Разработка современных образовательных технологий, обеспечивающих использование ЭОР в соответствии с ФГОС

    Выберите действие:

Проект: «Разработка современных образовательных технологий, включая разработку комплектов учебно-методических материалов для учителей, обеспечивающих использование ЭОР в соответствии с ФГОС»

 

Целью проекта является повышение уровня использования в практике работы учреждений общего образования инновационных образовательных технологий, обеспечивающих достижение качественно новых результатов общего образования в соответствии с требованиями ФГОС, за счет разработки комплексных методических материалов, открывающих возможности для педагогически эффективного использования инструментов и средств ИКТ и ЭОР в целях развития обучающихся и достижения требований ФГОС.

 

Постановка проблемы.

Достижение целей, заявленных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., невозможно без последовательной системной трансформации общего образования, его перехода на новый качественный уровень, в режим инновационного функционирования.

Основу для системных изменений закладывает предусмотренный президентской инициативой «Наша новая школа» федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) общего образования, одной из важнейших особенностей которого является требование реализации деятельностного подхода в процессе обучения. Это требование нового стандарта вызвано необходимостью достижения качественно новых результатов образования, обеспечивающих успешность как обучения, так и социализации школьников, успешность их подготовки к жизни в условиях инновационной экономики. Оно находит проявление в использовании современных образовательных технологий, предполагающих изменения в способах организации учебной деятельности школьников и в системе выполняемых ими учебных заданий.

Современные образовательные технологии должны способствовать формированию способности учащихся к решению широкого круга учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных как на прочном владении учащимися понятийным и фактическим аппаратом изучаемых предметов, так и на владении навыками:

  • самостоятельного приобретения знаний, их переноса и применения в новых ситуациях, интеграции знаний из двух и(или) нескольких учебных предметов;

  • решения (разрешения) проблем и проблемных практико-ориентированных ситуаций;

  • сотрудничества и коммуникации;

  • самоорганизации и саморегуляции;

  • самоопределения, включая навыки познавательной и личностной рефлексии и ценностно-смысловые установки.

Необходимым условием формирования указанных способностей является, прежде всего, включение учащихся в такие учебные ситуации, которые требуют от них активных действий по определению смысла изучаемого, по формированию ориентировочной основы учебных действий и их использованию при решении практико-ориентированных и творческих заданий, в том числе – проектных заданий; заданий, требующих поиска и обработки информации, преобразования известной и создания новой информации, групповых и индивидуальных заданий. Как показывают результаты исследований, введение в обучение инноваций, направленных на формирование перечисленных выше «навыков XXI века», неразрывно связано с интеграцией ИКТ в учебный процесс. При этом полученные данные свидетельствуют, что использование ИКТ тем сильнее связано с инновационными практиками, чем выше уровень использования этих технологий учителем и/или учащимися.

В то же время анализ существующей практики обучения показывает, что в настоящее время наиболее часто разрабатываются и используются такие модели, в рамках которых учителя применяют ИКТ преимущественно в административных целях или как вспомогательное техническое средство, а учащиеся – для отработки алгоритмических действий и закрепления навыков, для создания или редактирования текстов и презентаций с использованием текстового редактора и редактора презентаций.

К сожалению, эти модели и созданные на их основе программные продукты и электронные образовательные ресурсы (ЭОР) не покрывают полностью сущностные потребности современной системы образования. Их распространенность обусловлена недостаточной разработанностью педагогических аспектов использования ИКТ и ЭОР для обучения и учения и как следствие – недостаточной квалификацией учителей, которые не в состоянии самостоятельно преодолеть противоречие между существующими потенциальными и реализуемыми на практике возможностями ИКТ и ЭОР.

Современной школе нужна новая модель использования ИКТ и ЭОР, которую условно можно описать следующим образом: ИКТ как инструмент реализации деятельностного подхода. Это предполагает разработку и апробацию педагогически целесообразного и методически оправданного использования ИКТ и ЭОР как средства повышения познавательной мотивации учащихся, как инструментальной основы формирования способности учащихся к решению нового круга учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также как современного средства обучения, которое:

  • расширяет возможности информационной поддержки учебного процесса, предполагая обращение к открытому (но контролируемому) пространству информационных источников;

  • предоставляет новые возможности для предъявления задания учащимся и новые средства и способы его выполнения, в том числе на основе освоения как базовых, так и более сложных навыков владения средствами ИКТ;

  • создает возможности для организации деятельности учащихся, в том числе – для постановки задачи и мотивации их учебной деятельности, для отслеживания их продвижения при выполнении того или иного задания, для фиксации промежуточных и окончательных вариантов (версий) выполнения задания; для взаимо- и самооценки полученных результатов;

  • создает возможности для индивидуализации учебного процесса;

  • создает возможности для общения учащихся между собой, с учителем, другими людьми вне классной комнаты.

В рамках данного проекта для достижения цели были созданы комплексные учебно-методические материалы, обеспечивающие органическое включение использования инструментов и средств ИКТ и ЭОР в образовательный процесс по предметам начальной и основной школы, включая методические сценарии их использования в учебном процессе (на примерах ключевых тем, уроков и занятий).

 

Разработанные методические сценарии проведения уроков (400 для начальной и 340 для 5–6 классов основной школы) предусматривают использование различных инструментов и средств ИКТ и ЭОР, естественным образом сочетающихся с реальной совместной деятельностью учителя и учащихся на занятии. Сценарии охватывают все необходимые этапы образовательного процесса: от мотивации до углубленной самостоятельной проработки учебного материала, обратной связи и рефлексии и учитывают возрастные особенности учащихся соответствующей ступени обучения.

Методические сценарии отражают и направляют не только деятельность учащихся, но и деятельность учителя. Обязательными составляющими методического сценария являются:

  • материалы, служащие для мотивации и постановки проблемы;

  • четкая формулировка учебной задачи;

  • учебные задания, направленные на уточнение смысла и сущностных особенностей вновь вводимой информации (нового материала);

  • учебные задания, направленные на первичное закрепление и более глубокое осознание нового материала в ходе самостоятельной – индивидуальной и/или групповой учебной деятельности (учебно-исследовательской, преобразующей, проектной, обсуждений, инсценировок и др.) и подведение предварительных итогов;

  • материалы для осуществления обратной связи и управления деятельностью учащихся, в том числе – оценочные листы и листы продвижения по заданию;

  • материалы для самооценки учащихся и рефлексии;

  • методические рекомендации для учителя,

  • информационно-технологические материалы: веб ссылки и описания основных используемых ресурсов и средств обучения с ИКТ и ЭОР.

Разработанные методические сценарии были апробированы в образовательных учреждениях для их комплексного изучения с точки зрения доступности, педагогической эффективности и целесообразности широкого использования образовательными учреждениями.

Задачами апробации было:

  1. Выявление доступности и педагогической эффективности разработанных материалов.

  2. Формирование замечаний, предложений по коррекции и доработке материалов.

  3. Вовлечение профессионального педагогического сообщества в процесс совершенствования создаваемых материалов.

  4. Формирование у участников образовательного процесса (учителей, методистов, руководителей органов управления образованием и др.) позитивного отношения к использованию вновь созданных материалов в учебно-воспитательном процессе.

 

Изучение и анализ мнений, особых оценок и комментариев участников апробации показали актуальность и педагогическую целесообразность использования разработанных методических сценариев, а также общий позитивный настрой участников образовательного процесса на внедрение разработанных материалов в практику работы начальной и основной школы.

 

400 методических сценариев проведения уроков (занятий) с использованием ИКТ и ЭОР, включая методические рекомендации и информационно-технологические материалы для учителей начальной школы (1-4 классы), по 9-ти предметам:

 

340 методических сценариев проведения уроков (занятий) с использованием ИКТ и ЭОР, включая методические рекомендации и информационно-технологические материалы для учителей основной школы (5-6 классы), по 11-ти предметам: