данные
1. Фамилия Имя Отчество  
2. Учебный предмет  
3. Учебная тема  
4. Возраст учащихся (класс)  
5. Планируемые результаты изучения учебной темы
(при описании/конкретизации планируемых результатов можно использовать формулировки – Образ выпускника – 2020[1])
  Личностные[2]  
Метапредметные[3]
  •  
Предметные
  •  
  •  
  •  
6. Учебные ситуации, деятельность учащихся в рамках которых приведет к достижению планируемых результатов
 
  1.  – 6….
Личностные**:
Метапредметные**:
Предметные:
7. Разработка одной из учебных ситуаций
Название  
Планируемые результаты обучения  
Краткое описание ситуации  
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов (см. указания по компетентностному подходу при разработке учебных ситуаций) 1.
2.
3.
4.
5.
Действия учителя для создания условий достижения запланированных результатов 1.
2.
3.
8. Критерии оценивания одного из заданий
  (приведите здесь формулировку задания) (здесь или сразу под таблицей разместите разработанные критерии оценки задания)


[1]http://letopisi.ru/index.php/Образ_выпускника_2020/1
[2]Личностные и метапредметные цели/планируемые результаты тщательно продумываются и прописываются в учебных программах, относящихся к изучению школьных предметов. При изучении учебных тем они могут быть конкретизированы и достигаться частично либо в определенном контексте. Иными словами, достижение личностных и метапредметных результатов не может быть полностью и адекватно оценено при освоении только части учебной программы.
[3]При конкретизации личностных и метапредметных результатов возможно использование следующих формулировок: нацелены на …, способствуют..., позволяют… и т.п. Также в рамках одной учебной темы для разных учебных ситуаций эти планируемые результаты, естественно, могут повторяться.

4. Указания по реализации компетентностного подхода при разработке учебных ситуаций

В помощь учителю для составления вопросов подготовлен «Конструктор» основанный на классической классификации учебных целей, разработанной Б. Блумом [1, 2, 9].
Пример конструирования задачи по работе с текстом:
«…Мы поселились на берегу океана в маленьком старом доме. Он отчаянно нуждался в ремонте. Среди прочего – не открывалось окно в моем кабинете. Пришѐл плотник, починил раму, сменил подоконник. Когда он закончил работу, окно стало открываться, но погас свет. Приглашѐнный электромонтѐр обнаружил, что в проводку был забит гвоздь, вызвавший короткое замыкание. Он поправил дело, лампы зажглись, но тут оказалось, что в итоге его возни оконное стекло треснуло. Явился стекольщик, сменил стекло, но умудрился изрядно исцарапать раму. Я позвал маляра, чтобы навести окончательный лоск. Теперь все в порядке, объявил я, после чего выяснилось, что окно, покрашенное в закрытом положении, опять не открывается…» (из книги Лоуренса Дж. Питера «Принцип Питера или почему дела идут вкривь и вкось»).
Задания 
7. ОЗНАКОМЛЕНИЕ. Прочитайте текст самостоятельно и составьте перечень операций (действий), которые выполняли работники.
14. ПОНИМАНИЕ. Приведите пример (не из текста) того, что результаты (отрицательные) работы одного человека могут создать проблемную ситуацию, которую должен будет решать другой.
15. ПРИМЕНЕНИЕ. Изобразите последовательность операций, производившихся с окном, в виде схемы.
23. АНАЛИЗ. Проанализируйте позицию Л. Питера с точки зрения выраженности в ней рационализма и прагматизма.
34. СИНТЕЗ. Напишите возможный наиболее вероятный сценарий продолжения сюжета.
39. ОЦЕНКА. Предложите возможные критерии оценки работы специалистов, приходивших в дом к Л. Питеру.
Ниже приведён своего рода «словарь глаголов-действий», на которых имеет смысл строить соответствующие задачи (упражнения) в соответствии с базовой типологией учебных целей.
Ознакомление:знать, классифицировать, цитировать, выбирать, проверять, определять, описывать, находить, группировать, полагать, отождествлять, относить к (какой-либо) категории, составлять список, определять место в системе, противопоставлять, называть, выдвигать, пренебрегать, обрисовывать в общих чертах, выискивать, указывать, брать в кавычки, напоминать, повторять вновь, повторять наизусть, устанавливать, восстанавливать, говорить, отбирать, показывать, сортировать, образовывать, констатировать, рассказывать, подсчитывать, слегка затрагивать.
Понимание:понимать, изменять, переделывать, толковать, расширять, смягчать, квалифицировать, преобразовывать, обновлять, вносить разнообразие, интерпретировать, принимать во внимание, аннотировать, определять, демонстрировать, объяснять, разъяснять, делать выводы, обрисовывать в общих чертах, разбирать трудные места, экстраполировать, прогнозировать, вычислять, ожидать, выдвигать, проектировать, предполагать, планировать, доказывать.
Применение:применять, перенимать, извлекать выгоду, извлекать пользу, потреблять, формировать, классифицировать, приводить, приводить в соответствие, выделять, развивать, оказывать воздействие, разрабатывать, трактовать, мобилизовывать, манимулировать, заниматься, вводить в действие, вводить в употребление, пользоваться, устанавливать связь, решать, пытаться, обсуждать, использовать, обладать, организовывать, действовать в соответствии.
Анализ:проверять, подразделять, контролировать, обсуждать, дифференцировать, анализировать, рассматривать, выводить, изображать схематически, исследовать, включать, детально изучать, делать выводы, разбирать, аргументировать, отделять, упрощать, выражать в форме силлогизма, разделять, делать обзор, искать, разбивать на части, делать критический обзор, сортировать, испытывать, раскрывать, доказывать, выявлять.
Синтез:смешивать, строить, создавать, комбинировать, компилировать, составлять, конструировать, вызывать, учреждать, постигать, развивать, проектировать, разрабатывать, совершать, формировать, формулировать, порождать, делать, доводить до полного развития, комплектовать, модифицировать, давать начало, производить, планировать, регистрировать, реорганизовывать, переделывать, перестраивать, пересматривать, структурировать, представлять.
Оценка:расценивать, испытывать, принимать, оценивать, присуждать, выносить осуждение, награждать, классифицировать, осуждать, критиковать, заключать, описывать, решать, отличать, выделять, распоряжаться, определять, объяснять, сортировать, интерпретировать, оправдывать, распознавать, отдавать приоритет, устанавливать, исчислять, ранжировать.

5. Примеры готовых учебных ситуаций, разработанных с опорой на электронные образовательные ресурсы 

Пример 1 

 

Общие данные
1. Фамилия Имя Отчество Боташова Нина Александровна
2. Учебный предмет Химия
3. Учебная тема Химическая связь. Ковалентная связь.
  Источник ЭОР Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru)
  Ресурс Образование ковалентной неполярной связи (№ 132121). Образование ковалентной полярной связи (№ 132122)
  Вид ЭОР Анимация
  Аннотация Образование ковалентной полярной (неполярной) связи
4. Возраст учащихся (класс) 11класс
5. Разработка учебной ситуации «Ковалентная связь» (урок изучения нового материала)

 
Личностные:
- интерес к знаниям;
- самостоятельность;
- саморазвитие и самореализация;
- творческий потенциал;
- любознательность.
Метапредметные:
- умение наблюдать;
- умение анализировать;
- развитие абстрактного мышления;
- установление причинно-следственных связей.
Предметные:
Знать понятия:«атом», «молекула», «строение атома», «химическая связь», «электроотрицательность», «заряд иона», «атомные s-, p-, d- орбитали».
Уметь определять:
- степень окисления химических элементов;
- заряд иона;
- вид химической связи;
- пространственное строение молекул;
- тип кристаллической решетки.
Характеризовать:
- s-, p-, d- элементы;
- вид химической связи.
Объяснять:
- зависимость свойств химического элемента от положения в периодической системе Д. И. Менделеева;
- зависимость свойств веществ от строения молекулы;
- природу и способы образования химической связи.
  Краткое описание ситуации Обучающиеся на уроке работают с ЭОР, отвечают на вопросы, заполняют таблицу.
  Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
  1. Ознакомление:
1.1 С ЭОР «Образование ковалентной неполярной связи». «Образование ковалентной полярной связи».
  1. Понимание:
2.1 Что такое ковалентная связь?
2.2 Какие разновидности ковалентной связи существуют?
2.4 Какие силы действуют при образовании ковалентной связи? Почему?
2.5 Отчего зависит кратность связи?
2.6 Какие механизмы образования ковалентной связи вы знаете?
  1. Анализ:
3.1 Сравните обменный и донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи, найдите сходство и различия.
  1. Синтез:
4.1 Предложите алгоритм определения ковалентной полярной и неполярной связи.
4.2 Заполните таблицу (Приложение 1)
  1. Оценка:
5.1 Определите, какие условия необходимы для образования ковалентной связи в молекулах.
5.2 Оцените значение электроотрицательности в образовании ковалентной связи.
  Действия учителя для создания условий достижения запланированных результатов
1. Предоставить ЭОР или указать ссылку на его местонахождение в Интернете.
ЭОР 1. Образование ковалентной неполярной связи.
ЭОР 2. Образование ковалентной полярной связи.
2. После просмотра ЭОР задать вопросы на понимание (2.1 – 2.6).
3. Сравнение разных механизмов образования ковалентной связи с нахождением сходства и различий.
4. Составление алгоритма определения ковалентной связи, ее разновидности и механизма образования.
5. Заполнение таблицы (Приложение 1).
6. Критерии оценивания одного из заданий Приложение 2
 
 
Приложение 1. Ковалентная связь

Название вещества, иона Формула вещества, иона Схема образования молекулы, иона Механизм образования молекулы Разновидность ковалентной связи
Бром        
Азот        
Ион аммония        
Сероводород        
Аммиак        
Ион гидроксония        
Вода        
 
Приложение 2. Критерии оценивания заполнения таблицы

  3 балла 1 балл 0 баллов
1. Формула вещества Правильно составлена Ошибка в индексах Неверно составлена
2. Схема образования молекулы, иона Правильно указано количество неспаренных электронов, общих электронных пар, заряд иона Правильно указано количество неспаренных электронов Неверно указано количество неспаренных электронов, общих электронных пар, заряд иона
3. Определение механизма образования молекулы, иона Правильно указан механизм образования молекулы, иона - Не правильно указан механизм образования молекулы, иона
4. Определение разновидности ковалентной связи. Правильно указана разновидность ковалентной связи - Не правильно указана разновидность ковалентной связи

Пример 2
 

Общие данные
1. Фамилия Имя Отчество Морозова Марина Васильевна
2. Учебный предмет Литература
3. Учебная тема Образы сказки «Царевна-лягушка»
  Источник ЭОР Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов www.fcior.edu.ru
  Ресурс Фольклор. Своеобразие русской народной сказки (базовое изучение)
  Вид ЭОР Открытая образовательная модульная мультимедийная система (ОМС)
  Аннотация В данном модуле перед учащимися поставлена следующая задача: познакомиться со своеобразием жанра, художественными особенностями сказки, классификацией русских народных сказок. В модуле важно узнать характерные жанровые особенности русской народной сказки, выявить ее признаки, познакомиться со сказочными сюжетами. Данный модуль даст возможность учителю организовать знакомство учащихся с жанром русской народной сказки. Модуль состоит из пяти информационных сцен. Информация во всплывающих окнах сделает представление учащихся о данном фольклорном жанре более полным
4. Возраст обучающихся  5 класс
5. Разработка одной из учебных ситуаций
  «Пофантазируем. Творческая работа» Личностные:
- использование для решения коммуникативных задач различные источники информации.
Метапредметные:
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность;
- умение работать с разными источниками.
Предметные:
- умение характеризовать героев;
- умение создавать сочинения на заданную тему.
  Краткое описание ситуации При изучении сказки «Царевна-лягушка» обучающимся предлагаются вопросы, на которые нет ответа в произведении:
  1. За что Кощей Бессмертный превратил Василису Премудрую в лягушку?
  2. Почему Баба-Яга помогает Ивану-Царевичу (рассказывает о смерти Кощея) и тем самым помогает погубить Кощея Бессмертного?
Обучающимся предлагается сочинить сказку по одной из предложенных тем, но прежде самостоятельно изучить ЭОР «Герои русских народных сказок». Научные сведения о Бабе-Яге и Кощее Бессмертном позволят расширить представления пятиклассников о них, помогут в создании творческой работы.
  Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
1. Ознакомление:
1.1 Изучите материал ЭОРа – Фольклор. Своеобразие русской народной сказки (базовое изучение). Часть 1 «Образ Бабы-Яги»; часть 2 «Образ Кощея Бессмертного».
1.2 Запишите черты характера, присущие Бабе-Яге и Кощею Бессмертному. Какие поступки совершают герои в сказках, какие могли бы совершить?
2. Понимание:
2.1 Как могли складываться отношения героев до начала истории, рассказанной в сказке «Царевна-лягушка»?
Какова возможная причина конфликта Василисы Премудрой и Кощея Бессмертного? Какова возможная причина конфликта Кощея Бессмертного и Бабы-Яги?

  1. Применение:
3.1 Составьте план вашей сказки.
Запишите текст сказки на черновик, следуя разработанному вами плану.
4. Анализ:
4.1. Отредактируйте черновик.
5. Оценка:
5.1 Подумайте, будет ли интересна ваша сказка одноклассникам?
  Действия учителя для создания условий достижения запланированных результатов
  1. Сформировать мотивацию обучающихся на выполнение учебной ситуации.
  2. Предоставить ЭОР или указать ссылку на него.
  3. Проверить черновики обучающихся, дать рекомендации по совершенствованию текстов.
6. Критерии оценивания 5.1 Творческий подход к оформлению работы (наличие иллюстраций к своей сказке) – до 3 баллов.
  • Наличие плана – до 2 баллов.
5.3 Сюжет сказки объясняет отношения Бабы-Яги и Василисы Премудрой с Кощеем до событий в сказке «Царевна-лягушка» – до 3 баллов.
5.4 Речевые ошибки:
0-1 ошибка – 5 баллов.
2-3 ошибки – 3 балла.
4-более ошибок – 1 балл.
Перевод баллов в оценку:
12-13 баллов – «5»;
8-11 баллов – «4»;
5-7 баллов – «3».
7. Пример выполненного задания
Василиса Премудрая, Баба-Яга и Кощей Бессмертный
План
1. В царстве царя Берендея.
2. Зависть Кощея и гибель царства Берендея
3. Василиса Премудрая – лягушка-квакушка.
В некотором царстве, в некотором государстве правил мудрый волшебник царь Берендей. Процветало его царство-государство. Люди жили в мире и согласии. Дома их были крепкими и красивыми. Сады круглый год цвели и плодоносили. Вокруг была такая красота, что люди из соседних царств только диву давались. Даже сама смерть обходила эти места. Царь Берендей запретил ей близко подходить к границам своего царства. Люди не умирали и не болели. Они хорошо и упорно трудились, а царство-государство крепло и богатело.
Позавидовал этому счастью старый царь Кощей, правитель соседнего мрачного царства. Он был жадным и скупым, заставлял людей работать день и ночь, а все, что у них было, отбирал, продавал. Деньги складывал в сундук, а потом чахнул над ними. Люди в страхе стали бежать к царю Берендею. Постепенно пустело царство Кощея, не с кого было уже собирать дань, перестали наполняться его сундуки золотом. Даже единственная дочь его Василиса покинула царство отца. Задумал он отомстить Берендею. Обратился к старой ведьме Бабе-Яге за советом. Баба-Яга произнесла страшное заклятье и сняла защиту царя Берендея с границ его государства. Вмиг появилась смерть, погубила она жителей царства Берендея, разрушила дома, сожгла сады. Только дочери Кощея Василисе удалось спастись. Ее уберегла Баба-Яга. И направилась смерть дальше к самому царю Кощею. Узнал об этом Кощей и снова призвал на помощь Бабу-Ягу. Баба-Яга обратила его смерть в иглу, иглу поместила в яйцо, яйцо – в утку, утку – в зайца, зайца посадила в ларец и повесила его на самый высокий дуб. С той поры звали Кощея Бессмертным. И еще больше стали бояться его люди. Всех обирал он, только Бабу-Ягу не трогал. Знала она его страшную тайну.
Василиса жила у Бабы-Яги. Старая ведунья обучала Василису всяким премудростям, передала ей все свои знания и силу волшебницы. Стала Василиса помогать людям: лечила их, давала советы, как растить хороший урожай, воспитывать детей, а самое главное – научила обманывать Кощея, и теперь не мог он забирать у людей все без остатка. За это и прозвали ее Василиса Премудрая. Узнал об этом Кощей, вскрыл ларец со своей смертью, отколол маленький кусочек от иглы, сел на коня и поскакал к избушке на курьих ножках. Дождался, пока Баба-Яга уйдет в лес. Приказал избушке повернуться к лесу задом, а к нему передом, зашел и бросил кусочек иглы в Василису. Глубоко вздохнула она и умерла. Обрадовался Кощей, что никто ему больше не будет мешать копить свои богатства и уехал. Возвратилась Баба-Яга из леса, увидела мертвую Василису, обрызгала ее мертвой и живой водою, прочитала заклинание. Но стара она уже стала, да и силу всю свою передала Василисе. Василиса Премудрая ожила, но превратилась в лягушку-квакушку. Три года каждый день она должна была носить теперь лягушачью кожу и только ночью снова превращалась в девицу-красавицу. Теперь каждое утро, обливаясь слезами, носила Баба-Яга лягушку на топкое болото, а вечером Василиса возвращалась домой в облике человека…

Пример 3

 

Общие данные
1. Фамилия Имя Отчество Будаева Татьяна Леонидовна, Фёдорова Любовь Валентиновна
2. Учебный предмет Окружающий мир
  Источник ЭОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов – http://school-collection.edu.ru
  Ресурс Виртуальные экскурсии по Московскому Кремлю (№ 198140).
ЭОР 1. Виртуальные экскурсии по Московскому Кремлю (вступление).
ЭОР 2. Большой Кремлёвский дворец (видеофрагмент).
ЭОР 3. Государственный Кремлёвский дворец (видеофрагмент).
ЭОР 4. Спасская башня (видеофрагмент).
ЭОР 5. Царь-пушка (видеофрагмент).
ЭОР 6. Царь-колокол (видеофрагмент).
  Вид ЭОР Видеоэкскурсия
  Аннотация Видеоэкскурсия. 3D-путеводитель по Московскому Кремлю. Каталог строений содержит сводную информацию обо всех основных церковных и гражданских постройках, расположенных на территории музея-заповедника (Классы 5-10, Предметы: История. Мировая художественная культура, Строительство Московского Кремля. Ансамбль Московского Кремля.
«Окружающий мир», 2 класс, Федотова О. Н. Трафимова, С. А. Трафимов.)
3. Учебная тема История Московского Кремля
ЭОР из Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов «Виртуальные экскурсии по Московскому Кремлю: Большой Кремлёвский дворец, Государственный Кремлёвский дворец, Спасская башня, Царь-пушка, Царь-колокол»
4. Возраст учащихся (класс) 8 лет (2 класс)
7. Разработка одной из учебных ситуаций
Название Подготовка к выполнению и выполнение домашнего задания «Достопримечательности Московского Кремля»
Планируемые результаты обучения
Личностные:
- развитие интереса к истории родной страны.
Метапредметные:
- формирование умения работать с информацией: находить, извлекать, наблюдать и делать выводы;
- умение оформлять полученную информацию в виде небольшого текста (устно);
- умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для удовлетворения познавательных интересов;
- умение учиться планировать свою деятельность;
- умение проверять успешность выполнения своего задания в диалоге со взрослым.
Предметные:
- описывать изученные события из истории Отечества (история Московского Кремля, его достопримечательностей)
Краткое описание ситуации Учебник, с. 101, задание. Детям предлагается рассказать о достопримечательностях Московского Кремля.
Используется ЭОР из Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов.
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
1. Ознакомление:
Прочитайте или прослушайте текст с видео фрагментами (работа с электронным ресурсом):
Виртуальные экскурсии по Московскому Кремлю (вступление)
Большой Кремлёвский дворец (видеофрагмент)
Государственный Кремлёвский дворец (видеофрагмент)
Спасская башня (видеофрагмент)
Царь-пушка (видеофрагмент)
Царь-колокол (видеофрагмент).
2. Понимание:
О каких достопримечательностях Московского Кремля ты теперь можете рассказать? Что вам хочется рассказать о каждой из них? Назовите интересные исторические факты.
3. Применение:
Выключите звук диктора; сыграйте роль гида – озвучьте виртуальную экскурсию по Московскому Кремлю, не выключая демонстрацию изображений. Родители пусть «побудут в Москве гостями из других городов» и послушают тебя.
4. Анализ:
Составьте список достопримечательностей, о которых ты можешь рассказать своим одноклассникам и первоклассникам.
5. Синтез:
Опираясьте на рисунок-схему Московского Кремля в учебнике для 1-го класса, на страницах 70-71, подготовьте рассказ для одноклассников и первоклассников о достопримечательностях Московского Кремля.
6. Оценка:
Как считаете, в вашем рассказе есть интересные исторические факты о достопримечательностях Московского Кремля?
Действия учителя для создания условий достижения запланированных результатов
 
1. Привлечь  родителей к открытию электронного ресурса из Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов, перейдя по ссылке, указанной учителем.
2. Дать рекомендации родителям, как организовать работу с детьми дома по данному ресурсу.
3. Предложить обучающимся выполнить задание по электронному ресурсу из Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов. Помощь родителей – сыграть роль гостей города Москвы и послушать рассказ ребёнка.
8. Критерии оценивания одного из заданий
  Задание для обучающихся:
подготовить рассказ для одноклассников и первоклассников о достопримечательностях Московского Кремля.
В рассказе приведены интересные исторические факты о достопримечательностях Московского Кремля (Большой Кремлёвский дворец, Спасская башня, Государственный Кремлёвский дворец 50-летие в 2011 г.).

Список литературы


 
 

  1. Bloom, B. S. Taxonomy of Educational Objectives, Handbook I: The Cognitive Domain / B. S. Bloom. – New York : David McKay Co Inc, 1956.
  2. Krathwohl, D. R. Taxonomy of Educational Objectives, the Classification of Educational Goals D. R. Krathwohl, B. S. Bloom, B. B. Masia. –1973.
  3. Булынский, Н. Н. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов вуза: в помощь преподавателю / Н. Н. Булынский, Н. В. Парская, Е. А. Крапивина. – Челябинск : Энциклопедия, 2008. – 41 с. : ил., табл.; 20 см. – (Педагогическая теория и практика).
  4. Воловоденко, А. С. Самостоятельная учебная деятельность старшеклассников профильной школы на основе комплекса мультимедийных дидактических средств : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Воловоденко Анжела Сергеевна. – Омск, 2009. – 22 с.
  5. Школа информационной культуры: интеграция проектного менеджмента и информационно-коммуникационных технологий: учебно-методическое пособие / [ Е. А. Вострикова, Т. А. Суханова, Л. Г. Григорьева и др. ; под рук. Е. А. Востриковой]. – Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК, 2010. – 110 с.
  6. Вострикова, Е. А. Мультимедийный урок в современной школе: интеграция педагогических и информационных технологий : монография / Е. А. Вострикова, Н. Н. Огольцова ; ком. образования и науки администрации г. Новокузнецка, МАОУ ДПО ИПК. – Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК, 2009. – 174 с. : ил., табл.; 21 см.
  7. Горюнова, М. А. Принципы и эффекты разработки и проведения дистанционного тренинга «Проектирование учебных ситуаций в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения» : материалы всероссийской XVII конференции представителей региональных научно-образовательных сетей «RELARN-2010» (27 сентября – 1 октября 2010 г., Нижний Новгород-Углич.) / М. А. Горюнова, О. Н. Шилова [электронный ресурс]. – С. 162–168. – Режим доступа : http : // www.relarn.ru/conf/conf2010/list_tez.pdf/. – Дата обращения : 16.03.2012.
  8. Граник, Г. Г. Когда книга учит / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. – Москва : Педагогика, 1988. – 189, [2] с. ; 20 см. - (Б-ка учителя и воспитателя).
  9. Илюшин, Л. С. «Конструктор задач» как инструмент создания  дидактического текста. Методология и инструментарий / Л. С. Илюшин [электронный ресурс]. – Режим доступа : http : // schoolnano.ru/schoolnano/­schoolnano/schoolnano/sites/default/files/f3/d7/fb/e4/8c/39/b7/5c/00/75/2f/55/ea/d0/92/14/ Конструктор задач как инструмент создания дидактического текста.pdf. – Дата обращения : 16.03.2012.
  10. Какпроектироватьуниверсальныеучебныедействиявначальнойшколе. Отдействияк мысли : пособие для учителя / [А. Г. Асмолов и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. – 3-е изд. – Москва : Просвещение, 2011. – 151, [1] с. : ил., табл. ; 21 см. – (Стандарты второго поколения).
  11. Митрохина, С. В. Развитие самостоятельной деятельности обучающихся при изучении математики в системе «общеобразовательная школа-вуз» : автореферат дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / Митрохина Светлана Васильевна. – Орел, 2009. – 43 с.
  12. Осин, А. В. ЭОР нового поколения: открытые образовательные модульные мультимедиа системы [электронный ресурс]. – Режим доступа : http : // ed.gov.ru/files/materials/5192/eor_np.doc.
  13. Оспенникова, Е. В. Развитие самостоятельности учащихся при изучении школьного курса физики в условиях обновления информационной культуры общества : автореферат дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / Е. В. Оспенникова. – Челябинск : Челяб. гос. пед. ун-т, 2003. – 46 с.
  14. Рекомендации по проектированию учебного процесса, направленного на достижение требований стандарта к результатам освоения основных образовательных программ [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http : // standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=244.
  15. Федорова, М. А. Учебное задание как средство формирования самостоятельной деятельности школьников : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / М. А. Федорова. – Орел, 2002. – 196 с.